Подушки безопасности от Азарова. Насколько страна готова к новой волне кризиса?

Сколько лесных дорог мы построим в 2012? Ответ на этот вопрос надо искать не только в проекте бюджета 2012, или заявлениях с трибун разного калибра,  но и в таких интервью… М.П.

Наша очередная встреча с премьер-министром состоялась 19 сентября. На этот раз дискуссия была посвящена, пожалуй, наиболее злободневному для нашей страны вопросу: в состоянии ли экономика Украины устоять перед возможной новой волной финансового кризиса в мире?

Как известно, нынешняя неустойчивость в сфере суверенных (государственных) долгов, по мнению многих аналитиков, реально угрожает дефолтами для таких стран Евросоюза, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия. В последнее время ситуация резко обостряется и вокруг госдолга Италии. Дело даже не в том, объявят эти страны дефолты или нет, а в том, что проблема с выплатами внешних долгов уже перекочевала в крупнейшие европейские банки, прежде всего Франции и Германии, которые держали до сих пор долговые бумаги проблемных стран. В этой связи есть опасения, что ситуация снова приобретает многие признаки 2008 г.

Кредитные ставки вновь возрастают, и в банковском секторе Европы обеспокоены недоверием инвесторов, а также вероятностью новой рецессии в мире.

Все эти тенденции, если они приведут даже к малейшему спаду крупнейших экономик, не сулят ничего хорошего украинскому металлургическому экспорту, так как в случае негативного развития событий в международной торговле может вновь внезапно стать меньше денег, что приведет к падению цен на металлы, а значит — и к сокращению притока валюты в нашу экономику.

Если учесть, что и без того отрицательное сальдо внешней торговли Украины возрастает (например, по товарам в январе — июле с. г. показатель перешагнул отметку $6,6 млрд., что в два раза больше, чем в январе — июле 2010 г.), комплекс этих факторов способен спровоцировать серьезное давление и на курс гривни.

Однако, по мнению Азарова, на сегодняшний день отечественная экономика куда более устойчива, чем в 2008-м. С хаосом в государственных финансах покончено, а непомерно высокий (скрытый и официальный) дефицит госбюджета радикально уменьшен. Более того, ситуация в банковском секторе, по мнению премьера, значительно лучше — за годы кризиса финансисты все же активно расчищали свои проблемные активы.

В казне порядок — дыры есть чем закрыть

«С 18% дефицита бюджета к ВВП, которые мы имели в 2009 г., свести показатель вначале к 5%, а теперь 2,5% — тяжело. Но та работа, которую осуществляло правительство на протяжении полутора лет, позволила сократить дефицит. И это является самым главным антикризисным мероприятием, позволяющим нам сейчас говорить о том, что мы готовы к возможному мировому кризису гораздо лучше, чем это было в 2008 г., — заявил Николай Азаров в начале дискуссии. — В 2009 г. дефицит платежного баланса достигал $19 млрд. при резервах НБУ в $37 млрд. Сейчас при резервах под $40 млрд. и при нынешнем дефиците бюджета всего в 2,5%, даже если мы не сможем в случае кризиса найти внешние кредитные ресурсы, мы закроем это за счет внутренних ресурсов. Одно дело 2,5% дефицита затыкать, а другое дело 18%».

Он также отметил, что по признанию экспертов МВФ, которые беспрерывно изучают положение дел в нашей стране, нынешний бюджет, а также проект госбюджета-2012, поданный на днях в парламент, признан достаточно сбалансированным. «Если еще с РФ по газу договоримся, тогда вообще, думаю, проблем в бюджете не будет», — добавил глава правительства.

Далее он посоветовал обратить внимание на существенные отличия в поведении инвесторов и фондовых рынков сейчас и три года назад, аргументируя свой сдержанный оптимизм.

Насколько страна готова к новой волне кризиса?

«Глава МВФ заявляет, что в мире существует риск деградации крупных экономик. Глава Всемирного банка Роберт Зелик тоже говорит о грядущем кризисе. Но что было бы в 2008-м, какой была бы реакция инвесторов на эти же заявления? Все бы на рынках моментально обвалилось! Но мы ведь этого сейчас не наблюдаем. Да, кризис ликвидности, цепная реакция. Но ставка (рефинансирования. — Авт.) ФРС сейчас на минимальных уровнях — 0,25%, в ЕС — тоже почти 0%. Видимо, дело не столько в ликвидности, а в колоссальных долговых обязательствах. Проблема греческих долгов бьет и по банкам Франции, и Германии, и Великобритании. Отказ греков по обязательствам ведет к проблеме активов в других концах Европы. Но я считаю, что центробанки в состоянии закрыть и эти проблемы, и они это сделают. Поэтому я смотрю на ситуацию с осторожным оптимизмом — несмотря на все эти тревожные заявления, рынки, повторюсь еще раз, не обрушаются. Кризис в мире идет, но обернется он в худшем случае резким замедлением роста, а не спадом образца 2008-го».

В связи с возможными рецидивами давления на гривню, по словам Николая Яновича, в течение нескольких последних месяцев НБУ осуществляет меры по сохранению валютных резервов — т.е. не «сжигает» ресурсы впустую на краткосрочных колебаниях курса. «Этим, кстати, объясняются и наши споры с РФ по газу, значительной статье наших валютных расходов. Нам не трудно платить, нам просто не нужно, от-кровенно говоря, покупать сейчас, однако контракт нас жестко обязывает закупать в строго обусловленных объемах», — подчеркнул Азаров.

Впрочем, было интересно узнать мнение премьера по поводу утечки капитала из страны в связи с кризисом ликвидности в еврозоне, а также относительно некоторых сигналов, которые, возможно, уже указывают на это. Несмотря на то что Украина сегодня имеет исторически рекордные золотовалютные запасы, она, во-первых, имеет столь же рекордный уровень госдолга. Примерно каждая третья-четвертая гривня в госказне расходуется на обслуживание долгов, взятых в прошлые периоды. А значит, ресурсов для развития, инвестиций внутри страны все меньше.

Во-вторых, вполне очевидно, сегодня мало что изменилось к лучшему и в самом банковском секторе. Банки практически не кредитуют национальную экономику, а дают лишь короткие потребительские займы и, судя по некоторым косвенным признакам, выводят капиталы за рубеж (из месяца в месяц увеличивается разница между количеством купленной и проданной валюты в негативную сторону). Быть может, в связи с кризисом ликвидности в Европе ряд европейских «материнских» структур через своих «дочек» собирают капиталы по всему миру, в т.ч. выводят их и из Украины?

«К сожалению …в нашей истории ни разу рост экономики не происходил за счет кредитов банков, они экономику никогда толком и не кредитовали и, увы, пока не работают как инструмент ее развития, — ответил на это премьер. — …нет сегодня и никакой утечки капитала. Какие-то средства выходят, но примерно столько же и заходит обратно в страну. На что я хочу обратить внимание: только у нашего населения $70 млрд. по кубышкам запрятано. А ведь это колоссальные средства, которые можно и нужно вернуть в экономику. Один из инструментов привлечения внутренних инвесторов — предложенные недавно НБУ т. н. «золотые сертификаты».
Математика инвестиций

Кроме того, судя со слов премьера, правительство планирует комплекс мер по стимулированию воз-врата сбережений граждан в экономику и на инвестиционные рынки внутри страны. «Без роста собственных инвестиций к нам не придут и иностранные инвесторы, — прозвучало далее почти как афоризм из уст Н. Азарова. — А как побудить интерес внутреннего инвестора к вложениям в свою же страну? Очевидно, через удешевление процентов по кредитам на инвестиционные проекты, через стимулирование конкретных точек роста, конкретных инвестиционных программ. Этим сейчас правительство и занимается».

В качестве примеров таких «точек роста», через которые правительство опосредованно как бы стимулирует экономический рост в самых разных отраслях, Азаров привел крупные строительные проекты (дороги, мосты, аэропорты), на которые государство уже второй год подряд тратит весьма внушительные суммы.

«Инвестиции должны работать мультипликативно, подхватывать другие отрасли и стимулировать внутреннее производство, — справедливо заметил глава Кабмина. — А если взглянуть на действия наших предшественников, какую же основную ошибку они допустили в свое время? После нашего ухода из правительства в начале 2005 г. они перекрыли практически все инвестиционные расходы бюджета и просто кинули все это напрямую населению. Что же тогда граждане получили? Они пошли скупать валюту (очевидно, имеется в виду рост спроса на потребительский импорт — автомобили, дорогую импортную технику и т.д. — Авт.). К 2008 г. все это усилилось раскручиванием неадекватного потребительского спроса за счет кредитов. А в результате этой политики наши граждане только потеряли, а не приобрели».

Николай Азаров признал, что перед госбюджетом стоят действительно серьезные испытания, ведь именно на 2013—2014 гг. приходится период пиковых выплат по долгам МВФ, набранным Украиной еще в начале кризиса. «Но я считаю, что надо договариваться и пролонгировать, — подчеркнул он. — И мы будем со следующего года поэтапно снижать уровень соотношения госдолга к ВВП. Ведь это очень важный показатель, т. к. он сразу же влияет на позицию страны в большинстве инвестиционных рейтингов… И нужно смотреть, как в дальнейшем при-влекать инвестора. Интересно посмотреть и на КНР, которая в отличие от нас вообще не работает по рекомендациям фонда, а в прошлом году получила $100 млрд. иностранных инвестиций!»

Металлурги устоят

Любопытно, что глава правительства в ходе нашей встречи высказал уверенность, что в 2012 г. значительного снижения спроса на украинский металл на мировых рынках быть не должно. А это значит, что и валютные поступления вз госбюджет не уменьшатся. «Мы предполагаем, что в 2012 г. не будет значительного падения спроса на наш металл — учитывая, как развиваются азиатские рынки, — пояснил он. — Хотя, заметьте, у нас были годы, когда цена на металл в мире падала, а в Украине наблюдался экономический рост. Часто случалось и наоборот…»

Николай Янович предрекает: в следующем году государство запустит новые механизмы по стимулированию развития внутреннего рынка, в частности рынка металла. Для реализации инфраструктурных проектов будут привлекаться внутренние производители, которые тем самым смогут диверсифицировать возможные риски падения спроса в мире. «Все строительство в Украине будет проходить с привлечением наших заводов, которые могут изготавливать металлические конструкции, а в худшем случае, даже если на 1,5 млн. т уменьшится спрос на металл, то мы сможем эти же 1,5 млн. т реализовать внутри страны», — убежден он.

В целом готовящаяся в Кабмине долгосрочная программа импортозамещения предусматривает в течение ближайших 5—10 лет замещение потребления населением самых разных импортных товаров и услуг. Неадекватно завышенный импорт — по мнению премьера, и есть главный риск зависимости Украины от внешней конъюнктуры и уязвимости гривни. В частности, указанная программа, как ожидается, будет включать комплексные меры по возрождению и развитию отечественной легкой промышленности. А импортозамещение и энергосбережение позволит сэкономить значительный объем валюты на закупках импортного газа и нефти. По крайней мере Кабмин рассчитывает уже с 2013 г. увеличить добычу газа на 1,5 млрд. куб. м в год.

«Мировая практика показывает, что для увеличения добычи на 1,5 млрд. кубометров в год необходимо первоначальное вложение $1 млрд. Но мы пошли на эти большие затраты и закупили две платформы для добычи газа. Теперь, начиная с I кв. следующего года, эти платформы начнут добычу на шельфе Черного моря. А с 2013 г. Украина получит дополнительно около 1,5 млрд. кубометров собственного газа», — пояснил Азаров.

Украина пересмотрит договоры с ВТО

Весьма интересно было заявление премьера, сделанное им еще 17 сентября в ходе 8-й Ялтинской ежегодной конференции «Украина и мир», о том, что, дескать, мы намерены начать переговоры с ВТО касательно изменения своих тарифных обязательств. Несмотря на то что о пагубности многих обязательств, взятых нашей страной перед этой организацией, говорят уже все, никто не ожидал, что на такой шаг решится правительство, причем именно сейчас.

«Настал момент, когда мы можем начать переговоры с ВТО и изменить какие-то позиции в свою сторону. В чем-то мы выиграли, в чем-то — проиграли… Сейчас собираем предложения ассоциаций и экспортеров». При этом премьер подчеркнул, что при подготовке предложений о пересмотре тарифных обязательств они не должны затрагивать уже готовящееся к подписанию соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом, а все предложения по пересмотру будут носить секторальный характер, затрагивая позиции в отдельных отраслях, прежде всего в легкой промышленности.

Позже стало известно, что с просьбой начать переговоры с ВТО о пересмотре таможенных ставок к правительству обратились ряд отраслевых ассоциаций и Федерация работодателей. Заметим, что согласно статье XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле ВТО, члены этой организации действительно имеют право инициировать переговоры о пересмотре таможенных ставок на очередной трехлетний срок, который наступит в 2012 г. А согласно статистике в 2009—2011 гг. аж 36 стран — членов этой организации зарезервировали требование пересмотра условий своего членства в этой организации.

Таким образом, Украина с ее инициативой, конечно, не будет «изобретателем велосипеда», правда, 19 сентября Николай Янович признал, что процесс будет непростым, может затянуться надолго, и до принятия окончательного решения мы будем выполнять все взятые на себя прежние обязательства.

«Почему мы хотим пересмотра и уже разрабатываем предложения для секретариата ВТО? — задался вопросом Азаров. — Взгляните на наши условия членства — мы открыли свои рынки, и из-за этого страдает наш производитель. Львиная доля внутреннего рынка — это товары не наши, а из Китая или Турции. При всем моем уважении к нашим партнерам, пострадали наши компании. Или возьмем квоту на ввоз в нашу страну тростникового сахара… Для чего он нам нужен? Ведь у нас в этом году будет собственного 2 млн. т. А те 250 тыс. т, забитые в обязательствах, создают серьезные проблемы и для отечественной сахарной промышленности. Ведь тростниковый по себестоимости дешевле нашего свекольного. Мы уже говорили по этому поводу с Фюле (комиссар по расширению ЕС Штефан Фюле. — Авт.) — те позиции, которые мы согласовываем в рамках переговоров по ЗСТ, мы не будем затрагивать на уровне ВТО. Хотя нас еще волнуют неснятые ограничения на доступ в Европу нашей агропродукции».

Реакция премьера на критику в «2000»

Впрочем, любопытна была реакция руководителя правительства на статью в «2000» Сергея Лозунько «Азаров-2008 vs Азаров-2011» (№ 36(572) от 9—15.09.2011), где автор привел противоречия в высказываниях Николая Яновича касательно перспектив вступления в Таможенный союз с РФ, Беларусью и Казахстаном в 2008 г. и сейчас. Премьер упомянул данную публикацию в ответ на просьбу прокомментировать, что конкретно Украина рассчитывает приобрести в результате форсированного подписания договора о ЗСТ с ЕС.

«Я прочел в вашей газете статью, где сравнили Азарова в 2004-м, в 2008-м и 2011-м. Когда же Азаров был прав? — задался он вопросом. — Я скажу, что прав он был и тогда, и сейчас. В 2003—2004 гг. мы просчитывали варианты нашего и российского вступления в ВТО в рамках формируемого на тот момент соглашения по ЕЭП. Все соглашения планировались по нормам ВТО. Но мы уже могли вступать в эту организацию с 2005 г., тогда как РФ собиралась не ранее 2010—2011 гг. Поэтому решили согласовывать общие условия присоединения к ВТО. В РФ нам заявили: дайте нам свои протоколы на ознакомление, мы хотим изучить. Мы ответили: не можем, это конфиденциально… Мы договорились предусмотреть механизмы компенсаций по 20—30 позициям, если они будут у наших стран отличными. Однако теперь уровень таможенной защиты у нас вдвое ниже. В 2005 г. я встречался с Ющенко и убеждал его в необходимости продолжения переговоров. Но поставили на место переговорщика г-на Терехина (Сергей Терехин — министр экономки в 2005 г. — Авт.), и все это было «успешно» завалено.

А теперь? Нужен переговорный процесс, — отметил далее Азаров. — Поэтому мы видим один выход: формула «3+1», и давайте сядем за стол переговоров, договоримся о 4—5 годах адаптации, учитывая позицию каждой страны… Между ЗСТ и ТС я на самом деле не вижу противоречий — если обе структуры создаются на принципах ВТО… Россияне нам до сих пор отвечали: берите и вступайте. Я спрашиваю: как так вступать? Давайте работать поэтапно. Полагаю, российскому руководству просто не доносят всю степень сложности процесса, иначе как понять такие упрощенные подходы? Вступайте — получайте газ по $230. Я очень хочу газ по $230, но у нас и другие обязательства… Сейчас мы видим, что в позиции наших российских партнеров есть определенные изменения, они готовы садиться и обсуждать… Мы будем внимательно наблюдать, выиграют или проиграют от ТС страны. Не надо нас противопоставлять».

P.S. Что ж, как видим, премьер нормально реагирует на критику СМИ в свой адрес, а мы и наши читатели можем продолжать вести диалог с руководством Кабмина, в т.ч. по этой довольно сложной для нынешней власти теме. К сожалению, ввиду временных ограничений премьер не дал полного ответа на наш вопрос, почему в столь неоднозначный для мировой экономики период правительство форсирует подписание соглашения с ЕС о ЗСТ, несмотря на серьезные риски для Украины утратить значительную часть традиционных рынков своей промышленной технологичной продукции в странах ТС.

Нам также было бы интересно понять логику руководства страны и услышать ответ на вопрос, почему обществу до сих пор так и не представлены какие-либо научные исследования и обоснования, подтверждающие положительные эффекты для нашей экономики от подписания договора о ЗСТ с Европой. Напротив, ряд исследований (от Минэкономики до Института экономического прогнозирования НАНУ, которые «2000» ранее публиковали на своих страницах) говорят о том, что ЗСТ для Украины предполагает гораздо больше рисков и что ничего, кроме дополнительных обязательств (и дополнительных насосов по откачке за рубеж материальных ресурсов, как и в случае с ВТО), Украина не получит.

Юрий ЛУКАШИН Фото Виталия СИЧНЯ

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.