В конце августа Украине дали достаточно звонкую пощечину — ООН официально заявила, что страна не выполняет взятых на себя обязательств по Киотскому протоколу, и поэтому может быть лишена права торговли квотами на выбросы парниковых газов. В октябре вопрос наказания нашего государства будет решен окончательно — и тогда пощечина может стать болезненной и финансово. На фото, – Алексей ХАБАТЮК.
22 — 27 августа с. г. в Бонне (Германия) прошло 14-е заседание Подразделения по обеспечению выполнения Киотского протокола рамочной конвенции об изменении климата ООН. Там и было принято предварительное решение, что Украина не выполняет взятых на себя обязательств. Претензии международных экспертов вызвал «Национальный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов за 1990—2008 гг.» — оказалось, что в ООН не считают отчетный документ ни полным, ни прозрачным.
В случае принятия соответствующего решения как окончательного наша страна временно будет ограничена в использовании торговли квотами (и реализации проектов совместного осуществления по национальной процедуре — так называется еще один механизм привлечения средств для модернизации экономики, предусмотренный Киотским протоколом).
В официальном заявлении Госагентства экологических инвестиций (ГАЭИ, структуры, которая готовила злополучный кадастр) бодро говорится, что даже в развитии ситуации по самому плохому сценарию ограничение не будут касаться всех механизмов торговли квотами. То есть вроде и отшлепают нас, но не очень больно.
О том, почему чиновники смотрят на свои «незначительные», но громогласные провалы с оптимизмом, «2000» рассказал начальник отдела учета парниковых газов Департамента международного сотрудничества, проектов совместного осуществления и национальной системы учета парниковых газов ГАЭИ Алексей ХАБАТЮК.
— Почему претензии подразделения ООН касаются версии кадастра за 2008 г.? На какой стадии готовности находится актуальная версия этого документа?
— Согласно существующим правилам информация по выбросам парниковых газов подается за период времени, начиная с 1990 года, по год, предшествующий предыдущему. То есть если сегодня 2011 г., то информация подается за период с 1990-го по 2009 г. включительно.
На сегодняшний день международными экспертами рассмотрен кадастр, который Украина подавала в начале прошлого года, то есть за период с 1990-го по 2008 г. По нему и появился ряд претензий. Например, касающихся неоценки выбросов в отдельных категориях (в частности, веществ, которые используются как хладагенты для систем кондиционирования), вопросов, связанных с прозрачностью и предоставлением неполной информации о топливно-энергетическом балансе страны, идентификации земель и т.д.
Вопросы, конечно, обоснованны: тот же топливно-энергетический баланс в отчете не был представлен, поскольку даже не готовился.
Но уже в 2010 — 2011 гг. была собрана дополнительная информация, составлены балансы топлив, и кадастр в последней версии был подан 8 июня нынешнего года — в этом документе учтены все замечания, которые были высказаны ранее.
— Новая версия кадастра делает претензии экспертов ООН необоснованными, снимает все вопросы?
— Последняя версия снимает вопросы, которые были к предыдущей. Но есть один неприятный процедурный момент: комитет по обеспечению соблюдения Киотского протокола рассматривает именно предыдущий кадастр!
— Почему? Может он перейти к рассмотрению актуальной версии отчета?
— Этот вопрос процедурно не урегулирован. Теоретически этот документ нельзя переподать. Но в кадастре, который будет подан в следующем году, обязательно пересматриваются данные всего периода, каждый следующий документ включает всю новую информацию и за прошлые годы. Каждый год мы фактически представляем новую версию всей предыстории.
Украина сейчас делает все возможное, чтобы наши доработки были приняты во внимание.
— Так какие же перспективы решения проблемы?
— В этом году рассмотрение «нового» кадастра состоится 10—15 октября. Нам повезло, что это произойдет до момента заседания комитета, который будет рассматривать вопрос о «наказании» Украины. Таким образом, информация о качестве «нового» кадастра может быть взята во внимание комитетом при принятии окончательного решения.
— Можете ответить на неприятный вопрос: кто виноват в сложившейся ситуации?
— Не хотелось бы давать оценок. Поиск виноватых — это не функция нашего агентства. Но стоит отметить, что вся система учета выбросов парниковых газов у нас очень молодая. Фактически ее становление началось лишь в 2006 г. (для примера: в Европе такие системы работают десятилетиями).
Много информации, которую мы должны учитывать, попросту не порождается государственной машиной: так, сводный топливно-энергетический баланс страны не готовился со времен СССР! Только к концу этого года, согласно распоряжению Кабмина, он будет составлен.
— Есть ли в недостаточной и непрозрачной информации фактор сознательного лоббирования, умышленных попыток ввести в заблуждение международных экспертов?
— Такой вопрос в Бонне в принципе не поднимался! Был вопрос, связанный с предоставлением конфиденциальной информации, — но такая процедура есть, ее применение не вызывает затруднений.
В основном это проблема времени и ресурсов. Существуют технические затруднения при сборе и обобщении информации. В чем наше главное отличие от Европы: большая часть данных хранится на бумажных носителях, электронных баз данных во многих сферах деятельности не существует.
— Одна из главных претензий экспертов к нашему кадастру — отсутствие четкой идентификации земель, на которых происходит лесохозяйственная деятельность. Многие скажут, что в этой сфере у нас полная неразбериха, леса принадлежат разным ведомствам. Возможна ли в сложившихся условиях качественная инвентаризация земель?
— Методы учета есть, и они уже проработаны. База данных по лесоразведению и лесовосстановлению составлена, хотя сегодня она не охватывает всех площадей с полной детализацией.
Наша задача не представить полный отчет (страна взяла на себя обязательство отчитаться в полном объеме после 2012 г.), а хотя бы показать, что существует система сбора данных, и это будет сделано.
— Как повлияют на рынок квот возможные санкции, наложенные на Украину?
— По оценкам международных консалтинговых компаний, временное отключение механизмов Киотского протокола в Украине и Румынии (эта страна подвергается той же процедуре, что и наша) не окажет существенного влияния на рынок углеродных единиц.
Дело в том, что на углеродном рынке параллельно работают несколько конкурирующих инструментов. Существуют, например, единицы сокращения выбросов (с которыми работает Украина) и сертифицированные единицы сокращения выбросов. Эти единицы конкурируют на рынке, но первые занимают крайне малую долю.
— Какие реальные потери может понести Украина в случае введения санкций в полном объеме?
— Будет временно приостановлен лишь один из путей реализации проектов совместного осуществления — по национальной процедуре (трэк-1). Проект по международной процедуре (трэк-2) будут продолжать реализовывать в обычном режиме.
Перечисление единиц сокращения выбросов из украинского реестра в реестры стран-покупателей будет заморожено. Но сами проекты продолжат работу. Когда ограничение снимут, единицы все же будут перечислены.
Точно сказать сейчас, какие объемы будут заморожены, крайне сложно — согласно обычной процедуре, отчеты о сгенерированных единицах появляются к концу полугодия. Возможные санкции в любом случае вряд ли будут критическими.
Кстати, мы не первые подвергаемся «преследованию». В свое время процедуру комитета по соответствию (то есть по наказанию) проходили Канада, Греция, Болгария, Хорватия. Сейчас — Румыния и мы. В ближайшее время будут процессы и против других стран.