В среду, 20 апреля, Комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики утвердил окончательную редакцию законопроекта №7532 от 31.12.10 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок”.
В пятницу, 22 апреля, текст законопроекта официально не был обнародован, хотя 21 апреля планировалось его рассмотрение парламентом. В последний момент народные избранники перенесли дату голосования на 12 мая. Но БИЗНЕСу все же удалось ознакомиться с этим документом.
Банк и полномочия
Инициатором корректировки действующего Закона о госзакупках стал Кабинет министров. В декабре прошлого года, менее чем через полгода после принятия последней редакции Закона о госзакупках, правительство направило в парламент свой вариант поправок в документ.
Главное, на чем настаивал Кабмин, — на выведении из сферы действия Закона государственных предприятий (см. БИЗНЕС №7 от 14.02.11 г., стр.24, 26). Но народные депутаты дополнили предложения Кабмина собственными инициативами. В результате окончательный вариант законопроекта существенно отличается от первоначального правительственного проекта.
Главное нововведение, которое появилось в документе по инициативе депутатов, — внедрение в систему торгов так называемого банка-агента. Предполагается, что этот банк должен будет обслуживать все операции, связанные с проведением торгов.
В первую очередь речь идет об обязательном обеспечении тендера, которое все участники торгов обязаны вносить, чтобы их допустили к участию в конкурсе. Сейчас оно составляет 5% стоимости будущего подряда и оплачивать его можно в любом банке страны. Если законопроект будет принят, взнос будет увеличен до 15%.
Также документ определяет, что утвердить банк-агент должно Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). При этом указано, что этот банк должен обязательно иметь долю государственного капитала.
Эксперты отмечают, что “банковская” инициатива чревата неприятными последствиями для участников рынка госзакупок.
“Практика показывает, что предоставление любого монопольного права на оказание того или иного вида услуг в системе госзакупок приводит к их удорожанию и ухудшает условия конкуренции. В нашем случае банк получит возможность выдвигать дополнительные условия для участников торгов и брать за это дополнительную плату”, — считает Валерий Гладкий, генеральный директор исследовательского центра “БЭСТ” (г.Киев; с 2008 г.; 11 чел.).
В свою очередь, Геннадий Островерх, редактор информационного бюллетеня “Редукцион” (г.Харьков; тематика — госзакупки), отмечает, что повышение размера обязательного тендерного обеспечения до 15% фактически лишит возможности участвовать в тендерах мелких и средних производителей товаров и услуг, которые располагают ограниченными средствами.
Кроме того, документ предлагает закрепить за МЭРТ функцию анализа эффективности проведения торгов (согласно действующему Закону о госзакупках, это компетенция Госфининспекции). За МЭРТ сохранятся функции уполномоченного органа в сфере госзакупок, в частности, по согласованию вопросов проведения закупки товаров и услуг у одного участника, а также по рассмотрению жалоб участников, и право отменять торги.
“В случае принятия законопроекта МЭРТ получит фактически неограниченные полномочия в сфере госзакупок, что неминуемо приведет у росту коррупции”, — считает Алексей Кляшторный, директор Всеукраинского профсоюза “Народная солидарность” (г.Киев; с 2009 г.; объединяет 23 организации).
Штрихи мастера
Над последней редакцией законопроекта №7532 в Комитете ВР по вопросам экономической политики трудились больше месяца (проект был принят в первом чтении 15 марта. — Ред.).
За это время в документе появилась, а затем была ликвидирована норма о введении обязательного страхования участников торгов. По словам Александра Бондаря, депутата от НУНС и члена Комитета по вопросам экономической политики, главным инициатором большинства правок законопроекта №7532 выступил глава подкомитета по вопросам госзакупок Антон Яценко.
До последнего времени г-н Яценко был ярым приверженцем усиления роли общественных организаций в сфере госзакупок. Но последняя редакция законопроекта №7532 свидетельствует о том, что теперь он склоняется к усилению госрегулирования. В этой связи вспоминается, что в конце прошлого года народный депутат перешел из состава парламентской фракции “БЮТ — Батьківщина” во фракцию “Партии Регионов”.
Поговаривают, что с тех пор он стал вхож в кабинет первого вице-премьера Андрея Клюева, за которым также числится пост руководителя МЭРТ. И в случае принятия вышеописанной редакции законопроекта №7532 именно г-н Клюев получит фактически полный контроль над сферой государственных тендеров.
“Первоначальный текст законопроекта №7532 отводил Кабмину ключевую роль в сфере госзакупок. Но после правок г-на Яценко главной фигурой в госзакупках будет глава МЭРТ”, — считает г-н Бондарь.
Существенная корректировка законодательства о госзакупках может осложнить отношения Украины с международными финансовыми организациями (см. БИЗНЕС №7 от 14.02.11 г., стр.24, 26).
Пока представители Всемирного банка в Украине и Международного валютного фонда официально ситуацию вокруг корректировки законодательства о госзакупках не комментируют.