Служба мёдом

Две недели назад БИЗНЕС писал (см. №15 от 11.04.11 г., стр.47, 48) о вступлении в завершающую фазу структурных и кадровых реформ в фискальных ведомствах — Минфине, ГНСУ и ГТСУ. Как оказалось, 8 апреля Президент Украины Виктор Янукович подписал документ, который, на первый взгляд, как будто и не является частью этой реформы, однако существенным образом меняет расклад сил среди фискалов. Речь идет об утверждении Указом Президента №446 Положения о Министерстве финансов Украины, вступление в силу которого ожидается со дня на день.

В Положении о Минфине, утвержденном признанным теперь утратившим силу Указом Президента №1081 от 26.08.99 г., было лишь невнятно зафиксировано, что Минфин “обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики, осуществляет координацию деятельности в этой сфере других центральных органов исполнительной власти”.

При этом рычаги для проведения, в частности, единой налоговой политики (о таможенной вообще ничего не было сказано) документом предусмотрены не были. Что, в итоге, приводило к постоянному конфликту Минфина с ГТСУ и ГНАУ. Весьма показательными в этом смысле были 2003 г. — начало 2004 г., когда между тогдашними первым вице-премьером, министром финансов Николаем Азаровым и главой ГНАУ Юрием Кравченко разразилась настоящая война за влияние.

После проведения конституционной реформы в конце 2004 г. Минфин постарался усилить свои позиции. Первое время он сотрудничал с ГНАУ и ГТСУ на основании устных договоренностей. А новое Положение о министерстве было утверждено только постановлением Кабмина №1837 от 27.12.06 г. (оно так и не было отменено, но почило в бозе вместе с отменой конституционной реформы).

Тут уже появилась запись о том, что “Минфин является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, таможенной политики”. А главное, что задачей Минфина является не только обеспечение единой политики в указанных сферах, но и “контроль за ее проведением ГНАУ, ГТСУ, ГлавКРУ, Госказначейством”.

Среди прочего Минфин взял на себя функции по законотворческой деятельности фискальных органов. Но одних только слов о контроле над ГНАУ и ГТСУ оказалось явно недостаточно — реальные инструменты контроля у Минфина так и не появились. А, скажем, прохождение нужных законодательных изменений налоговики и таможенники всегда могли обеспечить с помощью дружественных депутатов.

Оставив в новом Положении утверждения о том, что Минфин является главным органом по формированию, обеспечению и реализации фискальной политики и т.п., непосредственно формирует и обеспечивает ее реализацию, а также нормативно-правовое регулирование данных вопросов, авторы добавили кое-что, скажем так, приземленное.

Например, в документе появилась запись о том, что Минфин “согласовывает решения о предоставлении рассрочек и отсрочек уплаты денежных обязательств или налогового долга относительно общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного бюджетного года”.

Она, правда, лишь дублирует соответствующую норму законодательства, однако лишним упоминание такого инструмента в документе, утвержденном Указом Президента, для Минфина явно не будет. Новым является и положение о том, что Минфин рассматривает отчеты о выполнении возложенных на ГТСУ и ГНСУ задач и планов их работы.

В этом уже мало приятного для контролирующих органов. Однако главным оказался набор вполне явственных инструментов влияния на руководителей контролирующих ведомств и прочих служб, входящих в сферу влияния Минфина, предусмотренных отныне, согласно Положению, непосредственно в полномочиях министра финансов (см. “Полномочия…”).

Безусловно, некоторые из указанных полномочий чисто декларативные. Скажем, реально участвовать в назначении руководителя тех же ГТСУ или ГНСУ министр финансов сможет вряд ли — это все же политические должности весьма высокого ранга.

Однако помешать назначению нужного человека директором (и даже заместителем директора!) департамента, руководителем (заместителем) территориального органа служб или, наоборот, уволить какого-либо человека с этих должностей (в том числе и путем проведения реорганизации) министру финансов теперь, оказывается, вполне по силам.

А это, в свою очередь, значит, что отныне министр сможет серьезно влиять на работу руководителей главных контролирующих ведомств, создавая им, при желании, серьезные проблемы.

При нынешней конфигурации это означает усиление совсем уже было потерянных позиций министра финансов Федора Ярошенко и стоящего за ним премьера Николая Азарова во взаимоотношениях с главами ГНСУ Виталием Захарченко и ГТСУ Игорем Калетником. А при смене исполнительной власти в будущем может стать дополнительным бонусом для того человека, который возглавит Минфин.

Остается не до конца понятным, как Федору Ярошенко удалось добиться утверждения Президентом столь выгодного для себя документа.

Не исключено, что произошло это в связи с тем, что в других фискальных ведомствах на проект Положения о Минфине просто не обратили внимания, посчитав, что он лишь дублирует законодательные нормы (как это действительно часто бывает). Остается добавить, что вступает Положение в силу с момента его официальной публикации.

Полномочия министра финансов, предусмотренные Положением
Внесение предложений премьер-министру относительно кандидатур на должности руководителей служб и, по предложению их руководителей, — кандидатур на должности их заместителей.
Согласование структуры аппаратов служб.
Издание обязательных для исполнения службами приказов и поручений по вопросам направления и координации их деятельности.
Согласование назначения на должности и освобождения от должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов служб.
Согласование назначения на должности и освобождения с должностей руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений аппаратов служб.
Согласование предложений руководителей служб об образовании, реорганизации, ликвидации их территориальных органов, внесение на рассмотрение Кабмина соответствующего представления.
Постановка перед Кабмином вопроса об отмене актов служб полностью или частично.
Выдача поручений руководителям служб об отмене актов их территориальных органов полностью или частично, а в случае отказа — отмена таких актов полностью или частично.
Постановка перед Президентом вопроса о привлечении к ответственности руководителей служб и их заместителей.
Инициирование привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей структурных подразделений аппаратов служб, территориальных органов служб и их заместителей, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих к сфере их управления.
Принятие решения о проведении проверки деятельности служб и их территориальных органов.

Марков Александр

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.