Налоговый агент

Эта статья  опубликована в последнем номере журнала "Эксперт" несколько дней назад, но её интернет-версия появилась только сейчас. Почитайте: мнение 30-летнего  Виталия Хомутынника, вполне вероятно, ещё долго будет определять очень и очень  многое.  М.П.

Глава профильного парламентского комитета Виталий Хомутынник рассказал о прошедшей и предстоящей налоговой реформе

Недавно избранный председателем Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник осваивается в новой должности. Кресло главы этого вновь созданного и очень влиятельного комитета, понятное дело, престижно. Председательство в нем красной строкой проходит в биографии таких политиков, как Николай Азаров, Петр Порошенко.

До последнего времени 34-летний Хомутынник концентрировался на налоговых и таможенных вопросах. Сегодня в нагрузку к прежним обязанностям депутату достались не менее простое финансово-банковское и бюджетное законодательство. И чувствуется, что глава комитета еще только начинает входить в проблемы этих сфер. Поэтому в основном разговор строился вокруг привычной для него темы — налоговой реформы. «Эксперт» подробно расспросил Хомутынника о будущем упрощенной системы налогообложения, автоматическом возмещении НДС и планируемой реорганизации налоговой и таможенной служб.

— Парламент решил объединить Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности и Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики в один, назначив вас председателем. Насколько, с вашей точки зрения, это правильная реорганизация?

— Более чем. Я работаю в финансово-экономическом комитете парламента около десяти лет. Причем трудился в нем и в периоды, когда он был объединен с налоговым комитетом, и когда существовал отдельно от него. В 2007 году комитет разделили из политических соображений. Тогда финансовый комитет возглавил регионал Николай Азаров, а вновь созданный налоговый — бютовец Сергей Терехин. Теперь комитеты вновь объединили. К моим обязанностям в налоговом и таможенном комитете добавилось многое: финансовое, банковское законодательство, страховой рынок, рынок негосударственного пенсионного страхования, фондовый рынок, некоторые вопросы, связанные с ипотечным рынком. Сейчас комитет охватывает вопросы деятельности Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Национального банка Украины, Финмониторинга, налоговой и таможенной служб, а также ряда государственных комиссий.

— Недавно Министерство финансов презентовало собственную концепцию упрощенной системы налогообложения. Согласован ли этот документ с комитетом, и совпадает ли он с вашим вИдением?

— До концепции Минфина было представлено четыре других проекта реформирования «упрощенки». Конечная редакция этих изменений должна быть завизирована несколькими участниками законодательного процесса: Кабинетом министров, нашим комитетом, администрацией президента. Кроме того, концепцию нужно согласовать с бизнес-ассоциациями, чтобы нам потом не сказали, что «там» ее создавали «самозванцы», а «здесь» — реальные люди. Мы это уже проходили.

— Законопроект «Об упрощенной системе налогообложения» правительство обязалось подготовить к концу января этого года, чтобы до 1 апреля закон был принят и вступил в силу. Однако срок неоднократно переносился, проект концепции появился только к концу марта. Когда, по вашим прогнозам, будет принят профильный закон?

— Упрощенная система выходит за рамки Налогового кодекса. В подходах к ее реформированию всегда присутствует политическая составляющая. Поэтому «упрощенка» была вынесена из рамок Налогового кодекса и до сих пор является предметом дискуссий. Я изначально был сторонником именно такого подхода, но, к сожалению, меня тогда не услышали.

— Кто не слышал? В ходе рассмотрения Налогового кодекса в парламенте главой налогового и таможенного комитета ВР был Сергей Терехин, который самоустранился от процесса налоговой реформы…

— Я тогда работал его первым замом и принимал непосредственное участие в процессе реформы. Терехин председательствовал в комитете, где бОльшая часть депутатов представляла парламентское большинство. В сложившейся ситуации он мог только мешать — не проводить заседания комитета, вести деструктивную работу. Так долго не могло продолжаться. Поэтому Верховная Рада приняла решение отстранить Сергея Терехина от должности председателя.

Сложная «упрощенка»

— Сегодня вопрос номер один для «упрощенцев» — норма о запрете отнесения на валовые расходы издержек при покупке товаров и услуг у плательщиков единого налога, которая вступила в силу с 1 апреля. Намерены ли вы менять эту норму? «С помощью ”упрощенцев” от уплаты налогов уклонялись супермаркеты, которые закупали товары, умышленно дробя своих поставщиков. С таким средним бизнесом, который искусственно делится на малый, нужно бороться»


— Этот вопрос будет рассматриваться вместе с изменениями в упрощенную систему. Хотя норма о валовых расходах относится к другому разделу кодекса, посвященному налогу на прибыль. Сегодня можно долго говорить о пользе и надобности упрощенной системы налогообложения, обеспечивающей рабочие места, развитие мелкого бизнеса, но, с другой стороны, упрощенная система способствует контрабанде. До последнего времени частные предприниматели имели право не показывать налоговой службе отчетность по приходу товаров и услуг, демонстрируя только документы по расходу.

Кроме того, с помощью «упрощенцев» от уплаты налогов уклонялись супермаркеты, которые закупали товары, умышленно дробя своих поставщиков. С таким средним бизнесом, который искусственно делится на малый, нужно бороться.

— По оценкам налоговой службы, хотя бы треть предпринимателей-частников осуществляли сделки с юрлицами, работающими на общей системе налогообложения. Значит, после 1 апреля будущее каждого третьего упрощенца под угрозой. Какой смысл позже принимать законопроект «О едином налоге», если к тому времени упрощенцы самоликвидируются?

— Эта норма коснется не всех. Упрощенная система в классическом понимании — это предоставление услуг или товаров конечному потребителю. Владельца парикмахерской, мастерской по ремонту бытовой техники, часов или обуви эта норма никак не касается. Если речь идет об услугах, которые предоставляются юридическим лицам, предприятие выбирает: работать ли ему с «упрощенцем» или с юридическим лицом. Можно перейти на уплату подоходного налога (с таких предпринимателей мы собираемся снять уплату единого социального взноса), а также можно перейти на новый режим налоговых каникул.

— Выходит, закон об упрощенной системе налогообложения появится не ранее, чем через квартал?

— Итоговая версия проекта может появиться и завтра, всё зависит от Кабмина. Я не снимаю с себя ответственности, но вопрос упрощенной системы должен рассматриваться в отдельном документе, а не в рамках поправок к Налоговому кодексу. Любой пункт по упрощенной системе завалит все наши благие наработки по другим направлениям.

— Кто во власти сейчас является идеологом будущей упрощенной системы и несет ответственность по этому вопросу?

— Генератор проекта, определенный Кабмином, — Министерство финансов. Куратор «упрощенки» там — первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский.

— Мярковский — технический исполнитель. А кто инициатор?

— Я думаю, премьер-министр. На него и ложится ответственность в итоге. Если в ходе акций протеста против кодекса в прошлый раз обвиняли вице-премьеров Сергея Тигипко и Бориса Колесникова, а также бывшего председателя Госкомпредпринимательства Михаила Бродского, то всё равно в конечном итоге вся ответственность легла на премьер-министра Николая Азарова. Хотя все прекрасно понимают, что он не сидел в рабочих группах и не занимался технической подготовкой документа.

— Многие считают, что ритуальной жертвой Азарова стала бывший заместитель министра финансов Татьяна Ефименко, ответственная за подготовку проекта кодекса, впоследствии ветированного президентом. Вы с этим согласны?

— Татьяну Ефименко уволили по возрастному критерию (в связи с выходом на пенсию. — «Эксперт»). Я уверен, что ее отставка не связана с разработкой Налогового кодекса. Тем более что теперь она возглавляет Академию финансового управления при Минфине и так или иначе влияет на процессы. Кроме того, инициированные Ефименко новации кодекса пока оценить сложно, поскольку ее предложения вошли в основном в третий раздел — о налоге на прибыль. Они вступают в силу с 1 апреля нынешнего года, поэтому работу Ефименко мы оценим по итогам первого полугодия.

— Еще одна сложная новация Налогового кодекса — действие новой декларации по налогу на доходы физлиц, работающих на «упрощенке». Теперь ее следует подавать не ежеквартально, а каждый месяц. Это требование стало причиной очередей у дверей налоговых служб. Намерены ли вы отменить необходимость такой декларации?

— Да. Мы отменим ежемесячную подачу декларации и вернем ее в ежеквартальный режим. Я уже подписал соответствующий законопроект. Кроме того, предложим вернуть необходимость согласования формы декларации с нашим комитетом. Чтобы в будущем подобное не повторилось, когда в законе написано, что в декларации должно быть три строки, а налоговая утвердила пятнадцать.

НДС автоматом

— Государственная налоговая служба обнародовала список предприятий-претендентов на возмещение НДС в автоматическом режиме. Пока в него вошли 24 предприятия, отобранные по специальным критериям ГНСУ, которые предприниматели назвали дискриминационными. Насколько, с вашей точки зрения, адекватны критерии отбора экспортеров?

— Пока сложно давать им оценку. У бОльшей части предприятий, не попавших в список, есть проблемы с критерием по заработной плате. К сожалению, наши предприятия платят зарплату в конвертах или умышленно сохраняют ее на очень низком уровне. Считаю, что этот критерий адекватен: средняя заработная плата должна в 2,5 раза превышать минимальную. Триста долларов на человека — не такая большая сумма для экспортно ориентированных предприятий, которые зачастую прибыльны, а продукция пользуется спросом за пределами страны.

— Экспортеры, не попавшие в список на автоматическое возмещение, утверждают, что при его составлении неуместно учитывались нормы трудового законодательства, региональный аспект расчета заработной платы, штат сотрудников, что отсеяло многих претендентов. Это действительно так?

— Налоговым кодексом мы жестко расписали требования к экспортеру по каждому из критериев. Хотя могли этого не делать, передав эту работу ГНСУ, чем упростили бы себе задачу. Мы, депутаты, хотели, чтобы у налоговиков даже мысли не возникло как-то влиять на эти списки, не говоря о возможностях. Предприятия отбирает специальная электронная программа, не человек.

— Да, но ведь речь идет не о программе, а о критериях, занесенных в нее для дальнейшей фильтрации предприятий. Условно говоря, в Донецке уровень заработной платы иной, нежели в Киеве…

— Народные депутаты, как законодатели, имеют право и возможности контролировать процесс. Мы не позволим отдельным службам и инстанциям трактовать Налоговый кодекс по-своему.

— А есть такие прецеденты?

— Есть. К примеру, на днях к нам поступили письма от предприятий Днепропетровской области. Экспортеры, полностью соответствующие всем критериям на автоматическое возмещение НДС, не могут получить возврат налога. Сотрудники налоговой службы принуждают бизнесменов сначала заплатить «минимальную нагрузку» по налогу на прибыль.

— Еще один сомнительный критерий отбора — разница между налоговым кредитом и обязательствами. Налоговая служба требует, чтобы расхождение не превышало десяти процентов от заявленной суммы возмещения НДС. Однако, по мнению бизнеса, эта разница подсчитана в несопоставимых периодах. Что скажете вы?

— Изначально мы установили этот критерий для того, чтобы НДС не возвращали тем фирмам, в товарной цепочке которых есть предприятия-банкроты.

Впрочем, вопрос двоякий. Именно поэтому мы решили пригласить главу ГНСУ Виталия Захарченко со всеми его заместителями на заседание комитета, где мы и заслушаем подходы к установлению критериев, а параллельно проанализируем обращения бизнеса, которые к нам поступают. Я уже запросил у ГНСУ список предприятий, оказавшихся в числе первых на возмещение НДС в автоматическом режиме, а также список тех, кто претендовал, но не попал под критерии. Если мы обнаружим перекосы, то подкорректируем требования.

— Каким образом?

— Внесем поправки в Налоговый кодекс, в том числе правку по требованию к уровню заработной платы.

— То есть снизите установленный порог? «Функции налоговой милиции всё равно никуда не денутся и перейдут либо к МВД, либо к СБУ, что еще хуже. Забрав налоговую милицию у ГНСУ, мы лишим службу серьезного рычага влияния»


— Этот порог может быть только увеличен. Повторюсь, заработная плата у рентабельных экспортно ориентированных предприятий не может быть низкой. Да, этот критерий — не рыночный инструмент для вывода зарплат из тени, однако всё же хороший стимул для собственников предприятий повышать уровень оплаты труда. Речь идет о ферроникелевых, химических и металлургических заводах, а не о предприятиях легкой промышленности.

— Вы, как глава профильного налогового комитета, визируете списки претендентов на возмещение НДС?

— На каком основании? У комитета есть только законодательная функция, плюс контрольная по части исполнения законов. Зачем нам визировать какие-то списки на возмещение НДС?

— Бытует мнение, что все списки претендентов на получение НДС в автоматическом режиме Виталий Захарченко согласовывает с администрацией президента и президентом лично. Это правда?

— Полная чушь. Я могу допустить, что махинации всякого рода происходят на региональном уровне, на уровне центрального аппарата налоговой службы. Но шила в мешке не утаишь.

Сокращение вместо реформы

— Не так давно президент раскритиковал деятельность налоговой службы, призвав парламент провести ее реорганизацию. Как-то вы заявляли, что собираетесь подать законопроект, реформирующий деятельность этого ведомства. О чем идет речь?

— Закону о государственной налоговой службе уже более двадцати лет. И в свете президентской административной реформы появилась необходимость его изменить.

— Речь идет о сокращении численности сотрудников ГНСУ или функциональной реорганизации ведомства?

— Во-первых, о сокращении сотрудников налоговой службы на 30 процентов. Сегодня в ней работают 60 тысяч человек, а должно быть около 40 тысяч. Главное, чтобы такая оптимизация не сказалась на будущем сборе налогов. К примеру, на налоговую инспекцию и таможенную службу в Грузии — у них это объединенное ведомство — приходится около шести тысяч человек. А у нас на эти две структуры — аж 90 тысяч чиновников.

— Грузия по сравнению с Украиной — маленькая страна…

— Да. Однако всё равно на одного украинца приходится в несколько раз больше налоговиков и таможенников, нежели должно быть. Мы живем в мире электронных технологий, есть возможность электронной подачи деклараций.

Две тысячи предприятий обеспечивают 90 процентов налога на прибыль и 80 процентов налога на добавленную стоимость от общего котла. Всего же в Украине работают около 400 тысяч предприятий и несколько миллионов частных предпринимателей. Поэтому основной акцент налоговики должны сделать на работе с крупными налогоплательщиками, для чего уже созданы специальные инспекции. Административное давление на всех остальных должно быть минимизировано.

— Как сокращение численности ГНСУ повлияет, по вашим прогнозам, на уровень коррупции в налоговых органах?

— На сокращение коррупции должны повлиять жесткие меры со стороны правоохранителей. Сотрудник налоговой или таможенной службы должен понимать, что в случае необоснованного непринятия декларации, задержания груза на границе или чрезмерного завышения ввозной стоимости товара он может понести ответственность. И речь идет не просто о выговоре, а об административной ответственности, а то и уголовной.

— В проекте Таможенного кодекса, который написали сами таможенники, такая ответственность установлена на уровне нуля.

— Это еще не окончательный вариант документа, в итоговом законе мы обязательно пропишем такие нормы. Но даже этой меры ответственности недостаточно. Сотрудникам ГНСУ и ГТСУ необходимо повысить зарплаты. Сократив численность персонала и лишние структуры в этих ведомствах, мы сможем перенаправить часть средств на увеличение заработной платы оставшимся чиновникам.

Мы должны изменить психологию действующей системы сбора платежей. Сегодня и налоговая, и таможенная служба конкурируют за выполнение плана по сборам в госбюджет, установленного Минфином. Какими методами, правдами и неправдами ведомство обязано его выполнить — это его внутренний вопрос. Но это неправильно. Не должно быть ежемесячного состязания — кто больше заработает для бюджета.

— Намерены ли вы инициировать ликвидацию налоговой милиции?

— Я не вижу в этом необходимости. Функции налоговой милиции всё равно никуда не денутся и перейдут либо к МВД, либо к СБУ, что еще хуже. Налоговая милиция отвечает за борьбу с экономической преступностью. Забрав налоговую милицию у ГНСУ, мы лишим службу серьезного рычага влияния.

— Давления?

— Речь не только о фискальном давлении на бизнес. Налоговая милиция существует во многих странах мира, и она доказала свою эффективность. К сожалению, Украина в этом плане пока не показала себя с лучшей стороны. Мы постараемся законодательно отрегулировать процессы так, чтобы не оставить лазеек для давления на легальный бизнес.

Екатерина Сыченко, Светлана Крюкова

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.