В центре внимания прессы на этой неделе выбор главного вектора в торговом сотрудничестве Украины. Тема очень важна и для лесного сектора, особенно в связи с планами Правительства о привлечении инвестиций в создание 2-3 крупных заводов перерабатывающих древесину. Судя по первому этапу переговоров на Ровинщине, можно предположить, что это будут инвестиции российского капитала… Размещаю три разноплановые публикации по данному вопросу, которые позволяют лучше понять, как ситуацию, так и направление мыслей Правительства…М.П.
ОТЧЕТ (предварительная версия) Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Института экономики и прогнозирования НАН Украины об исследовательской работе, проведенной в рамках договора с Евразийским банком развития по теме: «Оценка макроэкономического эффекта от включения Украины в Таможенный союз и Единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС»
Введение
Экономика Украины имеет много общего с экономиками других членов ЕврАзЭС. В первую очередь речь идет об идентичности инженерных, конструкторских, проектных и производственных традиций и методик; об очень близких технических стандартах; о фактическом отсутствии языкового барьера; о схожести систем технического и инженерного образования; о многолетних традициях производственной кооперации и межрегионального разделения труда; о территориальной близости и т. д. Все это является фактором, который мог бы обеспечить крупный экономический эффект за счет расширения межстрановой кооперации и связанных с этим синергических эффектов. В течение почти 20 лет это глобальное конкурентное преимущество постсоветских стран использовалось очень слабо, а экономическое сотрудничество между ними постоянно сокращалось.
Однако в последние годы ситуация довольно сильно изменилась. Сформирован Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, подписаны соглашения о ЕЭП, объявлено о создании Евразийского экономического союза. Появились реальные предпосылки для формирования и быстрого развития экономического союза стран ЕврАзЭС, в том числе за счет вступления в этот союз Украины. Чтобы этот процесс получил дополнительные импульсы, нужна профессиональная и хорошо просчитанная оценка макроэкономических эффектов, связанных с включением Украины в Таможенный союз (далее — ТС) и Единое экономическое пространство (далее — ЕЭП) ЕврАзЭС.
1. Общие принципы интеграции: теория и международный опыт
Как показывает мировой опыт, экономическая интеграция, как правило, оказывает положительное воздействие на темпы экономического роста и повышение благосостояние населения.
Характерные эффекты интеграции, влияющие на темпы и качество экономического развития, таковы:
Постоянные
– внутренняя и внешняя экономия за счет «эффекта масштаба»
– более эффективное использование труда и капитала
– рост отдачи за счет кооперации в НИОКР, ускорение НТП
Результаты: повышение уровня потенциального выпуска и выход на траекторию более высоких темпов роста ВВП
Временные (однократные)
– снижение издержек взаимной торговли
– рост конкуренции и демонополизация части рынков
– повышение мобильности факторов производства
Результаты: одномоментное ускорение экономического роста; при этом уровень потенциального выпуска остается неизменным; после завершения интеграционных процессов действие позитивных эффектов такого рода заканчивается.
По мнению европейских аналитиков, для темпов экономического роста ЕС большое значение имели временные (однократные) эффекты интеграции. В частности, приведенные оценки показывают, что в случае отсутствия интеграционных процессов в Европе после Второй мировой войны ВВП на душу населения в странах Европейского Союза к настоящему моменту был бы примерно на 20% ниже. Тем не менее для сохранения положительных эффектов от интеграции ЕС необходимо постоянно поддерживать развитие интеграционных процессов.
2. Инвентаризация потенциальных эффектов, связанных с интеграцией Украины
Экономическая выгода как Украины, так и России (в случае присоединения Украины к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству стран ЕврАзЭС) будет связана с уменьшением барьеров для трансграничного обмена товарами и услугами. Размер этой экономической выгоды можно довольно точно рассчитать.
Рассмотрим экономический эффект для Украины. Он складывается из следующих составных частей:
– Выигрыш от снижения (отмены) импортных пошлин в странах — партнерах по ЕврАзЭС. На практике этот выигрыш будет выражаться в росте прибыли украинских экспортеров.
– Выигрыш от снижения (отмены) экспортных пошлин на нефть, газ и некоторые другие виды сырья, поставляемые из стран ЕврАзЭС на украинские рынки. На практике этот выигрыш будет выражаться в снижении цен на углеводороды на украинских рынках, что повлечет за собой уменьшение затрат украинских потребителей, рост покупательной способности населения и улучшение внешнеторгового баланса.
– Выигрыш от снижения некоторых цен (не связанных с нефтегазовыми поставками) внутреннего украинского рынка. Это произойдет в тех случаях, когда товары и услуги из стран ЕврАзЭС будут ниже цен внутриукраинского рынка. Это также приведет к уменьшению затрат украинских потребителей и росту покупательной способности населения.
– Выигрыш от расширения рынков сбыта для украинских производителей (в силу повышения конкурентоспособности украинских товаров и услуг на рынках стран — членов ЕврАзЭС). На практике это будет выражаться в расширении объемов производства на украинских предприятиях-экспортерах, а также в появлении новых экспортеров. Кроме того, этот процесс приведет к созданию новых рабочих мест в экспортном секторе и к уплате этим сектором дополнительных налогов в бюджет.
– Мультипликативный эффект от увеличения производства на украинских предприятиях-экспортерах (эти предприятия предъявят дополнительный спрос на продукцию своих украинских поставщиков; в свою очередь, поставщики экспортеров будут транслировать этот эффект дальше и т. д.). Мультипликативный эффект также обеспечит возникновение новых рабочих мест и дополнительные доходы украинского бюджета.
– Выигрыши от роста транзитной активности, осуществляемой через территорию Украины. На практике это будет выражаться в увеличении доходов украинских предприятий за оказание услуг по транзиту.
– Выигрыши от дополнительного притока туристов из стран ЕврАзЭС на украинскую территорию. Это выигрыш будет получен за счет роста доходов в украинской туристической сфере.
– Выигрыш за счет синергических эффектов, возникающих благодаря восстановлению кооперационных связей между украинскими предприятиями и предприятиями из стран ЕврАзЭС, а также благодаря созданию новых консорциумов. С одной стороны, этот выигрыш будет обусловлен близостью технологической культуры, сходством проектных решений, отсутствием языковых барьеров и т. д. С другой стороны, он будет связан с эффектами масштаба и разделения труда.
– Проигрыш от потери части внутренних рынков, который будет связан со снижением (обнулением) пошлин на ряд товаров, поставляемых из стран ЕврАзЭС. На практике это может вылиться в сокращение объемов производства на некоторых украинских предприятиях, работающих на внутренний рынок.
– Проигрыши и выигрыши, связанные с усилением миграционных потоков. В современных условиях миграционное сальдо Украины со странами ЕврАзЭС скорее всего окажется отрицательным. Проигрыш в данном случае будет заключаться в сокращении трудового потенциала украинской экономики. А выигрыши будут связаны со снижением уровня безработицы и с дополнительным притоком финансовых средств, перечисляемых украинскими работниками на родину.
– Проигрыш от повышения импортных пошлин на ряд товаров, ввозимых из-за пределов ЕврАзЭС. Этот проигрыш будет иметь место в тех случаях, когда цены на товары из дальнего зарубежья будут ниже цен на товары из стран ЕврАзЭС и Украины. В этих случаях вырастут затраты украинских потребителей и снизится покупательная способность населения.
Выигрыши и проигрыши России от интеграционных процессов будут носить в основном зеркальный по отношению к Украине характер.
Кроме того, для России эффекты будут несколько иначе распределены во времени: отрицательные эффекты будут проявляться прежде всего в первые годы после начала форсированной интеграции, положительные эффекты будут в большей степени проявляться в долгосрочной перспективе.
3. Оценка эффекта создания единого экономического пространства между Россией и Украиной (расчет по методике ИНП РАН)
При оценке эффекта надо отталкиваться от ключевых макроэкономических показателей России и Украины (табл. 1).
Наиболее очевидные эффекты экономической интеграции связаны с расширением товарооборота между странами, которое произойдет за счет упрощения торгово-экономических отношений.
Применительно к России и Украине расчеты выполнялись исходя из логики, предполагающей, что в условиях форсированной интеграции цена российского импорта (из стран кроме Украины) по ряду конкретных товарных позиций будет выше, чем цена российского импорта на аналогичный товар, ввозимый из Украины. В этих условиях импортные потребности России в данных товарах будут в первую очередь покрываться за счет импорта из Украины. При этом учитывается условие, в соответствии с которым российский импорт из Украины по данной товарной позиции не должен превышать экспорта данного товара из Украины во все страны кроме России.
По аналогичной схеме проводилась оценка прироста украинского импорта из России.
В расчетах использовались данные о внешней торговле России и Украины на уровне четырехзначной детализации по классификатору Гармонизированной cистемы описания и кодирования товаров.
В отношении экспорта энергетических ресурсов из России в Украину было сделано несколько ключевых предположений.
В части экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа предполагается полная отмена экспортных пошлин на российские поставки, идущие для внутриукраинского потребления, что снижает конечную стоимость продукции для украинских потребителей. Так как цены на нефть и нефтепродукты в России формируются по принципу Net-back (внутренняя цена равна мировой за вычетом затрат на экспортную пошлину и транспортировку), цены для Украины снизятся только на величину экспортных пошлин.
В отношении природного газа, текущие цены на который в России существенно ниже мировых, была принята гипотеза о возможном ценовом коридоре в диапазоне от 180 долл./куб. м (цена для Белоруссии в 2010 г.) до текущих значений, скорректированных на обнуление экспортной пошлины (240 долл./куб. м в 2010 г.).
В отношении сельскохозяйственной продукции была принята гипотеза о копировании условий в торговле, характерных для текущих взаимоотношений внутри ЕЭП (Россия, Белоруссия, Казахстан). Это означает, в частности, что в ближайшие годы существенного роста взаимных поставок сельскохозяйственной продукции не произойдет (из-за неформального самоограничения этих поставок, которое является результатом двусторонних переговоров по определению рыночных долей).
В таб. 2 представлена величина возможного прироста взаимной торговли между Россией и Украиной для обеих стран при описанных выше условиях.
Согласно нашим расчетам, при отмене в рамках Таможенного союза экспортных пошлин на углеводороды, экспортируемые из России в Украину, положительный прирост сальдо торгового баланса Украины составит 2,9 млрд. долл. (за счет снижения стоимости ввозимых углеводородов).
В случае если по договоренностям в рамках Таможенного союза и ЕЭП цена на природный газ, экспортируемый из России в Украину, будет снижена до 180 долл./м куб., положительный прирост торгового сальдо Украины увеличится до 5,1 млрд. долл. (см. табл. 3.2).
По нашим расчетам, прирост экспорта и для Украины, и для России будет связан с четырьмя основными группами товаров. В их число входят следующие: пищевые продукты, продукция машиностроения, металлургическая и химическая продукция.
России удастся в большей степени, чем Украине, нарастить экспорт продукции машиностроения, химической продукции, целлюлозы и бумаги.
Украина имеет возможность в большей степени, чем Россия, нарастить экспорт черных металлов и изделий из них, пищевых продуктов, одежды и обуви (см. рис. 2).
4. Предварительная макросценарная оценка экономического эффекта от вступления Украины в Таможенный союз (расчет по методике ИЭП НАН Украины)
Подходы к оценкам экономических последствий образования зон свободной торговли (ЗСТ) и таможенных союзов (ТС) должны учитывать международный опыт такого рода работ, который дает основания для принципиального вывода о том, что существующие сегодня в мире методы экономико-математического моделирования позволяют лишь частично оценивать точные количественные параметры будущих макроэкономических эффектов. Вследствие этого такие расчеты не могут служить абсолютно надежной основой для доказывания будущего однозначно позитивного или однозначно негативного влияния ЗСТ и ТС на экономическое развитие. При этом большое значение имеют трудности с учетом долговременных эффектов структурного характера от ЗСТ (ТС).
Выполненная предварительная оценка эффекта от вхождения Украины в Таможенный союз также лишь частично учитывает возможные эффекты. Она прежде всего базировалась на предположении, что изменение таможенных тарифов вызовет соответствующее расширение (сокращение) экспортных поставок из Украины в Российскую Федерацию и изменение удельного веса украинской продукции в российском импорте товаров. При этом расширение экспорта будет осуществлено за счет дополнительного выпуска украинской продукции при сохранении объемов поставок в страны, которые не являются членами Таможенного союза. При этом в расчетах использовались данные о внешней торговле России и Украины на уровне четырехзначной детализации по классификатору УКТВЭД (разработан на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров).
На данном этапе проведения оценки — в силу дефицита времени, отведенного на проведение расчетов, и отсутствия в готовом виде необходимых данных для соответствующих расчетов — не были учтены изменения объемов внешней торговли Украины с Беларусью и Казахстаном, равно как и не выполнены некоторые расчеты, связанные с использованием более детализированных данных в торговле Украины с Россией (на базе 10 знаков товарной номенклатуры). Для сбора и обработки соответствующих данных потребуется период в 4—6 месяцев.
Расчеты проводились по трем вариантам, предусматривающим различные сценарии изменения таможенных тарифов. Два первых варианта базируются на предположении, что Украина входит в двух различающихся режимах в Таможенный союз. В третьем варианте рассмотрены последствия для украинского экспорта товаров в случае невхождения Украины в Таможенный союз при заключении с Европейским Союзом соглашения о свободной торговле на условиях, которые вырисовываются на нынешний момент переговорного процесса, приближающегося к своему завершению. Последнее обстоятельство может служить основой для перевода Украины странами — членами Таможенного союза в обычный режим наибольшего благоприятствования, т.е. применения к ней обычных ставок таможенного тарифа, применяемых для большинства стран мира.
1-й вариант: предусматривает, что будут одномоментно ликвидированы все нетарифные барьеры на пути экспорта из Украины, а также таможенные тарифы на отдельные группы товаров, подпадающие под изъятия из применяемого ныне на двусторонней основе режима свободной торговли. В результате удельный вес Украины в импорте РФ по каждой из товарных групп на уровне 4-го знака классификатора возрастет и в ближайшем периоде гипотетически достигнет своего максимального значения за период 2005—2008 гг.
2-й вариант: по своему содержанию аналогичен первому, но с тем отличием, что он является вариантом поэтапной либерализации торговли, когда нетарифные барьеры будут в ближайшем периоде ликвидированы лишь частично — на 30%. В результате удельный вес Украины в импорте РФ по каждой из товарных групп на уровне 4-го знака классификатора гипотетически достигнет среднего за 2005—2008 гг. значения или же сохранится на уровне 2009 года при условии, что он превышал средний показатель за анализируемый период.
3-й вариант: в результате невхождения Украины в Таможенный союз и заключения соглашения о ЗСТ с ЕС будут сохранены все нетарифные барьеры на пути экспорта из Украины, а также введены таможенные тарифы как минимум на отдельные группы товаров на уровне, предусмотренном для импорта из стран — нечленов Союза. В этом случае динамика снижения объема экспорта Украины в РФ по каждой из товарных групп (на уровне 4-го знака классификатора) будет зависеть от ценовой эластичности спроса на эти товары на рынках Российской Федерации и от «запаса» уровня ценовой конкурентоспособности украинских производителей как по сравнению с РФ, так и с производителями третьих стран. В этом варианте к оценке последствий были использованы два подхода: первый базировался на предположении, что при повышении цены украинского товара на 1% объем спроса РФ также сокращается на 1%; второй предусматривал сокращение удельного веса украинской продукции в импорте РФ до минимального уровня, который наблюдался в период 2005—2008 гг.
По результатам расчетов при реализации сценарных условий по первому варианту прирост экспорта украинских товаров в РФ (без учета экспорта углеводородов) увеличится на 4,6 млрд. долл. США, что соответствует росту экспорта в Россию на 34,3%. При этом условия торговли для Украины улучшатся на 5 процентных пунктов. При частичном устранении торговых барьеров (2-й вариант) экспорт вырастет на 1,2 млрд. долл. США, или на 9%. В случае невхождения Украины в ТС ожидается сокращение экспорта в Россию на 1,4—1,9 млрд. долл. США, или на 10—14% (табл. 3).
При этом в наибольшей мере вырастет стоимость поставок продукции машиностроения, удельный вес которой в структуре прироста составляет, в зависимости от варианта расчетов, 36—40%, и металлургической промышленности — 22—42%. Прирост экспорта пищевых продуктов и товаров химической промышленности ожидается более умеренным (табл. 4).
Потенциальные возможности расширения внешнеторгового оборота между Украиной и Россией при реализации наиболее благоприятных условий торговли приведены в табл. 5.
Проведенная на основе агрегированных данных оценка свидетельствует о наличии положительных эффектов для расширения украинского экспорта в Россию при вступлении Украины в Таможенный союз. В то же время существует ряд моментов, которые должны быть учтены для правильной трактовки приведенных расчетных показателей.
Во-первых, представленные в таблицах оценки роста экспорта в определенной степени носят условный характер, поскольку основываются на таможенных тарифах, которые вводятся в действие для стран — нечленов Таможенного союза, а не на тарифах, которые реально существовали до создания ТС. Однако Украина одновременно ведет переговоры с ЕС о создании взаимной зоны свободной торговли (ЗСТ). И весь вопрос состоит в том, насколько серьезными будут для Украины в таком случае изъятия из режима ЗСТ в торговле с Россией и другими членами Таможенного союза.
Во-вторых, в варианте 1 предполагается одномоментное снятие торговых барьеров, и, кроме того, во всех вариантах предполагается мгновенная реакция на изменения торгового режима со стороны хозяйствующих субъектов. Однако в действительности положительная реакция бизнеса на изменение условий может растянуться на нескольких лет, когда мгновенное приспособление на основе использования резерва имеющихся производственных мощностей будет дополняться более долгосрочным приспособлением на основе инвестиций. В силу этого полный эффект от интеграции также, по всей видимости, будет получен не сразу, а спустя какое-то время.
В-третьих, не учтены последствия от повышения тарифных ставок на ввоз продукции на территорию Украины из третьих стран, которые при ее вступлении в ТС в среднем возрастут в 2,3 раза (с 4,6% до 10,2%), в том числе на инвестиционные товары — в 3,4 раза. Не учтен и размер возможных компенсаций за ухудшение условий торгового режима, которые Украине, по-видимому, придется выплатить странам — участницам ВТО в соответствии с принятыми в этой организации положениями относительно создания зон свободной торговли и таможенных союзов.
В-четвертых, не учтены другие возможные положительные, а также и негативные эффекты, которые могут быть получены при расширении торговли товарами и услугами, а также активизации научно-технического сотрудничества. Среди важных неучтенных эффектов, требующих отдельного рассмотрения, являются эффекты масштаба (от расширения размера единого экономического пространства), что непременно отразится в положительном плане на решениях об инвестициях в капиталоемкие отрасли высоких технологий. Не учтены и эффекты снижения трансакционных издержек вследствие снятия таможенного контроля на границах и существенного упрощения и стандартизации многих процедур, связанных с оборотом товаров во взаимной торговле членов Таможенного союза.
Достаточно очевидно, что размерность будущей экономической эффективности вследствие вхождения в Таможенный союз, равно как и в ЕЭП, может существенно возрасти при адекватном учете не только чисто торговых эффектов от увеличения экспорта и импорта и изменения внешнеторговых цен, но также и эффектов концентрации и согласованного развития (синергии), делающих возможными инвестиции в области, где они были бы при прочих размерах рынка недостаточно рентабельными, а также эффектов от общего улучшения условий торговли с третьими странами вследствие повышения «политического веса» объединенной группировки в международных переговорах.
В частности, необходимо учесть результаты торговли с учетом группы товаров, по которым Украина и Россия конкурируют друг с другом (металлургия, машиностроение, химическое производство и др.). Так, удельный вес внутриотраслевой торговли с Россией (когда страны экспортируют и импортируют один и тот же товар), рассчитанный на уровне 10-го знака классификатора, составлял в 2010 г. 11,2% от всего объема. Учитывая близость технологического уровня продукции Украины и России, расширение товарооборота, с одной стороны, усилит конкуренцию украинской продукции с российскими товаропроизводителями на рынке России, а с другой — может вызвать отток продукции с отечественного рынка и возникновение дефицита, что будет провоцировать ускорение инфляционных процессов в Украине. Это требует проведения исследований по более детализированной классификации товаров (расчетов средней ставки таможенных тарифов на уровне 6—10 знаков классификатора, структуры товарооборота и ценовой динамики — на уровне 10 знаков).
Не менее важно отследить и воздействие на изменение структурных характеристик экспорта и импорта, которые пока что далеки от оптимума.
Так, в 2010 г., по данным Государственной статистической службы Украины, экспорт товаров в РФ осуществлялся по 906 позициям, а импорт из РФ по 941 позиции на уровне четырехзначной детализации по классификатору Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (на уровне десятизначной детализации — соответственно 4168 и 4518 позиций) и характеризовался высоким уровнем концентрации. Дифференциация экспорта из Украины в Россию, а особенно импорта из России чрезвычайно низкая. Так, удельный вес 100 групп товаров на уровне десятизначной детализации в экспорте товаров в РФ и импорте из РФ составлял 65,1% и 84,5%; удельный вес 200 групп — соответственно 77,2—89,5%. Существенное отрицательное сальдо в торговле товарами Украины с Российской Федерацией в 2010 г. формировалось за счет продукции добывающей промышленности (-13,8 млрд. долл.), в то время как суммарное сальдо поставок всех других продуктов было положительным и составляло 5,0 млрд. долл.
Также необходимо учесть последствия изменения тарифных ставок для наполнения бюджета и проведения мер в области технологической модернизации.
Серьезного анализа требует фактор применения политически мотивированных решений в экономической сфере. В частности, Украина имеет опыт применения к ее поставщикам мясной и молочной продукции не всегда достаточно обоснованных ограничений в области фитосанитарных мер.
Специального изучения требует и вопрос о постепенном сокращении практики применения антидемпинговых и специальных защитных мероприятий во взаимной торговле (где нередко применяется произвольный подход к определению оснований для соответствующих мер) — что особенно актуально для украинского металлургического комплекса и пищевой промышленности. При этом следует учитывать, что полный отказ от антидемпинговых и специальных защитных мероприятий объективно будет требовать проведения странами-участницами очень тщательным образом согласованной (если не единой) конкурентной политики и применения эффективных, взаимно согласованных норм предоставления субсидий.
Важным аспектом для Украины является вопрос о равноправном доступе к транзитным мощностям на территории стран-участниц, и прежде всего свободного доступа к транзитным мощностям России для снабжения углеводородами, а также вопрос о более полной загрузке транзитных мощностей украинских трубопроводов и гарантиях прокачки через них минимально необходимых для рентабельности объемов углеводородов (что актуализируется строительством Российской Федерацией обходных магистралей газопроводов).
Экономические эффекты в сфере торговли услугами могут для Украины определяться тем, что, по-видимому, в результате вступления в ВТО сектор услуг Украины будет существенно более либерализованным, чем секторы услуг других трех партнеров по ТС. В частности, обязательства Украины относительно рынков услуг распространяются на 137 секторов услуг из существующих 155, тогда как в других странах ЕЭП этот уровень после присоединения к ВТО, скорее всего, будет значительно меньше. Принимая во внимание вышеприведенное, мероприятия по либерализации рынков услуг партнеров по ТС могли бы открыть для Украины дополнительные возможности и принести позитивные экономические эффекты, хотя их оценить в количественном измерении сегодня пока достаточно затруднительно.
Важным для Украины является проведение углубленного анализа возможных эффектов для торговли со странами Таможенного союза после вхождения Украины в зону свободной торговли с ЕС. С другой стороны, не менее важным является оценка возможных приобретений и потерь для Украины в отношениях с ЕС в случае принятия решения о вхождении в Таможенный союз. Очевидно, что потенциальные приобретения могут быть связаны прежде всего с получением в долгосрочной перспективе более сильных и прочных позиций в международных торговых переговорах и с возможным улучшением условий международных договоров, заключаемых с ЕС, в т.ч. и относительно условий создания ЗСТ и интеграции в европейские экономические структуры в целом. В то же время в кратко- и, возможно, среднесрочном периодах можно ожидать в целом негативного эффекта в отношениях с ЕС, вызванного острым разочарованием последнего от прекращения далеко продвинувшихся переговоров об ассоциации и ЗСТ. Фактически в таком случае речь может идти о масштабном пересмотре ЕС всего комплекса отношений с Украиной: недвусмысленные намеки на это уже сделаны на достаточно высоком уровне руководства Европейского Союза.
Таким образом, более полный учет как можно более широкой сферы разнообразных эффектов от вхождения в Таможенный союз требует как минимум отказа от упрощенного подхода, в соответствии с которым интеграционные меры — это всегда позитив. Необходим более взвешенный подход с учетом как позитивных, так и негативных влияний, причем с их четким разграничением на эффекты краткосрочные и долгосрочные.
Приложение
Тарифные ставки при ввозе товаров в Украину (средневзвешенные по структуре импорта Украины из Российской Федерации) и на территорию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (средневзвешенные по структуре экспорта Украины в Российскую Федерацию), рассчитанные на основе 4 знаков классификатора ВЭД
Тарифные ставки при ввозе товаров в Украину (средневзвешенные по структуре импорта Украины из Российской Федерации в 2010 г.) и на территорию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (средневзвешенные по структуре экспорта Украины в Российскую Федерацию в 2010 г.), рассчитанные по 4 знакам классификатора
Разделение на группы произведено на основе классификатора BEC (Classification by Broad Economic Categories)