Отечественная оппозиция, недовольная решением Президента Украины Виктора Януковича запустить в стране полноценный земельный рынок (см. БИЗНЕС №8 от 21.02.11 г., стр.26-30), намерена организовать референдум по вопросу целесообразности снятия запрета на куплю-продажу земли. В связи с этим БИЗНЕС решил поинтересоваться: Угрожает ли свободный рынок земли украинскому селу?
PRO
Владислав Кисиль (32), адвокат, партнер юридической компании “КПД Консалтинг” (г.Киев; с 2007 г.; 22 чел.):
— Думаю, что определенный риск есть. Одним из важнейших последствий принятия проекта закона “О рынке земель” (см. БИЗНЕС №9 от 28.02.11 г., стр.27-29. — Ред.) является отмена моратория на отчуждение земель в Украине.
Среди основных положений законопроекта — установление возможности отчуждения земельных участков сельскохозяйственного назначения, включая наиболее ценную их разновидность, а именно земли, предназначенные для ведения товарного сельхозпроизводства.
Кто же сможет приобрести в собственность такие земельные участки? Логично было бы предположить, что собственниками должны стать те, кто занимается хозяйственной деятельностью в аграрной сфере. Вопреки очевидной логике законопроект вводит существенные ограничения круга лиц, имеющих возможность приобретать в собственность земли сельхозназначения для товарного производства сельхозпродукции.
Такими лицами являются исключительно граждане Украины и государство либо орган местного самоуправления. Остается лишь констатировать, что сельскохозяйственные предприятия и иные юридические лица, т.е. реальные товаропроизводители, не смогут стать собственниками земель, которые они обрабатывают, даже после отмены моратория.
Такое ограничение неизбежно должно привести к деформации модели функционирования “рынка” земли. Во-первых, право консолидировать земли получат лишь структуры, готовые работать либо с привлечением “подконтрольных” физических лиц, либо при содействии государственных структур.
Во-вторых, ни один из двух вышеперечисленных сценариев не является комфортным для крупных институциональных инвесторов, да и любых иных инвесторов, соблюдающих принципы прозрачности в построении своих бизнес-структур и процессов. В-третьих, искусственное ограничение конкуренции ослабит приток капитала в отрасль. Вследствие чего рыночного механизма формирования цен на землю не будет.
Поэтому рынком такую модель организации земельных отношений можно назвать только в кавычках. Скорее, это консервация существующего положения дел с элементами создания правил игры, комфортных для узкого круга заранее определенных лиц.
На перефразированный риторический вопрос, а нужен ли нам такой хоккей в земельной сфере, положительный ответ дать крайне
затруднительно.
CONTRA
Елена Хитрова, ведущий юрист юридической фирмы ILF (г.Харьков; с 1994 г.; 40 чел.):
— На мой взгляд, украинскому селу свободный рынок земли не угрожает. Отмена моратория на продажу земель сельхозназначения — это шаг вперед. Поскольку на протяжении семи лет рынок сельхозземель находится в “партизанском” положении.
С одной стороны, мораторий запрещает продажу сельхозземель, с другой — есть спрос и есть предложение на их куплю-продажу. Вот и ловчат, изобретают различные схемы обхода моратория (см. БИЗНЕС №11 от13.03.06 г., стр.121-123. — Ред.).
В конце концов намеревающиеся приобрести сельхозземли достигают желаемого, несмотря на существующий мораторий. Кроме того, мораторий мешает развитию сельского хозяйства, поскольку собственники земель не могут ими полноценно распоряжаться.
К примеру, отсутствует возможность получить кредит на развитие под данный участок, передав его в ипотеку, либо выступить учредителем какого-либо сельскохозяйственного предприятия, внеся в уставный фонд земельный участок. А что говорить о простых “крестьянах”, которые получили свой пай и не имеют физической возможности его обрабатывать? Земли простаивают, не используются по целевому назначению.
Поскольку продать земельный участок нет возможности, жители села вынуждены сдавать сельскохозяйственный пай в аренду предприятиям по заниженным ценам. В итоге, существование такого моратория теряет всякий смысл.
Следует отметить, что отмена моратория на отчуждение сельскохозяйственных земель планируется в соответствии с проектом закона “О рынке земель”, который находится на рассмотрении в Верховной Раде. Им урегулирована процедура продажи земель сельхозназначения как государственной, коммунальной собственности, так и частной.
Так, документ предусматривает, что продажа земель государственной и коммунальной собственности будет осуществляться только на конкурентных основах (аукционах, конкурсах).
Что касается земель государственной и коммунальной собственности для ведения товарного сельского производства и личного сельского хозяйства, то их в соответствии с проектом закона можно продавать гражданам и юридическим лицам Украины в общем порядке.
Таким образом, отмена моратория на продажу земель сельхозназначения в связи с принятием Закона “О рынке земель” должна дать толчок развитию сельского хозяйства в Украине.