Модернизация как задача экономических реформ

Реализация необходимых стране экономических реформ требует изыскания органичных форм и механизмов. И здесь первоочередное значение имеет стимулирование инвестиционной активности. Речь идет как об иностранных инвесторах, так и об отечественных. С одной стороны, в 2010 г. объем иностранных инвестиций возрос по сравнению с 2009 г. примерно на 21%, с другой — этого все равно ничтожно мало для того, чтобы мы все почувствовали эффект от экономического роста.
Без инвестиций — на обочину цивилизации

Модернизация экономики тормозится из-за проблем, копившихся не один год. На протяжении многих лет на официальном уровне к конкурентным преимуществам Украины наряду с наличием черноземов и географическим положением относят дешевую квалифицированную рабочую силу. Однако, по данным австрийского банка Creditanstalt, с начала 1990-х до начала 2000-х производительность труда выросла в Польше (240%), Венгрии (140%), Чехии (109%), а в Украине на 86% упала. Предыдущее десятилетие только усугубило этот показатель.

По данным компании McKinsey* на осень 2009 г., по стандартам жизни мы поднялись со 109-го на 95-е место в мире. Но отставание от развитых стран по-прежнему велико: работа, выполняемая американцем один день, у украинца заняла бы шесть дней, у россиянина — три. Общая производительность труда в украинской экономике, рассчитанная как объем ВВП с учетом покупательной способности на одного занятого, составляет лишь 16% американского уровня.
______________________________________________
*Милов Г. Легких способов нет // Ведомости.- 2009.- 22 октября

Чтобы сохранить темпы роста ВВП до 2020 г., придется наращивать производительность даже быстрее, чем до кризиса, — в среднем на 7,5% в год, пишут исследователи. При этом если показатель общей производительности труда в США взять за 100%, то в Швеции он составит 81%, в Канаде — 80%, в Испании — 75%, в Польше — 43%, в России — 31%, в Бразилии — 23%, в Украине — 16%, в Китае — 10%, в Индии — 8%.

В процессе развертывания мирового финансового кризиса не было предпринято никаких действий для повышения производительности труда в нашей стране.

Мы так и не вышли из инвестиционного кризиса, начавшегося с развалом СССР. Посмотрите на размеры нормы накопления капитала — проще говоря, это показатель, определяющий, какую долю своих доходов страна инвестирует в развитие. Сокращение объема валового накопления основного капитала не удалось преодолеть и в годы экономического роста начала двухтысячных. Если в 1996 г. вложения в основной капитал составили около 15% объема 1990 г., то в 2008 г. — 44%, а в 2009-м снова падение — всего 21% уровня 1990-го. Одним словом, по уровню инвестиций в развитие экономики мы значительно отстали от самого последнего, причем уже кризисного советского года.

Отсутствие инвестиционных ресурсов привело к крайне медленному внедрению новейших технологий, сползанию Украины к сырьевой модели экономики. Степень износа основных средств производства превысила 60%-ную отметку (на транспорте около 84%). Ежегодно обновляется всего 4—6% основных фондов.

Если в конце 80-х доля машиностроения превышала 30%, то в 90-х это место заняла в основном металлургия. Причем наши производства технологически устарели, и на фоне мирового избытка сталелитейных мощностей нам все труднее выдерживать конкуренцию. Показатель энергоемкости ВВП — один из самых высоких в мире. В 2008 г. он составил 0,64 кг у.т./грн. — в 2,5 раза выше среднего уровня энергоемкости ВВП развитых стран. А в результате рейтинг Украины по технологической конкурентоспособности упал по оценкам Всемирного экономического форума до 83-го места среди 139 стран мира в 2010 г.
Использовать мировой опыт

Все страны-лидеры, демонстрировавшие продолжительный экономический рост в течение десятилетий, использовали главный механизм — создавали условия для инвестора, чтобы он приносил деньги и технологии и строил новые высокопродуктивные производства именно на их территории — по принципу государственно-частного партнерства. Из послевоенной разрухи, фактически с уровня средневековья, например, Япония поднялась до уровня второй экономики мира.

По той же модели двигались все успешные азиатские страны. Например, Сингапур в 60-х гг. был всего-навсего постколониальным городом-портом с отсталой инфраструктурой — пальмы да причалы. После ухода британцев страна потеряла около 20% ВВП. Ни природных ресурсов — ничего. Даже питьевую воду приходится импортировать.

Классик эффективных реформ и многолетний лидер страны Ли Куан Ю уже тогда заговорил о глобализации. Он смог привлечь в страну транснациональный капитал, создать такие условия для бизнеса, что уже к 80-м Сингапур стал не только крупным финансовым центром, но и ключевым транзитным узлом, а также одним из ведущих производителей электроники. Когда в начале 2000-х прибыльность микроэлектроники стала снижаться, приоритеты поменялись — новым флагманом стали биотехнологии и фармацевтика. В 2005—2006 гг. Мировой банк признал экономику Сингапура самой привлекательной в мире.

Итак, рецепт таков: выбрать свои перспективные ниши и создать условия для бизнеса.

До последнего времени украинская экономика продолжала деградировать. Заканчиваются ресурсы промышленности и инфраструктуры, оставшиеся после СССР. Если не строить новые производства, не создавать новые отрасли, никакого роста, а значит, повышения уровня жизни быть не может. Украина за 20 лет независимости отстала по уровню ВВП от своего последнего советского года (1990-го) почти на 40%. За это же время мировая экономика выросла в 2,7 раза.

Если проект в приоритетной высокотехнологичной отрасли запускается в любой стране Евросоюза, например в Германии, Франции, Испании или Словакии, то инвестор сразу же получает от 25 до 50% суммы инвестиций прямо из госбюджета. Плюс стоимость кредита в этих странах — 3,5—4%. Также инвестор получает субсидии из региональных или муниципальных программ на развитие инфраструктуры.

Практика Китая свидетельствует, что в некоторых особенно приоритетных для страны отраслях до 70—80% инвестиций в строительство нового производства также компенсирует государство. Стоимость кредита — около 4%. В результате Китай в последние годы стал абсолютным лидером по росту в ряде перспективных отраслей. Теперь США пытаются не упустить пальму первенства в технологиях и, несмотря на кризис, увеличивают господдержку приоритетных направлений.

Чтобы в Украину пришли реальные инвестиции в создание новых производств, чтобы наш бизнес активнее проводил модернизацию и развивался, необходимы кардинальные реформы — дерегуляция, борьба с коррупцией, развитие инфраструктуры, развитие финансового рынка и многое другое. Эти шаги как раз и делает сегодняшняя власть. Рассчитывать на моментальный эффект невозможно — реформам сопротивляется как разлагавшийся все последние десятилетия госаппарат, так и общество, не всегда понимающее, что быстро можно лишь развалить, а не построить.
Нужны стимулы

В контексте рассмотренных выше проблем обращает на себя внимание правительственная Программа развития инвестиционно-инновационной деятельности на период до 2015 г. Она показывает, что в правительстве есть понимание основных задач необходимых стране экономических реформ — создания общих условий для бизнеса и стимулирования модернизации экономики через приоритетные и высокотехнологичные отрасли.

По сути нам нужно более активно толкать промышленность к общей модернизации, а создаваемая система стимулов должна обеспечить основу структурных изменений в экономике.

Предполагается реализовывать программу в два этапа. Первый (2011—2012 гг.) — выход из инвестиционного кризиса: улучшение условий для инвесторов, поддержка отраслей, работающих на внутренний и внешний спрос, накопление инвестиционных ресурсов. Речь идет об аграрном, военно-промышленном, горно-металлургическом комплексах, машиностроении и легкой промышленности.

На втором этапе (2013—2015 гг.) сконцентрируются на тех секторах, которые, как ожидают, лягут в основу «экономики будущего» и потребуют значительно больше средств (аэрокосмическая сфера, информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии, фармацевтика и медицинское оборудование).

Как подчеркнул соавтор программы, первый вице-премьер и министр экономического развития и торговли Андрей Клюев в комментарии УНИАН, «в промышленности существенно должна вырасти доля высокотехнологичных производств, а следовательно — общая конкурентоспособность нашей экономики». Главной целью программы он видит модернизацию экономики, вывод ее на новый технологический уровень, создание максимально благоприятных условий для инвестора.

Из тысяч инвестиционных проектов уже отобрано почти 170 на общую сумму 368 млрд. грн. Эти проекты или уже реализовываются, или будут внедряться в течение нескольких лет. По словам Клюева, рассмотрены инвестиционные программы и предложения 1200 крупных налогоплательщиков, которые формируют львиную долю налоговых поступлений страны. Также проработаны предложения министерств, ведомств и всех регионов Украины.

Список постоянно обновляется и дополняется. Именно эти проекты смогут участвовать в конкурсах на господдержку. Существуют четкие критерии проекта, прописанные в программе: высокотехнологичность, создание новых рабочих мест, развитие отечественного производства, направленность на импортозамещение, забота об окружающей среде и самое главное — достаточная доля частного капитала.

Очевидно, что предлагается реализация в условиях Украины опыта успешных стран. В ближайшие годы планируется применять такие основные формы господдержки приоритетных проектов: государственные гарантии, удешевление кредитов, прямое бюджетное финансирование, предоставление кредитов за счет госбюджета, частичная компенсация стоимости продукции, инвестиционные субвенции местным бюджетам, привлечение ресурсов международных финансовых организаций, стимулы, предусмотренные новым Налоговым кодексом.

Таким образом, предложенная программа может рассматриваться как действенная система стимулов, запускающих механизм модернизации экономики.

Естественно, общий успех возможен лишь при продолжении других реформ, и не только названных выше. Речь и о развитии земельного рынка, а также пенсионной, административной, административно-территориальной, судебной реформах, реформе правоохранительных и фискальных органов и др.

Также очень важно, чтобы в обществе росло понимание простого факта: Украине отступать уже некуда. Вопрос не в том, проводить ли преобразования. А лишь в том, как это делать. И в какой-то мере от каждого из нас зависят результаты этих реформ — мы все должны лучше работать, каждый на своем уровне бороться с коррупцией. И верить в собственные силы и в свою страну.

Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАНУ Всеволод СТЕПАНЮК

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.