Прямая речь российских лесоводов

"Средь суеты и кутерьмы, ах как давно мы не прямы…" /В.Высоцкий/: поэтому давайте учиться у соседей. На сайте Российских лесных вестей лесные руководители прямо говорят "с народом" … иногда по два раза в день. А у нас? М.П.

 Сегодня появился реальный шанс по-новому выстроить отношения с Рослесхозом 

Петр Костенич, руководитель Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу 

«Такого совещания на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов не было больше восьми лет. Тем более с участием руководителя Федерального агентства лесного хозяйства. Самое большее, что у нас было, это ознакомительные встречи. Для нас, для региона малолесного – это знаковое событие. Как правило, о нас забывали, мы все время оказывались в тени регионов, где леса составляют основу экономики. Визит руководства Рослесхоза подтверждает, что значение юга страны, в том числе и для лесного хозяйства, очень велико», – сказал руководитель Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу Петр Костенич, подводя итоги совещания по исполнению полномочий в сфере лесных отношений, которое состоялось 18 февраля в Волгограде. Специально для газеты «РЛВ» Петр Костенич согласился дать короткое интервью.

– Петр Стефанович, конечно, южные леса нельзя сравнивать с лесными массивами Сибири, Дальнего Востока или Северо-Запада России. Это совершенно иной уровень и проблем, и подходов к их решению. Как бы вы определили характер задач, стоящих перед вашим департаментом и в целом перед лесным хозяйством Южного федерального округа?

– Во многих российских регионах леса занимают огромные территории. У нас на счету каждое дерево. В регионах Южного федерального округа леса в среднем занимают от 3 до 10 процентов территории. У нас фактически нет такого вида экономической деятельности, как заготовка древесины. Для нас самым важным является рекреационная деятельность, цель которой создать условия для отдыха людей. Фактически речь идет о формировании благоприятной и комфортной среды обитания.

– Парадоксально, но, как было отмечено на совещании, те регионы, которые получают колоссальные доходы от лесопромышленной деятельности, в восстановление лесов порой вкладывают копейки, а там, где лес вообще не дает ощутимой прибыли, лесовосстановлению придают огромное значение, не жалея бюджетных средств.

– Это как в поговорке, что имеем, не храним. На юге к лесу исторически выработалось особое отношение. Состояние защитных лесов определяет развитие сельского хозяйства, создает комфортные условия проживания для людей и даже влияет на климат. Лес для нас – одно из принципиальных условий выживания. Обидно слышать о том, что в некоторых регионах Сибири, где лесные богатства составляют важнейший компонент экономического развития, власти выделяют на лесовосстановительные и защитные мероприятия какой-то мизер – 10-20 миллионов рублей в год. Для сравнения, в Волгоградской области на лесное хозяйство в этом году выделено более 260 миллионов рублей, что составляет 180 процентов от субвенций из федерального бюджета, определенных на этот год. Мы прекрасно понимаем, что если сейчас не вложить деньги, то мы потеряем лесное хозяйство в целом. Пожары прошлого года показали, насколько опасно могут развиваться события.

– В каком направлении, с вашей точки зрения, должно идти развитие лесного хозяйства в таких небогатых лесом округах, как Южный и Северо-Кавказский?

– Я уже говорил, что приезд руководства Рослесхоза для нас является знаковым. То, как развиваются в последнее время отношения между Федеральным агентством лесного хозяйства и Волгоградской областью, доказывает, что для малолесных регионов открыт путь для поиска взаимовыгодных и интересных решений, когда выигрывает и федеральный центр, и регионы. Руководители регионов Южного федерального округа, мне кажется, убедились, что сегодня появился реальный шанс по-новому выстроить отношения с Рослесхозом и придать мощный импульс развитию лесного хозяйства. Нам фактически открыто сказали, дескать, проявляйте активность, Рослесхоз готов сотрудничать со всеми, лишь бы у региональной власти было желание сохранить то хорошее, что было достигнуто в лесном хозяйстве в прошлом, и взяться за решение тех вопросов, которые до настоящего времени выпадали из поля зрения. Для Южного округа принципиальное значение имеет тема более активного внедрения научных разработок. Мы сильны в таких вопросах, как защитное лесоразведение, позволяющее предотвратить коррозию почвы, сохранить сельскохозяйственные угодья и воздействовать на климат. Хотелось бы, чтобы наши ученые могли работать на самом современном оборудовании, активно участвовать в международных дискуссиях, обмениваться передовым опытом, и, конечно, видеть, как плоды их исследований внедряются в жизнь.

 – Если бы вам сказали, что на самом высоком уровне готовы решить одну проблему в сфере лесных отношений, которая является болевой для Южного федерального округа. Каким бы был ваш выбор?

– Защита лесов от пожаров. И прежде всего это приобретение новой пожарной техники. Собственно говоря, именно это сейчас и делается благодаря усилиям Федерального агентства лесного хозяйства. 

Антонина КРАМСКИХ
http://lesvesti.ru/news/view/315/

Создать дорогу с двухсторонним движением

28.02.2011, 14:09
Юрий Трубин, министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области 

Как достичь компромисса между интересами государства и «лесного» капитала, как поддержать малый бизнес, что надо делать для развития лесной инфраструктуры и как отходы производства могут помочь ЖКХ – на эти и другие темы в сегодняшнем выпуске «РЛВ» рассуждает министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Юрий Трубин.

– В 2010 году Министерством были определены четыре основных направления деятельности. 
Первое – выстраивание взаимоотношений с предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов, а также с предприятиями ЛПК. Было предложено создать своеобразную дорогу с двухсторонним движением: министерство двигается в направлении поддержки инвестиционной деятельности, обеспечивает ресурсную поддержку предприятий, содействует привлечению федеральных средств; промышленники в свою очередь двигаются навстречу власти и участвуют в социальных программах Архангельской области.

Второе – отбор и утверждение новых заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов.

Третье – реализация программы строительства лесных дорог за счет средств федерального и регионального бюджетов и лесных компаний.

Четвертое – вовлечение отходов лесопереработки, торфа для производства биотоплива и использование биотоплива в муниципальных котельных.

Как оказалось, при решении поставленных министерству задач довольно сложно найти основу для договоренностей между бизнесом и властью. Что касается ЛПК, то здесь основой этих договоренностей стал повышающий коэффициент к минимальным ставкам платы за древесину на корню. Сейчас принято решение, что этот коэффициент будет 1,7. Этот коэффициент может быть снижен, если компания готова направить средства, сэкономленные от снижения коэффициента, на инфраструктурные проекты (дороги общего пользования, мосты, лесные питомники). Если эти проекты совпадают с интересами Архангельской области, подписывается соглашение между правительством и бизнесом, где подробно прописываются обязательства обеих сторон.

Лес вывозится и по дорогам общего пользования, мостам, а большегрузные автомобили их разрушают, и будет вполне логично, если лесная компания вложит средства в ремонт этих дорог и мостов. Только вот в чем проблема – эти расходы лесной компании не могут быть включены в себестоимость продукции, а значит, компания вынуждена на эти цели расходовать свою прибыль. 
Однако и здесь можно найти выход и при снижении коэффициента учесть, что лесная компания использует на социально значимые инфраструктурные проекты свою прибыль. Проще говоря, учесть налог на прибыль при определении расходов лесной компании на строительство, ремонт дорог и мостов общего пользования.

К примеру, область заинтересована в круглогодичном автомобильном сообщении между Карпогорами и Архангельском, для этого необходимо построить так называемую Сийскую перемычку – соединить две технологические дороги. Таким образом, компания «Соломбалалес» получает возможность круглый год использовать дорогу в своих производственных целях, а жители северных районов – надежную связь с областным центром.

Также область заинтересована в ремонте автодороги Ильинско-Подомское – Быково – Павловск – Фоминский. А предприятия ОАО «Группа Илим» именно по этой дороге вывозят лесопродукцию на ЦБК. В 2010 году было заключено и успешно реализовано соглашение между правительством Архангельской области и предприятиями ОАО «Группа Илим» о снижении коэффициента и направлении сэкономленных за счет этого средств на строительство и ремонт дороги И.-Подомское – Фоминский.

Участие ЛПК в ремонте и строительстве дорог общего пользования дает и мультипликативный эффект – дополнительные заказы получают дорожники, имеющие и специалистов, и необходимую технику.

В 2010 году министерство усиленно занималось проблемой переработки отходов лесопиления и деревообработки, низкосортной древесины в биотопливо. Необходимо создать условия для увеличения объемов переработки. Внесены изменения в региональное законодательство, которое установило приоритетным использование отходов. Министерством разработан «Типовой порядок обращения с отходами в муниципальных образованиях».

В программу охраны окружающей среды на 2009-2011 годы были включены мероприятия по созданию в Шенкурском и Плесецком районах мест временного хранения (не путать со свалками!) древесных отходов. Хранение – это только первый этап. Следующим должно стать их использование. А место временного хранения отходов должно стать местом хранения топлива для котельной либо складом сырья цеха по производству биотоплива. Оператором места временного хранения могут быть и муниципальные образования, и бизнес.

Создав запас древесных отходов, власть гарантирует муниципальному образованию, бизнесу обеспечение сырьем. Более того, власть предлагает бизнесу не только собирать, перерабатывать древесные отходы в пеллеты и брикеты, но и пойти дальше – строить котельные и обеспечивать население теплом.

У лесопильщика и деревообработчика выбор небогатый: везти отходы на свалку, что весьма накладно, либо использовать их для производства биотоплива, тепла. Те предприниматели, что занимаются производством биотоплива, тепла, имеют возможность оплачивать лесопильщикам, деревообработчикам их расходы по транспортировке древесных отходов к местам складирования. 
Таким образом, выстраивается вся технологическая цепочка: получение древесных отходов, их транспортировка, переработка, производство тепла. И все звенья этой цепочки становятся привлекательными для бизнеса.

В Шенкурском районе реализуется проект использования древесных отходов. Лесопильщики и деревообработчики района стали операторами места временного складирования древесных отходов, и они же берут в управление муниципальную котельную, которую за счет собственных средств переводят с угля на древесное топливо, и реализуют тепло населению по утвержденному властями тарифу.

Этот опыт со временем должен распространиться на другие районы. Уже сейчас несколько районов выразили готовность участвовать в программе по использованию древесных отходов в муниципальных котельных.

В нынешнем году планируется разработать четыре долгосрочные целевые программы: 
– расширение минерально-сырьевой базы региона; 
– охрана и использование водных объектов (серьезные ресурсы на эти цели выделяются из федерального центра); 
– обращение отходов производства в потребление (включая и бытовые отходы); 
– охрана окружающей среды на 2012-2014 годы. 
Продолжается взаимодействие министерства с Рослесхозом по строительству лесного семеноводческого центра (лесного питомника) в Устьянском районе на границе с промплощадкой Устьянского лесопромышленного комплекса. 

Одна из острейших проблем последнего времени – обеспечение лесфондом малого бизнеса. Действующее законодательство предусматривает обеспечение лесфондом лишь через аукцион. Получить лесфонд под реализацию приоритетного инвестпроекта малый бизнес не в состоянии, поскольку сумма инвестиций должна быть более 300 млн. руб. 
Поэтому министерством разработан законный путь обеспечения лесфондом малого бизнеса, при котором будут учитываться интересы и МО, и населения, и бизнеса. Предложено министерством и поддержано советом глав МО Архангельской области перевести лесные участки с расчетной лесосекой в 1 млн. кбм из зоны местного потребления в зону аренды. Для этого потребуется внести изменения в Лесной план Архангельской области в части зонирования лесфонда.

Известно, что в зоне местного потребления находится 3 млн. кбм, однако ежегодно осваивается не более 2 млн. кбм. В то время как краткосрочное лесопользование по обеспечению нужд сельхозпроизводителей, для индивидуального жилищного строительства, занятости населения ведется и в арендной зоне. То есть зона местного потребления используется неэффективно. 
Если лесные участки с годовым объемом в 1 млн. кбм выставят на аукцион, малый бизнес вряд ли будет в числе победителей этого аукциона. Есть единственный путь обеспечить малый бизнес лесфондом и не нарушить действующее законодательство, а именно: лесфонд с 1 млн. кбм расчетки передать под приоритетные инвестпроекты, которые будут реализовывать представители малого бизнеса. Эта идея не нова, она уже успешно реализована в Вологодской области.

Планируется зарегистрировать ОАО «Архобллес» со 100% уставным капиталом в Архангельской области, которое и будет арендатором лесных участков с расчеткой в 1 млн. кбм. При этом варианте и муниципальные образования становятся полноправными участниками лесных отношений, ведь им лучше известно, какие социально ответственные предприятия малого бизнеса способны реализовать свой микроинвестпроект. Именно из таких микроинвестпроектов по освоению лесов и будет состоять приоритетный инвестпроект ОАО «Архобллес».

Практика показала, что для выживания в условиях рынка предприятия малого бизнеса вкладывают значительные средства, в том числе и привлекая кредиты, в техническое перевооружение, глубокую переработку древесины, выпуск новой продукции. 
Нет сомнения, что малому бизнесу по силам разработать свои микроинвестпроекты, а ОАО «Архобллес» под реализацию микроинвестпроектов станет передавать малому бизнесу лесфонд в субаренду. 

Таким образом, область получит социально ответственный, динамично развивающийся малый бизнес; муниципальные образования удовлетворят свои потребности в дровах, лесоматериалах, тепле; малый бизнес будет обеспечен лесфондом на длительную перспективу, получит возможность развиваться, не беспокоясь об обеспечении сырьем.

Если предприниматель по какой-либо причине откажется вкладывать инвестиции в свое производство, договор субаренды лесного участка будет расторгнут, а лесной участок передан ОАО «Архобллес» в субаренду другому предпринимателю. Такой вариант рационального использования лесов, решения муниципальных проблем, обеспечения лесфондом малого бизнеса нашел поддержку у исполнительной и законодательной власти муниципалитетов. Скорее всего, этот вариант будет поддержан и малым бизнесом – потому что иного пути просто нет. 

Сергей КОНДРАТЬЕВ

http://lesvesti.ru/news/view/314/
 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.