Игорь Богатырев, руководитель проекта “Стратегия интеграции Украины в Европейское энергетическое сообщество”, убежден, что предприниматели должны активнее участвовать в разработке экологических стандартов
Административная реформа, запущенная Президентом Украины в декабре 2010 г., и ее последующее широкое обсуждение в СМИ отодвинули на второй план не менее важные для развития нашего государства нормативно-правовые акты.
Одним из них является Закон “Об основных положениях (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 г.” (№2818 от 21.12.10 г.).
Между тем утверждение Экологической стратегии не только усилит европейский вектор интеграции Украины, но и существенно улучшит состояние окружающей среды.
К тому же благодаря данному документу создаются предпосылки для повышения энергоэффективности отечественной экономики. Но успешная реализация Экологической стратегии невозможна без активного участия представителей общественности и бизнеса.
Баланс приоритетов
До недавнего времени в Украине было два документа, определяющих экологическую политику: “Основные направления государственной политики Украины в сфере охраны окружающей среды” и “Программа формирования национальной экологической сети”.
Стоит отметить, что оба документа носили декларативный характер, а большинство их положений требовали существенных доработок. Экологическая стратегия-2020 позволит государству последовательно соблюдать баланс приоритетов.
Напомню, что на ранних этапах независимости Украины проблема взаимоотношений окружающей среды и промышленного производства многим казалась неактуальной ввиду экономической стагнации. Последние годы прошли под знаком новых проблем, таких как мировой экономический кризис и усиление энергетической безопасности, в тени которых осталась экология.
Основной же принцип, прописанный в новой Экологической стратегии, требует соблюдения баланса экологических, экономических и социальных интересов развития государства, интеграции экологических целей в отраслевую политику. Это позволяет надеяться, что сложившаяся в корне неправильная традиция уделять внимание экологии “по остаточному принципу” будет изменена.
Что касается конкретных обязательств, заложенных в стратегии, то разработчики этого документа давали их неоправданно щедро. С учетом количества запланированных мероприятий есть сомнения, что они будут выполнены в указанный срок.
В числе сформулированных в конкретных цифрах обязательств обозначены планы и по экологизации энергетического сектора экономики (путем уменьшения выбросов СО2 на 20%), и по увеличению использования возобновляемых источников энергии на 10%, и по сокращению на четверть выбросов стационарными источниками загрязнения, и по существенному снижению уровня загрязнения вод. Этим список далеко не исчерпывается.
В добровольно-принудительном порядке
Правовые акты, предполагающие проведение реформ в отдельных сферах, отечественные политики обычно принимают под давлением общественности или международных институций. В процессе утверждения Экологической стратегии-2020 эта “традиция” была соблюдена.
Предпосылкой для утверждения документа можно считать национальную кампанию “За приоретизацию экологической политики”, которую инициировали независимые общественные организации еще в 2005 г. Основные ее задачи состояли в выработке формулы интеграции экологической политики в социальную и экономическую отрасли и донесении этой формулы до власть имущих.
Всерьез же о разработке Экологической стратегии заговорили после утверждения правительством Концепции национальной экологической политики в 2007 г. Однако трехмесячный срок, который, согласно этой Концепции, отводился на разработку стратегии, растянулся на три года.
Окончательно документ был утвержден только благодаря дополнительному внешнему стимулу — выдвинутым Еврокомиссией в так называемой “Матрице сотрудничества” условиям, после выполнения которых Украине был обещан “экологический” транш в размере EUR45 млн.
Представители европейской стороны дали понять, что Украина может рассчитывать на эти деньги лишь после окончательного утверждения Экологической стратегии и, позже, более детализированного Плана действий по охране окружающей среды.
Впереди соседей всех
Невзирая на трудность принятия Экологической стратегии-2020, все же нельзя не отметить влияния нашей страны как "законодателя моды” на экологические документы на постсоветском пространстве.
Именно Украина в 2002 г. инициировала разработку стратегического документа небывалого масштаба — Экологической стратегии региона ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии), призванной объединить “экологические” усилия 12 государств.
Однако, несмотря на активное обсуждение этого проекта и то, что он был одобрен во время Киевской межминистерской конференции в 2003 г., в конечном счете, он так и остался не более чем многообещающим начинанием. Дальнейшее стратегическое планирование своего экологического будущего эти государства предпочли осуществлять индивидуально.
Как бы там ни было, для Украины принятие Экологической стратегии является своего рода прорывом. Прецедентов разработки нормативного экологического документа такого масштаба у нас еще не было. Вероятно, экологическая политика нашего государства наконец начала проявлять признаки самостоятельности.
Если раньше она в основном реализовывалась путем присоединения к уже действующим международным соглашениям (например, Киотскому протоколу), то теперь законодателям удалось создать нечто по-настоящему новое и учесть специфику украинских проблем.
В условиях дефицита времени, отведенного европейской стороной на окончательную редакцию Плана действий, мы попросту не можем позволить себе превратить его доработку в очередной раунд затяжного противостояния между общественными организациями и правительством.
Список заинтересованных сторон не исчерпывается министерскими чиновниками и “зелеными” активистами. Можно предположить, что представители крупного бизнеса могли бы внести немало конструктива в этот неупорядоченный процесс.
Крупный бизнес все больше внимания уделяет экологии. Свою роль здесь играют как “негативные” стимулы в виде штрафов за избыточные выбросы (см., например, БИЗНЕС №16 от 20.04.09 г., стр.40. — Ред.), так и позитивные — попытки наладить механизмы социальной ответственности, поддержать “зеленый” имидж компании.
Таким образом, необходимость участия представителей бизнеса в публичных обсуждениях нормативных документов, имеющих непосредственное влияние на его деятельность, очевидна.
К примеру, проект Плана действий акцентирует внимание на ужесточении механизмов экономической ответственности крупных предприятий за загрязнение окружающей среды (штрафов, санкций), но не конкретизирует, в какой форме оно должно происходить. Этот факт должен, как минимум, вызвать обеспокоенность в бизнес-кругах.
Даже если интересы конкретного бизнеса не позволяют последовательно занимать “зеленую” позицию, это не должно мешать ему активно декларировать свои интересы в вопросах экологии, критиковать действующие государственные программы и принимать участие в разработке новых.
Пример стоит брать с крупных европейских энергетических компаний, которые обеспечивают присутствие своих представителей на обсуждениях всех инициатив в сфере охраны природы. Такой открытый подход может оказаться намного плодотворнее пассивного созерцания пертурбаций экологической политики “со стороны” или попыток лоббирования своих интересов из “тени”.
Украинские предприниматели должны понять, что хотя разработка Национального плана действий по охране окружающей среды должна завершиться летом, шанс принять активное участие в этом проекте еще не упущен. Именно сейчас бизнес должен сказать свое веское слово и присоединиться к разработке документа.
Досье БИЗНЕСа
Игорь Богатырев, генеральный директор ГП “Региональные электрические сети”, руководитель проекта “Стратегия интеграции Украины в Европейское энергетическое сообщество”
Родился: 9 января 1977 г. в г.Харькове.
Образование: Киевский национальный экономический университет (КНЭУ), факультет международной экономики и менеджмента (1999 г.); аспирантура КНЭУ (2004 г.); кандидат экономических наук. Одесская национальная юридическая академия, социально-правовой факультет (2009 г.).
Карьера: 1998-1999г.г. — менеджер отдела внедрения новых препаратов ООО “Гедеон Рихтер — Укрфарм”; 2003-2004 гг. — заместитель директора по маркетингу Государственного предприятия “Биофарма”; 2004-2005 гг. — директор по экономике ООО “Энергетические инвестиции”; 2006-2007 гг. — заместитель директора по экономическим вопросам, первый заместитель директора по финансово-экономической политике и капитальному строительству Государственного предприятия “Национальная энергетическая компания “Укрэнерго”; с 2007 г. генеральный директор Государственного предприятия “Региональные электрические сети”; с 2010 г. — советник Международного центра перспективных исследований, руководитель проекта “Стратегия интеграции Украины в Европейское энергетическое сообщество” (об Энергетическом сообществе — см. БИЗНЕС №46 от 15.11.10 г., стр.20, 22. — Ред.).