Размещаю эту работу, прежде всего из-за отличных фотоснимков, которые могут быть использованы в лесхозах при обучении персонала. Проблема, поднятая в статье, конечно, существует. Но освещена только одна её сторона. Можно говорить не только о техсырье в пиловочнике, но и о пиловочнике в техсырье…М.П.
Поставщиками круглого леса на экспорт являются лесные хозяйства (лесхозы), львиная доля которых принадлежит Агентству лесных ресурсов Украины. Кроме них имеются также агролесхозы и военные лесхозы. Как в любом деле, среди них имеются элитные, твердые середняки и аутсайдеры. В зависимости от того, к какой группе относятся лесхозы, зависит и качество отгружаемой ими лесопродукции. Так, если с первой группой лесхозов никогда не возникает проблем, со второй они возникают периодически, то с третьей группой они присутствуют всегда. Кто давно работает с лесом, это отлично знают. Вот лишь небольшой пример из недавней практики.
Один из лесхозов Житомирской области в марте с.г. поставил на экспорт три вагона круглого леса. При приемке их в порту оказалось, что в каждом вагоне имеется недостача: от одного до трех куб. м, образовавшаяся за счет завышения точковки. Один из вагонов поступил по документам и инвойсу полностью с пиловочником первого сорта — 65 куб. м, но фактически оказалось, что первого сорта там всего лишь 14,5 куб.м, а остальное — второй и третий сорта. Среди свежеспиленного леса имелись бревна с ядровой гнилью, превышающей допустимые пределы и которые можно отнести только к топливным дровам, на большее они просто не пригодны. Имелись в поступившем лесе и сухостой и техсырье, не предусмотренные по контракту, но включенные как пиловочник.
Имелись также другие, часто встречаемые пороки древесины: кривизна выше допустимых по ГОСТу пределов, подсочка, искажающая форму бревна и уменьшающая промаркированный на этих бревнах диаметр, а соответственно и объем.
Часто некоторая часть леса поступает с необрубленными сучками, более 2-х см длиной, допустимых ГОСТом, что препятствует машинной окоровке и требует дополнительных затрат по устранению этих сучков.
В результате указанных выше недостатков в древесине, только на трех вагонах образовалась недостача на сумму 1 666 дол. США. Спрашивается, на что рассчитывают поставщики, отправляя бракованную продукцию? Считают покупателя полными идиотами? У элитных лесхозов тоже есть бракованная лесопродукция на складах, но они ее никогда не отправляют вперемешку с качественным лесом. Просто она сразу же отбраковывается и идет по назначению — дрова, техсырье и т.д. Элита — она и есть элита.
Если бы недостатки были в одном вагоне и в ограниченном количестве, то можно было бы списать на «человеческий фактор». Но когда брак в каждом вагоне и в большом количестве, то это уже сильно смахивает на злой умысел. Спрашивается, неужели руководство лесхоза этого не видит? Или не хочет видеть?
Не хочется называть упоминаемый выше лесхоз в надежде, что он все же исправится. А если нет, то придется. Страна должна знать не только своих героев, но и бракоделов, портящих имидж государства.
Фотогалерея «Брак на экспорт» значительно больше. Хотите посмотреть все снимки ИДИТЕ СЮДА