Около 600 столкновений с животными: самые частые поломки – повреждение передних защитных решеток, крыльев, капотов, а в качестве возмещения – выплата более 360 тысяч латов, Таков баланс 2010 года в отношении несчастных случаев столкновения транспортных средств с животными, свидетельствуют обобщенные данные страхового общества BALTA.
В свою очередь эксперты Школы Безопасного Вождения (DBS) объясняют ситуацию тем, что автоводители часто ведут себя неправильно в случаях, когда дорогу перед машиной вдруг перебегает животное.
Государственная полиция в прошлом году зарегистрировала 330 дорожно-транспортных происшествия с наездом на животных, в них пострадало 23 автоводителя, а один из них погиб. К тому же количество заявлений на возмещение KASKO, предъявленных в САО BALTA после столкновения транспортных средств с животными, почти в два раза больше.
Заместитель директора отдела возмещений САО BALTA Ингус Савицкис объясняет это тем, что в дорожную полицию обо всех подобных происшествиях сообщают не всегда. "В прошлом году BALTA приняла почти 600 заявлений на получение возмещения за случаи, когда транспортное средство клиента столкнулось с животным. В среднем 4-5% в год из всех заявлений на получение возмещения по KASKO – в связи с ущербом от столкновения транспортного средства с животным. Средняя выплата возмещений за подобные несчастные случаи – около 550 латов. Самые большие потери прошлого года – 12 тысячов латов за ущерб Mercedes-Benz Sprinter, столкнувшемуся с лосем. Надо отметить, что в тех случаях, когда автоводители пытались избежать столкновения с животным, съехав в кювет, транспортные средства пострадали намного серьезнее и сумма возмещения составляла в среднем около 3 тысячов латов. За последние три года повреждения после столкновения с животными в общей сложности превысили 1,7 миллионов латов", – поясняет ситуацию И. Савицкис.
Эксперты DBS указывают на то, что во избежание столкновения с животным автоводителям важно выбирать оптимальную скорость езды. Проезжая по лесистой местности, желательно ее уменьшить и быть особенно внимательным. Таким образом повышается не только возможность водителя держать ситуацию под контролем и маневрировать транспортным средством, но и в случае, когда столкновение нельзя предотвратить, снижается риск для транспортного средства, водителя, пассажиров и животного.
"Часто перед водителем встает дилемма: наехать на животное и, скорее всего, разбить автомобиль, но, как правило, не подвергать опасности себя; или решиться на слишком сложный маневр и слететь с дороги, таким образом не наехав на животное, но повредив авто и нередко подвергая опасности себя и пассажиров в машине. Решение надо принимать молниеносно – на это есть от 0,5 до 2 секунд", – рассказывает Андрис Плявениекс, директор по обучению школы DBS.
Территория Латвии относительно богата животными (в прошлом году зарегистрировано более 14 тысяч лосей, почти 40 тысяч благородных оленей, более 67 тысяч кабанов и 186 тысяч косуль), но каждый год в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут несколько тысяч животных. По данным статистики САО BALTA, в прошлом году более трети из всех зафиксированных столкновений с животными приходится как раз на косуль, а 14% всех несчастных случаев произошло из-за собак.
"Случается, что причиной аварии становятся также и зайцы, лисы, лоси, кабаны, иногда даже еноты, бобры и барсуки. Один из самых распространенных случаев – столкновение с так называемым "лесным мистическим зверем", после которого животное нельзя идентифицировать либо вообще найти его. При столкновении транспортного средства с животным в основном повреждаются лобовые и ветровые стекла, фары, решетки, крылья, капоты, а в более тяжелых случаях – и крыша автомобиля. Наши наблюдения говорят о том, что чаще всего сталкиваются с животными водители автомобилей марки Toyota и Volkswagen", – рассказывает И. Савицкис.
Хотя ДТП с животными случаются в любое время года, самая большая вероятность встретиться на дороге с лесным обитателем как раз весной и осенью. "Повышенная активность животных наблюдается в основном в брачный период, во время появления потомства, а также в начале охотничьего сезона, когда они встревожены и особо испуганы. В это время поведение животных совершенно непрогнозируемо. Например, в сентябре-октябре, период гона оленей и лосей, и в июле, брачном месяце косуль, животные находятся полностью во власти инстинктов и их появлению на дороге не может помешать даже шум автомобилей", – комментирует поведение животных руководитель Отдела охоты Государственной службы леса Янис Озолиньш.
Встретиться с каким-либо животным на дороге можно по всей территории Латвии, особенно в лесистых местностях, возле опушек, а также на тех отрезках пути, где деревья и кусты растут слишком близко к обочине. Последствия несчастных случаев могут быть разными, но самые опасные – столкновение с лосем, благородным оленем, косулей и кабаном. "В тех случаях, когда проезжую часть неожиданно перебегает животное, надо действовать быстро. Результат чаще всего напрямую зависит от степени тренированности автоводителя, его умения и опыта, а также от размера и массы конкретного животного. Следует помнить: главное — в первую очередь думать о собственном здоровье и жизни, а проблемы транспортного средства и животного в этих случаях второстепенны", – напоминает А. Плявениекс.