Премьер-министр Азаров отныне намерен регулярно встречаться с ведущими экономическими журналистами, чтобы выслушивать их мнения о ситуации в стране, а также разъяснять планы и ключевые решения правительства. Формат встреч будет кардинально отличаться от официозных пресс-конференций или интервью — это будет полноценная дискуссия, когда премьеру можно не только задавать любые вопросы, но и предлагать идеи.
Первая такая встреча в кругу журналистов, пишущих об экономике, состоялась 5 сентября.
В регулярных дебатах премьерского экономического пресс-клуба еженедельник «2000» будет участвовать на постоянной основе. А это значит, что у нас появляется возможность более полно анализировать решения (а также мотивацию) руководства Кабмина еще на этапе их разработки. Мы сможем и готовы задавать Николаю Азарову самые острые и даже нелицеприятные вопросы. А также предлагать идеи, реализация которых, на наш взгляд, крайне необходима стране. К разговору с премьер-министром мы приглашаем и наших читателей. Наиболее конструктивные и ценные идеи и предложения, присланные в редакцию «2000», мы готовы напрямую донести главе правительства.
Итак, в начале нового политического сезона у Кабмина масса планов, а также проблемных тем, мнение по которым Николай Янович предложил высказать представителям СМИ: переговоры о поставках газа, взаимоотношения с Россией и Таможенным союзом, бюджетный процесс, планы по дерегуляции экономики и импортозамещению, наконец — риски новой волны экономического кризиса и валютный курс.
Первую встречу в новом формате премьер начал с очень непростого вопроса: существуют ли объективные предпосылки для обвала гривни? Или все, о чем в последнее время пишут некоторые СМИ, — очередные игры спекулянтов (возможно, и определенных политических или бизнес-групп) на дестабилизацию ситуации в стране?
В целом мнение представителей массмедиа свелось к следующему. Ряд объективных предпосылок для ослабления гривни все-таки суще-ствует. Платежный баланс ухудшается уже несколько месяцев кряду, нарастает отрицательное внешнеторговое сальдо, а в мире усиливаются тенденции, из-за которых повторение произошедшего в 2008 г. не исключает никто из экспертов. Однако ситуа-ция в Украине все же значительно отличается от той, что была тогда.
Во-первых, объем международных резервов находится на историческом пике (около $38,2 млрд.), что достаточно для полного покрытия импорта всех товаров и услуг, потребляемых страной в течение почти 5 месяцев.
Во-вторых, ситуация на экспортных рынках в ближайшие несколько месяцев видится куда более устойчивой, а базовые экономические показатели (экономический рост, очень хороший урожай, реструктуризация проблемных кредитов в банковском секторе за годы кризиса) внушают оптимизм.
Налицо, наконец, скоординированная экономическая политика Кабмина, Нацбанка и президента, что прямо противоположно тому, что было три года назад. А это значит, что даже в случае влияния резко ухудшившейся мировой ценовой конъюнктуры на отечественный экспорт и растущий разрыв торгового сальдо ситуация более-менее контролируема.
Курс гривни можно держать в нынешнем коридоре в т. ч. по сугубо политическим мотивам достаточно продолжительное время. Даже несмотря на то, что более слабая гривня (особенно в случае падения мирового спроса) намного выгоднее экспортерам и Украина находится на стадии крупных выплат по госдолгам, набранным предыдущим правительством. Иными словами, все напрямую зависит от политической воли власти.
— Давайте скажем откровенно: а нужна ли нам слабая гривня? — спросил Николай Янович на эту аргументацию. — Нашей экономике нужна прежде всего стабильность. А стабильность заключается в том, что любой предприниматель, готовя бизнес-план, должен рассчитывать на определенную монетарную политику, должен примерно знать, что будет делать Нацбанк, будет ли он опускать или, наоборот, укреплять нацвалюту. Если да, то насколько? Могу ли я не считаться с мнением нашего рынка? Именно поэтому мы считаем наиболее подходящим вариантом сохранять стабильность курса.
Да, некоторым экспортерам отчасти выгодна девальвация гривни. Но если присмотреться, это палка о двух концах. Ведь чаще всего основные наши экспортеры являются и импортерами. Например, металлурги импортируют коксующийся уголь, оборудование, газ. С одной стороны, в результате слабой нацвалюты у экспортера валютная выручка возрастает, но с другой — необходимо больше тратиться на оплату импортных поставок.
Более того, добрая половина нашего внутреннего рынка — это импорт. А что происходит в результате ослабления курса? Как минимум — инфляция. Поэтому правительство проводит скоординированную линию — если гривни на рынке слишком много, мы через разные инструменты изымаем ее из обращения. Или не выпускаем в оборот. Собственные валютные резервы правительства на счетах Госказначейства составляют сегодня порядка 24 млрд. грн., что эквивалентно около $3 млрд. Остатки на счетах — порядка 70 млрд. грн. Поскольку есть давление на гривню, совершенно очевидно, что необходимо проводить денежную политику взвешенно. Да, небольшие колебания допустимы, и Нацбанк не должен тратить слишком много валюты на поддержание курса в период колебаний, но главное для всей экономики — сохранение финансовой стабильности. И мы намерены ее сохранять.
Зачем Украине МВФ?
По словам Азарова, две трети из почти 90 млрд. грн., необходимых для выплат по внутренним и внешним госдолгам в этом году, уже благополучно погашено. До конца года государству остается выплатить около 30 млрд. грн.
— Это не представляет для нас проблем, — пояснил премьер. — Все идет согласно графику платежей. Как было в течение последних 3—4 месяцев около 24 млрд. на правительственных валютных счетах, так и остается. А значит, мы практически не расходуем валюту, рассчитываемся за счет новых поступлений, дорогие займы заменяем более дешевыми длительными. Например, трехлетние под 13—14% пролонгируем на 10 лет под 6%. А это при инфляции доллара 4% за год практически бесплатный кредит. Таким образом, этот год хотя и непростой, но его завершение представляется вполне ясным.
Какие угрозы могут подорвать стабильность? Главная, по мнению премьер-министра, — рост цен на импортируемый газ. На данный момент Украина закупает его почти по $300 за 1 тыс. куб. м (с учетом скидки по Харьковским соглашениям). Однако в 4-м квартале из-за роста мировых цен на нефть (учитывая 9-месячный лаг по действующей газовой формуле) стоимость импортного топлива достигнет и даже превысит $400.
Вероятно, в следующем квартале Украина закачает в хранилища около 5 млрд. куб. м газа. Если оценить этот объем с учетом повышения цены на $100, сложившейся только в связи с международной конъюнктурой, «нам нужно будет просто так выбросить еще порядка $500 млн. …Много ли это для нас? Конечно, очень много, ведь у нас были планы, на что потратить эти деньги».
С темой валютной политики связан вопрос сотрудничества с МВФ.
— Приезд миссии фонда был отложен по моей инициативе, — пояснил Азаров. — И отложен он по простой причине. Подавляющее количество показателей выполнены. Не выполнены два основных — не проведена до конца пенсионная реформа и не повышены тарифы для населения. Если бы они приехали к нам в конце августа, то убедились бы, что эти два обещания не выполнены. Какой будет вывод у МВФ? Украина не выполняет обязательства программы? Именно поэтому мы и договорились перенести переговоры на конец октября.
Если наступит, допустим, форс-мажор, то фонд будет обязан в соответствии с уставом предоставить стабилизационный кредит на поддержание стабильности нашей нацвалюты. Но пока острой необходимости в новых деньгах фонда нет.
В ближайшее время вступит в силу пенсионная реформа, и мы урегулируем вопрос дефицитности НАКа («Нафтогаза Украины»).
Да, мы сможем рассчитывать на получение очередных траншей. Но мы посмотрели и увидели, что пока нет необходимости просто так увеличивать госдолг — чтобы просто складывать валюту на счета НБУ, платить проценты, ухудшать соотношение госдолга и ВВП и не иметь возможности использовать эти средства на поддержание экономического роста.
Если бы МВФ направлял деньги, скажем, на дефицит бюджета, тогда мы могли бы пустить их на инфра-структурные проекты. Вот это был бы реальный толчок для экономики — то, что ей сейчас наиболее необходимо. Тем более что мы выполняем важное правило: все крупномасштабные инфраструктурные проекты, которые сейчас развернуты, ориентированы на поддержку внутренних производителей продукции — от цемента, бетона, кирпича до металла, арматуры. Т. е. любой инфраструктурный проект, реализуемый как в рамках Евро-2012, так и вне этой программы, — это раскрутка внутреннего рынка.
Однако средства МВФ мы не можем расходовать на реальный сектор. А потому простое увеличение накоплений Нацбанка, за обслуживание которых нам все равно придется платить, на данном этапе считаем нецелесообразным.
По словам Азарова, после принятия пенсионной реформы (данной теме, кстати, будет посвящено одно из следующих заседаний пресс-клуба с премьером*), а также после планируемой реструктуризации НАК «Нафтогаз Украины» переговоры с МВФ будут проходить уже на совершенно ином фоне и с других позиций.
________________________________________
*8 июля ВР приняла закон о пенсионной реформе, предполагающий поэтапное увеличение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет и увеличение страхового стажа на 10 лет для мужчин и женщин. Пенсионный возраст госслужащих мужчин и работников девяти приравненных к госслужащим категорий будет увеличен до 62 лет поэтапно, в течение четырех лет по шесть месяцев ежегодно начиная с 2013 г.
Для женщин переходный период составляет 3 года — можно выбирать, выходить на пенсию по старому законодательству или по новому (позже, но с большей пенсией). Каждый переработанный год в первые пять лет будет означать 6%-ную прибавку к пенсии, начиная с шестого года, — 9%-ную. При выходе на пенсию одноразовую выплату — 10 назначенных пенсий — будут выплачивать медикам, педагогам и работникам социальной сферы. Выслугу военным увеличат до 25 лет, по шесть месяцев в год в течение 10 лет. Каждые шесть месяцев учебы в военных вузах прибавят к календарной выслуге лет один год.
6 сентября парламент принял закон о пенсионной реформе, который вступит в силу с 1 октября 2011 г. Пересмотрены некоторые нормы закона от 8 июля. В частности, отменена поправка о выборе средней зарплаты за 2009 г. базой для расчета пенсии (что привело бы к резкому увеличению расходов Пенсионного фонда). Рада одобрила норму, по которой чиновникам, достигшим предельного пенсионного возраста — 62 года, разрешено находиться на занимаемой должности, если они получили на это разрешение.
— Мы заинтересованы, чтобы дефицит госбюджета вместе с дефицитом НАКа не превышал 3% ВВП. Почему? Живой пример — наше недавнее прошлое. Еще один пример — Греция. Уже совершенно очевидно: либо грекам придется оглашать отказ по выплатам своих долговых обязательств, либо ЕС придется брать на себя коллективную ответственность и выкупать все долги Греции. Пока греки, несмотря на обещания сократить дефицит бюджета, наоборот, дефицит увеличивают. Это значит, что страну уже привели к катастрофе, к дефолту.
Так вот, мы сами, без МВФ, заинтересованы такого у себя не допустить. Для этого и нужно разобраться с государственными расходами. Хотя я прекрасно понимаю, что это тоже палка о двух концах — не бывает идеальных решений. Например, стремление правительства экономить приводит к тому, что уменьшается госзаказ, падают капитальные вложения, сразу же ухудшается инвестиционная активность. Поэтому всегда нужно находить оптимальное решение, именно этим мы и занимаемся.
Среди приоритетов Кабмина — стабилизация и улучшение внешнеторгового баланса. Это возможно лишь за счет переориентации отечественной промышленности на производство товаров, которые Украина сегодня импортирует. Такую, прямо скажем, грандиозную и амбициозную задачу правительство решило поставить перед страной и уже готовит серию соответствующих решений по стимулированию производства — от медпрепаратов до продукции легкой промышленности и др., т. е. тех отраслей, где национальные производители могли бы восстановить утраченные позиции.
Специальную программу импортозамещения, которая тщательно разрабатывалась в течение длительного периода, Кабмин должен принять на одном из ближайших заседаний. Судя по всему, документ предполагает комплекс стимулирующих мер для отечественных производителей, в частности в сфере государственных закупок.
— Нужно найти способы делать все аккуратно, потому что по условиям ВТО даже в сфере госзакупок нужно обеспечивать равные возможности, в т. ч. для импортеров, — говорит Николай Азаров. — Но мы должны помогать своим предприятиям конкурировать, делать так, чтобы и по качеству, и по цене преимущества были в пользу национального производителя. Нужно делать как в Европе. Например, в Австрии вы не найдете в аптеках практически ни одного немецкого лекарства. Вот вам политика члена ЕС, ВТО, когда речь заходит об интересах национальных производителей. Я считаю, что нам надо весь этот романтизм заканчивать и подходить к проблеме импортозамещения очень прагматично. А поддерживать отечественного товаропроизводителя — означает поддерживать и собственных граждан, работников этих предприятий, в т. ч. чтобы они получали большую зарплату.
Впрочем, львиная доля импорта — энергоресурсы, прежде всего газ. И «газовая тема» во всей ее «красе», конечно, — самая большая «головная боль» правительства.
Формула газа
30 августа Николай Азаров заявил, что в ближайшие годы стране по силам сократить закупки российского газа чуть ли не втрое и перевести значительную долю котельных на уголь, добываемый в Украине. 1 сентября министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко дополнил премьера: страна может существенно понизить потребление импортного газа и нарастить его внутреннюю добычу — за пять лет с нынешних 20 до 27 млрд. куб. м в год. В 2011-м прогнозируется уменьшение потребления газа до 54 млрд. куб. м, а в следующем — еще на 10 млрд. куб. м.
Далее последовало вообще сенсационное заявление главы Минэнергоугля: «Учитывая программу энергосбережения, замена газа на уголь — это государственная политика, и президент уже четко дал для этого ориентир — мы планируем, что будем закупать 12 млрд. кубов российского газа через пять лет».
«2000» решили поинтересоваться у премьера, насколько реально финансово и технически перевести котельные на уголь? Ведь дело даже не в том, что угольная энергетика куда более старый, чем газ, способ получения энергии, сопряженный с серьезными проблемами в экологии (от сжигания угля — огромные выбросы в атмосферу). И не в том, что некоторые эксперты расценили все эти заявления, как и недавнее приглашение англо-голландской компании Royal Dutch Shell к разведке и добыче нефтегазовых месторождений в Украине, лишь как очередной словесный аргумент в нелегкой «газовой дипломатии» с РФ. А в том, что, если всерьез браться за реализацию таких масштабных проектов, это по-требует миллиардных вложений. И еще не известно, что лучше — дорогой газ или столь колоссальные за-траты на реструктуризацию энергетики. Впрочем, надо сказать, ответ премьера оказался довольно формальным.
— Безусловно, это просчитывалось и это абсолютно реально. Но при этом все — государство и частные инвесторы — должны быть сконцентрированы на политике энергоэффективности. Мы должны проводить теплоизоляцию в жилом фонде, замену и модернизацию всех котельных на современные, более экономичные котлы, замену везде, где это возможно, на имеющиеся природные источники энергии.
Например, такой альтернативный вид топлива, как пеллеты**. У нас уже намечена программа строительства серии фабрик, закупка оборудования, в результате чего страна сможет производить в массовом порядке этот продукт из собственных ресурсов. Кроме того, в каждой квартире долж-ны быть установлены счетчики на горячую воду. Государство, наконец завершив эту программу, один раз понесет затраты, но решит проблему экономии энергии. С одной стороны, мы прекратим практику разворовывания ресурсов на местах, с другой — граждане будут видеть, насколько выгодно экономить тепло и газ.
______________________________________________
**Пеллеты (pellets) — древесные гранулы (длина 20—50 мм, диаметр 4—10 мм), производятся под высоким давлением из отходов лесопереработки (древесной муки, стружки, коры, сучков и т. д.). Один килограмм гранул сравним с 0,97 кг угля и при сгорании дает энергию, эквивалентную 4,8 кВт. Энергосодержание 100 кг пеллет соответствует 5 литрам жидкого топлива.
Этот вид топлива появился сравнительно недавно, но уже распространен в США, Швеции, Дании, Германии, Англии, Австрии и даже в России. Цены на пеллеты значительно ниже, чем на другие традиционные виды топлива. Однако это, скорее всего, объясняется незначительным еще спросом. Главный недостаток этого вида топлива — ограниченный ресурс для его производства (дерево).
Премьер рассказал о реформе НАК «Нафтогаз Украины», а точнее, об уже анонсированном разделении компании на несколько независимых друг от друга хозяйствующих субъектов: одна будет заниматься непосредственно разведкой и добычей газа, другая — транспортировкой, третья — сбытом и т. д. Собственно, эти планы недавно всерьез обеспокоили топ-менеджеров «Газпрома».
С одной стороны, появились заявления, что, мол, тем самым наконец станет возможным ранее обсуждаемый проект слияния НАКа и «Газпрома» (в виде перевода интересующих российского монополиста подразделений под его контроль). С другой — что, дескать, посредством ликвидации и реорганизации НАКа де-факто будет аннулирован и сам газовый контракт 2009 г. (ввиду отсутствия одного из контрагентов), который наше правительство уже полтора года уговаривает российскую сторону пересмотреть. По-следнее предположение, видимо, стало следствием неверно истолкованных слов Николая Азарова, который 2 сентября заявил: «Нафтогаз Украины» как субъект хозяйствования прекратит свое существование, будет ликвидационный период, и через определенное время после наступления всех необходимых формальностей будут действовать на этом рынке совершенно другие новые компании».
Знаковым на заседании пресс-клуба стало следующее заявление премьера:
— НАК будет реформирован, появится новая прозрачная компания по добыче газа, по реализации газа. Мы разместим ее акции на фондовых рынках. И говорим прямо: если РФ хочет прийти и поучаствовать — пожалуйста. Надеемся, что активы этой компании, которой будут переданы лицензии на добычу газа объемом примерно в 1 трлн. кубометров, привлекут инвесторов. У нас разведанных запасов 1 трлн., но мы отдадим ей не только это, но и перспективные площадки. Т.е. это будет суперликвидная компания. И так придет серьезный инвестиционный ресурс в отечественную газодобычу.
По теме переговоров с «Газпромом» о цене газа премьер продемонстрировал сравнительную таблицу, в которой указаны сравнительные цены на топливо для Украины по действующей формуле 2009 г. и для Германии, а также средняя спотовая цена (биржевая стоимость) на европейских рынках.
— Наша цена на газ на начало 2010 г. в два раза выше, чем в Германии, — заключил Азаров. — И если цена немецкой формулы удивительным образом синхронизируется с текущей спотовой, то наши цены вообще ничего общего с ней не имеют.
Реакция «Газпрома» очень интересная. Мы говорим, что хотим сокращать потребление газа. Нам отвечают: на здоровье! Это, мол, ваше личное дело. Тимошенко в контракте, который мы считаем просто абсурдным, умудрилась включить обязательство закупать не менее 33 млрд. кубометров в течение 11 лет.
Нам говорят: пойдете в суд — проиграете. Потому что контракт выписан так, что у вас просто шансов нет выиграть. Говорят, что контракт типовой. Почему же он совершенно по-другому работает для Германии? Почему позволяет пересмотреть цену для Италии, Греции? Значит, наш контракт уникальный.
Однако мы сохраняем оптимизм и надеемся, что сумеем с российскими партнерами найти компромисс и пересмотреть этот уникальнейший, я бы сказал, в условиях всей международной торговли контракт. С 2005 г. по инициативе моих предшественников начали нарушаться международные договоры. То, что мы сейчас хотим, — вернуться к этим юридически существующим и действующим соглашениям.
Украинцы платят меньше россиян
Нынешняя газовая формула для Украины – в числе самых
абсурдных контрактов в истории международной торговли
Как НАК ни реструктуризируй, все равно в бюджете остается огромная дыра. Необходимы дотации, чтобы покрыть огромную разницу между стоимостью закупаемого газа и тарифами ЖКХ, — на эту реплику журналистов премьер привел сравнение внутренних тарифов с существующими в Европе и РФ.
Он продемонстрировал таблицу, на данные которой, по его словам, регулярно ссылаются российские переговорщики в ходе дискуссий о газе. Цены в ней указаны в российских рублях, однако данные вполне понятны и крайне интересны. Так, действующий тариф кубометра газа для населения в Украине на 2011 г. составляет 3,36 руб., в РФ — 3,74 руб. Разница с европейскими странами и вовсе в разы. Например, в Швеции тариф в 15 раз выше, чем у нас, — 45 руб. за кубометр, столько же в Дании, в Италии — 32 руб., в Нидерландах — 29, Австрии — 25, Польше — 21.
Любопытно и сравнение стоимости электроэнергии. Так, за 1 квт.ч наши граждане платят около 0,98 руб., россияне (Москва) — 2,4—3,8 руб., жители Дании — 11, Швеции — 7,94, Италии — 7,79 руб. Таким образом, тарифы на электроэнергию в Украине примерно в 10—11 раз меньше, чем в Европе, и в 2—3 раза, чем в РФ.
Конечно, в Украине по сравнению с Европой, а также РФ значительно ниже покупательная способность населения, и даже нынешние тарифы в структуре доходов очень многих украинцев (особенно миллионов пенсионеров и бюджетников) составляют значительную часть. Однако газ и электричество — это такой же товар, как одежда, предметы быта, микроволновки, телевизоры и автомобили, которые население страны приобретает по мировым ценам.
— И именно это один из аргументов Путина, когда мы с ним встречаемся. Он мне говорит: я своему населению реализую газ по такой цене, почему мои граждане должны платить больше? Аргумент правильный по большому счету.
Очень откровенными оказались и комментарии Азарова Харьковских соглашений, а также возможных мотивов поведения Тимошенко на переговорах 2009 г.
— Мы появились в этом здании (Кабмина. — Авт.) 11 марта 2010 г. и обнаружили: казна не просто пуста — она в минусе, в сплошных долгах. Зарплаты и пенсии нужно платить, а в казначействе ничего нет. Предыдущее правительство каждый день занимало на внутреннем рынке под любой процент. Получалось, что 100 млн. грн. пришли в бюджет, и тут же всю сумму нужно отдавать в счет долгов, взятых уже в январе—феврале (краткосрочные трехмесячные займы). Совершенно непонятно было, как через месяц-два гасить.
В этих условиях нужна была передышка. Если бы мы втянулись в долгосрочные переговоры с РФ по пересмотру газовых соглашений, как сейчас, точно был бы дефолт, 100%-ный, и никаких перспектив. Взаимодействия с МВФ уже нет, оно остановлено. А где занимать, когда наши спреды котируются хуже, чем сейчас у Греции, — никто не знает. И мы заметили, что Севастополь — это уже была своего рода заготовка. Когда в январе 2009 г. были подписаны «тимошенковские» соглашения, уже тогда россиянам это было обещано.
Она прекрасно понимала, что если выиграет выборы, после может пойти на эти условия. Но цена на нефть была еще около $65—70 за баррель, все виделось в розовом цвете. Прикинули: с долгосрочным контрактом цена выйдет $260 и плюс еще 100-долларовая скидка, вроде бы неплохо. А что получилось? Конфликты в Северной Африке — нефть взлетает до $120—130, и через 9-месячный лаг мы получаем нынешние газовые цены.
«3+1» снова на повестке дня
Как известно, РФ предлагает Украине два варианта взаимовыгодного решения проблемы ценообразования на газ — слияние НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома» либо вступление Украины в Таможенный союз. Собственно, второй путь был предложен премьеру и «2000». Вот что на это ответил Азаров.
— Я сторонник интеграции с ТС, искренний сторонник. Потому что возможность выхода на его рынки без пошлин, с учетом структуры нашего экспорта, чрезвычайно выгодна. Мы понимаем, что на европейский рынок выйти особо не с чем. Но когда эту идею отрабатывали в 2002—2004 гг., мы еще не были членами ВТО. Поэтому я смело вел переговоры по ЕЭП, понимая, что мы сможем договориться.
В 2008 г. мы вступили в ВТО. Разве мы не должны обращать внимание на это? Если взять общую таможенную территорию всех стран ТС, у них действует усредненная ставка таможенной пошлины около 12%. У нас — в среднем 6%. Чтобы поднять свою ставку до 12%, мне надо провести переговоры со всеми странами ВТО, а также с группами стран, такими как ЕС. И договориться, чтобы они согласились на повышение ставки. Насколько это реально?
Корреспондент «2000» привел свои доводы:
— Если учитывать условия, на которых наша страна получила это членство, а также уровень таможенной защиты (6%-ная ставка), который значительно ниже, чем у большинства стран ВТО, и несравнимо меньше, чем у Евросоюза, возможно, ТС — это и есть единственный шанс пересмотреть столь губительные для национального производителя условия? К слову, в 2008-м «регионалы» были одними из главных критиков условий, на которых прежняя власть «вступила» Украину в эту организацию. В конце концов в истории ВТО были прецеденты, когда условия пересматривались в процессе присоединения к этой организации новых членов ЕС — тоже функционирующего по принципам классического таможенного союза. Да и сейчас у Украины есть веский аргумент для ВТО — рекордное падение экономики в период кризиса, сразу после обретения членства в этой организации, как и стремительно растущий отрицательный внешнеторговый баланс.
— Отсюда и родилась формула «3+1», — ответил премьер, — по которой мы готовы тут же начать работу, определить, к каким соглашениям можем присоединиться, а какие можем отложить на будущее. Иной вариант для Украины сегодня нереален.
Самое главное, что мы с РФ установили нормальные отношения, начали совместные проекты в авиации — по Ан-70, Ан-148, Ан-158. В ядерном сотрудничестве очень серьезные подвижки. Неужели на этом всем крест теперь поставить? Нас очень интересует общий рынок всех трех стран, мы же открыты для инвестиций: пожалуйста, приходите, покупайте, инвестируйте. Поэтому, несмотря на все, я твердо верю и очень надеюсь, что интересы долгосрочные, стратегические должны перевесить сиюминутные, и мы наконец разрешим нынешние разногласия на взаимоприемлемой основе.
P. S. Первая встреча с Николаем Азаровым в столь нестандартном формате была достаточно содержательной и интересной. Кроме прочего, премьер немало рассказывал о достижениях экономики (и, как следствие, росте зарплат и пенсий), о крупных стройках в рамках Евро-2012 и не только, о хорошем урожае (зерновых в этом году, видимо, соберут не менее 50 млн. т), за счет которого страна заработает дополнительно не менее $4 млрд. на экспорте.
Ситуацию, которая еще содержит потенциальную угрозу новой волны мирового кризиса, ежеминутно мониторят правительственные эксперты, трижды в день подавая премьеру аналитические сводки с главных биржевых площадок мира.
Интересным было обсуждение на встрече других вопросов: ближайшего будущего международной валютной системы, кризиса в Европе, необеспеченности доллара и др. Занятно было услышать из уст премьера, как эти и прочие темы он не так давно обсуждал за обедом с председателем КНР Ху Цзиньтао…
Что ж, в следующий раз надеемся более предметно поговорить с Николаем Яновичем обо всем этом, а также о внутренних социальных проблемах страны.