Эрзац-реформатор ГОДОВЩИНА ПРЕЗИДЕНТСТВА ЯНУКОВИЧА +

Типично журналистский ярлык, повешенный на Президента в названии статьи, не мешает читать её с интересом. Оппозиция делает своё дело, – стимулирует  власть. М.П.

За год управления страной команде Виктора Януковича удалось стабилизировать экономику и создать видимость реформ. С полноценными структурными преобразованиями у власти пока не складывается

В свое долгожданное президентство Виктор Янукович вошел резво и с энтузиазмом. Первое полугодие после инаугурации запомнилось как сверхпродуктивное время. После выстраивания четкой управленческой вертикали в исполнительной власти Янукович рассеял прогнозы о наступающем дефолте. Политический реванш, весна и первые позитивные данные Госкомстата придали главе государства уверенности и подтолкнули вверх рейтинг Партии регионов. Однако после ценовых скачков, провала общественной поддержки Налогового кодекса и невнятной административной реформы популярность Виктора Януковича и его команды начала резко снижаться.

Этот год для четвертого президента Украины может стать последним шансом провести реформы и обеспечить себе достойное политическое будущее. В противном случае нас ждет нескончаемый политический кризис и мучительный поиск нового кандидата на роль человека, который выведет страну на путь эффективного развития.

Как подсобил МВФ

Сформированный в марте 2010-го Кабинет министров во главе с Николаем Азаровым в первую очередь возобновил взаимоотношения с Международным валютным фондом. В целом поддержка курса нового президента со стороны международных кредиторов стала сигналом для инвесторов и зарубежных партнеров украинских бизнесменов. Янукович добился денонсации предыдущего кредитного соглашения с МВФ, подписанного правительством Юлии Тимошенко, и заключения нового меморандума на предоставление кредита stand by на общую сумму 15,15 млрд долларов в течение двух с половиной лет. Обязательства перед фондом и определили курс предстоящих реформ — бюджетной, налоговой, пенсионной.

Вторым базовым документом, утверждающим реформаторский курс президента, стала программа экономических реформ на 2010–2014 годы «Благополучное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В ней на 87 страницах описаны этапы и пороги реформирования страны — бюджетная и финансовая сферы, гуманитарная политика и здравоохранение с образованием. Спустя месяц после принятия этого документа Кабмин приступил к исполнению ключевых посылов, заложенных в президентской программе, многие из которых были продублированы в меморандуме с МВФ.

В период между предоставлением первого и второго транша (с июля по декабрь 2010 года) правительство выполнило целый набор обязательств перед фондом — повысило для населения и теплокоммунэнерго цены на газ и услуги ЖКХ, провело через парламент Налоговый кодекс, приняло закон о возобновлении взимания пени за несвоевременную уплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, Янукович пошел на беспрецедентный секвестр госбюджета-2010 с целью довести дефицит госбюджета до установленного МВФ показателя. Временно была решена проблема и с возмещением НДС путем выпуска гособлигаций.

Однако вскоре задолженность по возмещению налога стала накапливаться вновь. Согласно подписанному с МВФ меморандуму, Кабмин должен был полностью рассчитаться с экспортерами еще к концу прошлого года. Но сделать это не удалось, поэтому он попросил международный фонд пролонгировать обязательство по погашению долгов по НДС до завершения первого квартала 2011-го.

С началом года денег в казне больше не стало, и сейчас проблема с невозмещением только усугубилась. Источник «Эксперта» в Государственной налоговой службе утверждает, что НДС возмещают в точечном порядке, а сумма просроченного долга по этому налогу постоянно растет, уже превысив пять миллиардов гривен. Делегатам МВФ об этом не рассказывают, акцентируя внимание на достигнутых результатах. Вместе с тем, как сообщили в Минфине, в ходе последних переговоров с представителями фонда правительство в очередной раз подняло вопрос о возможности выпуска НДС-облигаций, оперируя успешным опытом прошлого лета: тогда финансовый рынок с аппетитом «проглотил» новую долговую бумагу. Выпущенные ОВГЗ быстро разошлись среди банкиров и инвесткомпаний, а экспортеров в целом устроил предложенный рынком (от 10 до 22%) дисконт по НДС-облигациям.

Тем не менее кредиторы из Вашингтона остались непреклонны, исключив возможность выпуска очередного транша долговых бумаг, усугубляющего дефицит госбюджета-2011. Так что в марте нас, вероятно, ждет громкая PR-кампания, которая будет сопровождать запуск механизма автоматического возмещения НДС. Уже очевидно (исходя из критериев ГНСУ к экспортерам), что список потенциальных претендентов на автоматическое возмещение очень узок, и новшество коснется лишь избранных.
Майдан-2004. Оранжевая революция. Виктор Янукович теряет власть

Непростая «упрощенка»

Процесс принятия Налогового кодекса и некоторые его нормы привели к массовым акциям протеста, поэтому власть вынуждена была пойти на уступки и подкорректировать этот документ. В частности, под натиском толпы из проекта исключили статьи, фактически ликвидирующие упрощенную систему налогообложения. Налоговый кодекс стал первым громким провалом Януковича — президент оказался неспособным реформировать единый налог, отступив перед угрозой бунта малого и среднего бизнеса.

Тогда Янукович пообещал уже в первом квартале 2011 года вернуться к вопросу единого налога и довести начатое дело до конца. Однако рабочие группы по разработке закона об упрощенной системе налогообложения работают в вялотекущем режиме, а единой точки зрения на то, какой должна быть «упрощенка», у власти нет.
Майдан-2010. Забастовка против принятого Налогового кодекса. Власть у Виктора Януковича, и он не намерен ее отдавать

Частично это обусловлено грядущей пенсионной реформой — еще одним вызовом для Виктора Януковича. Поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин (с 55 до 60 лет), изменение шкалы начисления пенсий и другие пункты анонсированной пенсионной реформы значатся обязательным условием меморандума с МВФ. Власть рискует собрать новый Майдан, уже из бастующих людей предпенсионного возраста.

Шельф, казино и оппозиция

Взяв власть в свои руки, Виктор Янукович также не преминул денонсировать решения правительства Юлии Тимошенко, нивелируя ее успехи. Так, он переиграл ситуацию вокруг принадлежащей украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу компании RosUkrEnergo, которую экс-премьер вытеснила с газового рынка. Светлое имя партийного спонсора обелил сначала Стокгольмский арбитраж, а затем и отечественная судебная система. При этом бюджетный кризис и дефицитная деятельность НАК «Нафтогаз України» не стали помехой для реванша Фирташа. В конце 2010-го компания «Нафтогаз» уже вернула RosUkrEnergo 780 млн кубометров отчужденного при Тимошенко природного газа; оставшееся (всего — 12,1 млрд кубов) бизнесмен получит в течение этого года. В довершение всего Янукович благословил Фирташа на общественную должность сопредседателя Национального трехстороннего социально-экономического совета при президенте.

Крупный отраслевой бизнес в очевидном фаворе у президента Януковича. В перечне «добрых» дел наряду с RosUkrEnergo — разрешение конфликта с компанией Vanco Prykerchenska (читай — конфликт с бизнесменом Ринатом Ахметовым), которой ранее Окружной админсуд отказал в признании победителем конкурса по Прикерченскому участку. Глава государства инициировал подписание мирового соглашения между Vanco и Кабмином.Крупный отраслевой бизнес в очевидном фаворе у президента Януковича. В перечне «добрых» дел наряду с RosUkrEnergo — разрешение конфликта с компанией Vanco Prykerchenska


Из доставшихся Януковичу в наследство, но так и не завершенных дел предыдущей власти — рынок азартных игр, где по-прежнему действует всеукраинский мораторий, а также сфера государственных закупок. На фоне публичной кампании против коррупции во времена Тимошенко сегодня темы игорного бизнеса и закупок для нужд государства Янукович умышленно игнорирует. Запрет на проведение азартных игр парламент утвердил еще в 2009-м, однако профильный закон, по-новому регулирующий этот рынок, так и не появился. Два года назад Юлия Тимошенко также ликвидировала Тендерную палату. Янукович добился принятия профильного закона о государственных закупках (что плюс), однако не ликвидировал коррупцию в этой сфере (минус). Например, до сих пор нет четких правил приобретения товаров и услуг у естественных монополистов, непрозрачна процедура закупки у одного участника и в целом процесс проведения тендеров не стал чище.

Частично это обусловлено проводимой в настоящее время административной реформой. Из-за кадровой рокировки в правительстве, оптимизации и сокращения бюрократического аппарата многими вопросами попросту некому заняться: чиновники Кабмина думают не о реформах, а о собственном трудоустройстве. Тысячи сотрудников уволены, многие ушли в декретный отпуск или оформили документы об инвалидности. Риск жесткой пенсионной реформы вынуждает чиновников, особенно в силовых ведомствах, массово уходить в отставку, оформляя пенсию по нынешним, довольно либеральным правилам. Административная реформа посеяла легкий хаос в системе исполнительной власти: замена кураторов реформ влияет на сроки, направления, интенсивность реализации преобразований. К примеру, профильный по игорному рынку, а также упрощенной системе налогообложения Госкомитет по вопросам предпринимательства и регуляторной политики ликвидируется (его глава Михаил Бродский был уволен, а затем назначен правительственным уполномоченным по дерегуляции хоздеятельности), что автоматически замедляет ход этих двух реформ.
Александр Янукович, старший сын президента (справа) — главный советник главы государства

К концу 2010 года усилилась концентрация власти на борьбе с непримиримой оппозицией. После визита Виктора Януковича в Японию стало понятно, что японская сторона не будет остро ставить вопрос о нецелевом использовании киотских средств. Тема торговли квотами на выброс углекислого газа в рамках Киотского протокола из успехов правительства Тимошенко перекочевала в плоскость уголовных дел против лидера БЮТ и ее команды. Генеральная прокуратура возбудила множество дел о коррупции предыдущей власти. Правда, список выдвигаемых обвинений выглядит для широкой общественности смешно, а действия власти — неуклюже. Абсурдность многих уголовных дел очевидна: материальная помощь, выписанная бывшим министром внутренних дел своему водителю и некоторым сотрудникам ведомства, закупка правительством и обладминистрациями автомобилей «скорой помощи», в которые не влазят носилки, использование киотских денег для выплаты пенсий. По мнению «Эксперта», в этой сфере действующая власть получила самый большой информационный провал, поскольку она дала возможность Тимошенко ежедневно пиариться в СМИ, указывая на мелочность и абсурдность выдвигаемых ей обвинений.

Преемник Януковича

Весь прошедший год сопровождался нарастающей борьбой между разными группами влияния в окружении Виктора Януковича. С одной стороны, на президента давили регионалы-бизнесмены во главе с Ринатом Ахметовым, с другой — заслуженные партийцы-бюрократы под предводительством Николая Азарова. Не отставали от них глава администрации президента Сергей Лёвочкин и его соратник Дмитрий Фирташ. Борьба между этими группами влияния все сильнее стопорит принятие важнейших политических решений.

В итоге Фирташ почти год добивался возврата газа для RosUkrEnergo, встречая серьезное сопротивление со стороны других регионалов. Ахметов более года не мог разблокировать процесс запуска работы Vanco Prykerchenska. Из-за противоречий внутри Партии регионов до сих пор не решен вопрос по рекапитализации банков (в том числе банка «Надра»), приватизации «Лугансктепловоза», «Укртелекома», Одесского припортового завода и тепловой генерации.

Многие эксперты прочили Виктору Януковичу судьбу третьего президента Виктора Ющенко, который был вынужден в 2005 году отправить в отставку правительство Юлии Тимошенко из-за роста противоречий внутри команды президента. Однако Янукович пока удерживает под своим контролем ситуацию, не оказывая предпочтения ни одной из конкурирующих групп. Это ему удается, в частности, благодаря резкому усилению влияния его старшего сына — Александра Януковича. Он консультирует отца по многим ключевым экономическим и кадровым вопросам вроде назначений на пост главы Национального банка Сергея Арбузова и руководителя Государственной налоговой службы Виталия Захарченко. Постсоветская привычка концентрации власти в собственной семье (вспомните Татьяну Дьяченко, дочь Ельцина или зятя Кучмы Виктора Пинчука) может сыграть с Януковичем злую шутку, поскольку обычно симпатий избирателей это не прибавляет.
Первый год президентства Виктора Януковича

Важны акценты

Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций:

— Резюме годичного президентского правления зависит от того, насколько мы ассоциируем Януковича с правительством, а действия власти расцениваем как личную заслугу президента.

Кроме того, важны акценты. Например, как оценивать харьковские соглашения? С одной стороны, Украина в обмен на пролонгацию пребывания Черноморского флота на территории нашей страны получила скидку на газ от России. С другой стороны, насколько велика эта скидка?

Настолько же субъективна точка зрения по поводу результативности принятия Налогового кодекса. С точки зрения кодификации налогового законодательства, безусловно, принятие кодекса — шаг вперед. Однако налоговая реформа не доведена до конца. Пока что Януковичу не удалось улучшить систему сбора налогов. Среди вызовов, стоящих перед президентом, — упрощенная система налогообложения, так и не реформированная Налоговым кодексом.

Кроме того, до логического завершения не доведена система государственных закупок. Да, приняли профильный закон, однако не довели его до совершенства: проблема сложности и коррумпированности тендеров так и осталась проблемой. Отказы Европейского союза и Всемирного банка финансировать проекты такого направления говорят об угрозах в этой сфере. Параллельно наблюдается усиление присутствия государства в отдельных отраслях экономики. Можно помогать бизнесу, но при этом должен существовать четкий закон о государственной помощи. Без такого закона очень сложно ограничить аппетиты отраслевых лоббистов. Мы вступаем на путь волюнтаризма.

Записала Светлана Крюкова

Ложное сочетание

Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:

— Основная заслуга президента заключается в умении задать вектор реформ, их перечень и структуру. Янукович дал стране правильные тематические импульсы: дееспособность государства, реформа социального сектора, антикоррупционная кампания. Главный минус — неправильная трактовка сущности государственной политики, значимости малого и среднего бизнеса. У действующей власти характеристика малого бизнеса лаконична: «мелкие торговцы», а это — промах, поскольку этот класс населения играет странообразующую роль по всему миру. Непонимание социальной роли малого и среднего бизнеса — большая ошибка, которая может трагично обернуться для самой власти.

Если Янукович берет пример с России, то ему следует помнить, что у этого государства существует независимый источник доходов в виде природных ресурсов. У нас его нет, что еще больше повышает значимость среднего класса и малого бизнеса.

Административная реформа президента как инструмент борьбы с коррупцией — ошибка. Непонимание природы демократической власти как системы сдержек и противовесов тоже, на мой взгляд, свидетельство неудачи в этой сфере. Все реформы Януковича чересчур забюрократизированы. А значит, они будут либо извращены, либо прекращены из-за непопулярности.

Из других ошибок президента — ложное сочетание инфраструктурных реформ с действующей гуманитарной политикой власти. При сложных экономических преобразованиях власть обязана консолидировать общество, а гуманитарная политика Януковича создает обратный эффект. Многие политологи превратно считают, что с помощью такой умышленной тактики президент старается отвлечь общество от сути и остроты экономических реформ. Однако, на мой взгляд, ошибки власти в гуманитарной сфере только затрудняют проведение экономических реформ.

Записала Светлана Крюкова

Восстановление дееспособности государства и тоталитаризм

Анатолий Гальчинский, бывший председатель Совета Национального банка Украины:

— Из важного и позитивного — Януковичу удалось предотвратить распад государства. Президент приостановил прогрессирующую потерю дееспособности государства, которая наблюдалась во времена правления оранжевой власти.

Другое дело, в каком направлении государство движется сегодня. Определенности нет, экономическая стратегия не ясна. Существует серьезная угроза утраты демократии и применения тоталитарных инструментов развития общества.

У президента нет понимания основ развития экономики. Власть не осознает, что этим базисом является макроэкономическая стабилизация, а значит, денежная и финансовая политика, создающая одинаковые для всех правила игры.

Перечень презентованных правительством инвестиционных проектов у меня вызывает сомнения. Я – сторонник либеральных методов управления экономикой. Деление отраслей на приоритетные и неприоритетные — ложный путь. Их определяет не чиновник, а рынок, конъюнктура. Мы это уже проходили. В прошлом власть активно поддерживала металлургов, однако по факту сложно было определить, куда шли эти деньги: в офшоры или на развитие футбольных клубов. По моим предварительным оценкам, затраты на инновации были меньше, нежели на строительство стадионов и покупку дорогих машин.

Аналогичная ситуация может повториться и сейчас: неудивительно, что перечень приоритетных инвестиционных проектов до сих пор так и не опубликован.

Записала Светлана Крюкова

Ещё одна статья из  журнала Эксперт (редакционная) на туже тему. М.П.

Президентский размах
ГОДОВЩИНА ПРЕЗИДЕНТСТВА ЯНУКОВИЧА
Первый год своего правления Виктор Янукович посвятил одной задаче — обеспечить в 2015 году собственное переизбрание на пост главы государства без конкуренции


За год, прошедший со дня инаугурации, президент Виктор Янукович не раз напоминал украинцам о том, что строит новую страну. В то же время четкого плана, какую именно страну он намерен построить в течение своего президентского срока, а также стратегию и тактику процесса созидания глава государства не представил. Сам Янукович поясняет это личными особенностями движения к цели. Когда на недавнем форуме в Давосе журналистка поинтересовалась: «Если бы вы были волшебником, было бы вашим желанием, чтобы Украина стала членом ЕС?», он ответил: «Я, к сожалению, никогда не жил в жизни, наполненной мечтами. У меня такое детство было, юношество… Я этого не хочу. Я реалист, максималист и буду идти по этому пути настолько уверенно, насколько хватит сил у меня и украинского народа».

Вместо президента стратегическую задачу обнародовал глава его администрации Сергей Лёвочкин. Он сообщил о разработке долгосрочного плана, цель которого — обеспечить переизбрание Януковича на президентский пост в 2015 году. «Если всё пойдет по плану, то в 2015-м у него не будет никаких конкурентов», — заверил Лёвочкин.

Стратегия Виктора Януковича отличается от действий его предшественника Виктора Ющенко, который в 2005 году вместе со своим окружением тоже вынашивал планы переизбрания в 2010-м и перекладывал ответственность за проведение реформ на других. Лёвочкин признает, что непопулярные меры предпринимаются сейчас вполне осознанно: «Янукович понимает, что это отразится на его рейтинге». Зато уже вторую часть президентского срока, по замыслу канцелярии главы государства, Виктор Янукович посвятит отстранению от власти представителей крупного капитала (хотя бы частичному), борьбе с коррупцией и другим популярным среди избирателей мерам. С тем чтобы к весне 2015 года выйти на финишную прямую президентской гонки уже в качестве ее бесспорного лидера (см. «Реформа all inclusive»).

Покорение вертикали

За первый год своего президентства Янукович выстроил жесткую иерархическую систему власти, соответствующую его собственному представлению об эффективности управления, которое сформировалось на руководящей работе в Донбассе. Систему, где основные нити управления крепко держит один человек — президент.

Задача оказалась проще, чем предполагалось, поскольку оппозиция, деморализованная поражением своих кандидатов на президентских выборах, решительного отпора не оказывала.За первый год своего президентства Янукович выстроил жесткую иерархическую систему власти, соответствующую его собственному представлению об эффективности управления, которое сформировалось на руководящей работе в Донбассе. Систему, где основные нити управления крепко держит один человек — президент


Януковичу удалось шаг за шагом реализовать свое видение эффективной системы власти в стране. Уже через две недели после инаугурации он смог получить большинство в Верховной Раде. Задача была решена путем формирования новой парламентской коалиции на новых принципах. В коалицию «Стабильность и реформы» (за ней закрепилось прозвище «коалиция тушек») помимо фракций были привлечены и отдельные депутаты из разных фракций, что узаконил Конституционный суд. Это позволило Януковичу сформировать полностью подконтрольное ему правительство во главе с Николаем Азаровым, проигнорировав кадровые аппетиты «Нашей Украины».

Объединение «Стабильность и реформы» просуществовало до 30 сентября, когда в силу вступила старая Конституция 1996 года, не предусматривающая подобных коалиций в парламенте.

Следующим важным шагом по выстраиванию вертикали власти стала отмена намеченных на март местных выборов. Перенос их на октябрь был необходим правящей партии для того, чтобы принять выгодные для себя правила проведения этих выборов. С учетом результатов выборов по мажоритарным округам Партия регионов взяла под контроль 18 из 24 областных советов, а также парламент Крыма. В то же время за кандидатов от регионалов в областные советы по партийным спискам проголосовало на 3,2 млн избирателей меньше, чем за кандидатуру Януковича в первом туре выборов-2010.

Самый туманный суд в мире

Инициированная президентом судебная реформа также способствовала упрочению его власти. Вступивший в силу в июле прошлого года Закон «О судоустройстве и статусе судей» закрепил за Высшим советом юстиции право назначения судей на административные должности и увольнения с них. В то же время он лишил Верховный суд права пересматривать судебные решения в кассационном порядке с одновременным сокращением количества судей с 96 до 20 человек. Закон предусматривает создание еще одного высшего специализированного суда как кассационной инстанции — для рассмотрения гражданских и уголовных дел, хотя на тот момент уже существовали Высший административный и Высший хозяйственный суды. Снижение статуса Верховного суда и расширение полномочий Высшего совета юстиции без приведения порядка его формирования к европейским стандартам вызвало особое беспокойство Венецианской комиссии.

Для концентрации максимального объема полномочий в своих руках и де-юре президент добился внесения изменений и в Основной закон страны. Главную работу по изменению конституционного поля выполнил Конституционный суд. Он 30 сентября минувшего года отменил результаты политреформы 2004 года, сославшись на нарушение процедуры внесения изменений в Основной закон 8 декабря 2004-го. В результате Виктор Янукович получил такой же объем полномочий, которым обладал Леонид Кучма, будучи главой государства (в частности, назначать премьер-министра по согласованию с парламентом, назначать и увольнять членов Кабмина по представлению премьера, принимать отставку правительства).

Кроме того, Верховная Рада узаконила президентское пожелание об изменениях сроков выборов и президента, и парламента. Теперь очередные выборы главы государства будут проходить в последнее воскресенье марта пятого года его полномочий, выборы депутатов ВР и представителей местных органов власти — в последнее воскресенье октября пятого года полномочий.

А дальше президент, уже не скованный необходимостью раздавать своим парламентским союзникам привлекательные посты, провел то, что его соратники назвали первым этапом административной реформы. Ее суть пока не свелась к улучшению качества предоставления государственных услуг. Попросту глава государства получил право единолично назначать руководителей всех центральных органов власти. К ним относятся министерство, служба, инспекция, агентство, независимый регулятор и орган со специальным статусом. И не факт, что это приведет к сокращению числа чиновников в стране.

Несмотря на деморализацию и слабость оппозиции, после назначения в ноябре прошлого года генеральным прокурором Виктора Пшонки (его считают другом детства Виктора Януковича) против бывших членов правительства Юлии Тимошенко были открыты многочисленные уголовные дела. Сама экс-премьер встречает первую годовщину президентства Януковича под подпиской о невыезде. За решеткой находятся несколько членов ее правительства — бывший министр внутренних дел Украины, лидер «Народной самообороны» Юрий Луценко, бывший министр экологии и природных ресурсов Георгий Филипчук, а также и. о. министра обороны Валерий Иващенко. Экс-министр экономики Богдан Данилишин получил политическое убежище в Чехии.

На западном фронте — перемены

Во внешней политике первые месяцы после своего избрания Янукович пытался позиционировать себя как президент-прагматик, с которым зарубежные партнеры могут говорить на одном языке и договариваться. В первую очередь он сконцентрировался на выстраивании отношений с Россией, рассчитывая после правления Ющенко достичь заметных успехов в сближении двух стран.

С самого начала своей каденции Янукович взял высокий темп встреч с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным и объявил о начале нескольких совместных амбициозных проектов. Между тем единственным крупным межгосударственным договором осталось харьковское соглашение от 21 апреля минувшего года: Москва снизила цену на российский газ для Украины на 30% (но не более чем на 100 долларов за тысячу кубометров), а взамен получила право оставить Черноморский флот в Крыму до 2042 года.

В апреле Виктор Янукович припас «конфетку» уже для Вашингтона, отказавшись от украинских запасов высокообогащенного урана (около 90 кг). Президент США Барак Обама в качестве поощрения и компенсации выделил Украине 250 млн долларов на обеспечение безопасности Чернобыльской АЭС.

До местных выборов и начала активных гонений на оппозицию Запад сдержанно комментировал политическую ситуацию в нашей стране. Однако уголовное преследование Юлии Тимошенко и членов ее правительства коренным образом изменило отношение зарубежных политиков к событиям в Украине. Евросоюз и США расценили действия украинской власти как избирательное применение правосудия.

С ноября Виктора Януковича стали намного реже приглашать в западные столицы. А прошедший 22 ноября саммит Украина—ЕС оказался провальным: конкретные сроки и механизмы достижения безвизового режима между Евросоюзом и Украиной так и не были названы.

Во внешней политике наступил период, когда украинскому президенту срочно требуются новые инициативы, поддерживаемые западными столицами. В противном случае уже в этом году Янукович станет Кучмой образца 2002–2004 годов, которому тогда было почти невозможно организовать визит на Запад.

Светлана Крюкова, Андрей Блинов

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.