Во вторник, 21 сентября, Кабмин все же внес проект Налогового кодекса в Верховную Раду. Во всяком случае, именно этой датой документ был зарегистрирован в парламенте. Если бы этого не случилось, властям пришлось бы либо отказаться от идеи формирования Бюджета-2011 на новой налоговой базе, либо грубо нарушить Регламент Верховной Рады, который нынче является Законом.
Спешка
Напомним: 7 сентября народные депутаты Николай Катеринчук и Сергей Терехин зарегистрировали собственный проект Налогового кодекса (№7101). При этом они и не скрывали (в частности, об этом говорил г-н Терехин), что внесли свой проект не столько с целью добиться его принятия (понятно, что это фантастика), сколько с целью загнать Кабмин в цейтнот: срок регистрации альтернативного законопроекта, согласно Регламенту ВР, истекал именно 21 сентября.
Однако правительству удалось-таки в этот срок уложиться. Правда, не без проблем: на сайте ВР текст проекта и приложения к нему появились только по окончании рабочего дня — в восьмом часу вечера. Причем торопились так, что случайно разместили на сайте даже ту информацию, которая туда вроде как и не должна была попасть.
Благодаря этому, например, выяснилось, что разночтения между департаментами доходов и налоговой и таможенной политики Минфина в оценке влияния новшеств на доходы бюджета достигают двукратной величины, измеряемой миллиардами гривень!
Кстати, как и положено альтернативному проекту, правительственный проект Кодекса получил почти тот же регистрационный номер, что и депутатский — 7101-1.
Пояснительная записка к проекту поразила своей в известной степени нелепостью. Например, оказалось, что одной из его целей является “улучшение позиций Украины в глобальном рейтинге “простоты ведения бизнеса” по показателю “Уплата налогов”.
Наверное, улучшение позиций в этом или каком-либо другом рейтинге (хотя тут еще следует принять во внимание, кто, для чего и как эти рейтинги, зачастую являющиеся инструментами пропаганды или антирекламы, сочиняет) было бы приятным довеском, но странно, что оно определено в качестве цели.
Столь же нелепой выглядит еще одна цель: “Демократизация налоговой службы, установление равноправных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами”. Вряд ли налоговой службой будут (да и должны) управлять выборные представители народа.
Что же касается равноправия налогоплательщиков и налоговиков, то это вообще откровенная чушь: одни отвечают своим кошельком, а иногда и свободой, вторые чаще всего рискуют получить служебное взыскание или, в худшем случае, потерять работу.
Впрочем, глупости, содержащиеся в пояснительной записке, наверное, не столь важны. Хуже, что, мягко говоря, отнюдь не совершенным оказался сам проект Кодекса.
В рамках данной публикации мы не станем (да и не сможем) подробно описывать весь проект: во-первых, это невозможно в силу его объема, во-вторых, БИЗНЕС на протяжении четырех последних месяцев тщательно отслеживал все его трансформации.
Остановимся лишь на самых “свежих” новинках документа (по сравнению с последними редакциями, описанными в БИЗНЕСе №37 от 13.09.10 г., стр.18-22; №38 от 20.09.10 г., стр.15-18) и наиболее впечатливших нас новшествах представленного правительством документа, а также дадим некоторые расчеты последствий его принятия.
Из последних изменений следует прежде всего отметить очередную перекройку перечня видов деятельности и субъектов хозяйствования, на которых не распространяются “налоговые каникулы” по уплате налога на прибыль (ставка 0% до 01.01.16 г.; см. “Окончательная версия…”).
Перекройка
Кроме того, несколько смягчились требования авторов к запрету на включение в расходы затрат на выплату роялти нерезидентам. В теперешней версии этот запрет не касается выплат в пользу постоянных представительств нерезидентов, являющихся плательщиками налога.
И наоборот — распространяется на всех субъектов, не являющихся плательщиками налога на прибыль, что, по крайней мере, логично. Наконец, для господдержки сельхозпроизводителей освобождение от уплаты НДС (а эта норма на самом деле направлена на прекращение возмещения зернотрейдерам НДС, который в бюджет не поступает) в нынешней редакции не распространяется на первую поставку зерновых и технических культур их производителями.
Оценивая внесенный в ВР проект в целом, следует сказать, что его лихорадочная доработка не изменила главного:
качество документа оставляет желать много лучшего, что неудивительно, учитывая специфические условия его разработки;
несмотря на отказ от некоторых слишком явных схем минимизации, изначально припасенных для крупного бизнеса, проект явно направлен на снижение фискальной нагрузки на крупный бизнес;
количество предусмотренных проектом льгот сомнительного содержания непосильно для бюджета (см. “Окончательный перечень…”).
Оценка влияния Налогового кодекса на доходную часть бюджета тоже, как уже указывалось, соткана из противоречий. В итоге, согласно официальной ее версии, которая принадлежит перу работников департамента доходов Минфина, дополнительные доходы должны составить 18,3 млрд грн., а потери — 22,1 млрд грн. (преимущественно за счет снижения ставки налога на прибыль до 19%).
Однако есть основания полагать, что цифры эти к реальности имеют весьма опосредованное отношение. Поскольку в ставших достоянием общественности материалах имеются и совсем другие цифры. Согласно другим оценкам того же департамента, дополнительные доходы должны составить 17,2 млрд грн., а потери — 21,3 млрд грн. В прогнозе же департамента налоговой и таможенной политики, соответственно, +10,8 мрлд грн. и —16,4 млрд грн.
По бедный удар
Как будто во всех расчетах фигурируют потери бюджета. Но тут особенно любопытно, для кого эти потери станут приобретениями. Ответ очевиден: для крупного бизнеса, который пробил-таки себе ряд отраслевых, “энергетических” и прочих льгот, оставляющих дверь к уклонению от налогообложения широко открытой.
Собственно говоря, и значительное снижение ставки налога на прибыль (прямого, заметим, налога) можно трактовать двояко. С одной стороны, это теоретически должно стимулировать инвестиции. Но с другой (в совокупности с другими нормами Кодекса) — это и возможность более дешевого вывода прибыли ее собственниками. При этом аналогичного снижения косвенных налогов, которые платят широкие слои населения, проект не предусматривает.
Пытаясь, где только возможно, под соусом перекладывания фискальной нагрузки на богатых переложить ее не только на средний класс, но даже и на менее обеспеченные слои (которые просто не являются нищими), авторы (разумеется, не простые клерки, а их вдохновители), кстати, неоднократно сели в лужу. Это показывают их же расчеты.
К примеру, пытаясь обложить повышенной ставкой НДФЛ доходы, превышающие 9220 грн. в месяц (а это явно не доход представителей среднего класса. — Ред.), авторы рискуют нарваться на удорожание администрирования и массовое недовольство, получая взамен совсем немного.
Как показывают расчеты ГНАУ (см. “Оценка влияния…”), под повышенную ставку подпадают доходы более чем 207 тыс. человек. Но при этом дополнительные доходы бюджета, полученные всего лишь с 28 тыс. из них, составляют почти 2/3 в общем объеме в 446 млн грн. Заметим, что эти 28 тыс. человек имеют доход более 20 тыс.грн. в месяц.
Соответственно, властям за дополнительные 169 млн грн. придется заплатить недовольством 179 тыс. человек плюс предусмотреть расходы на перерасчет по подаваемым ими декларациям. Впрочем, об обязательности их подачи (без которой идея не имеет смысла) в проекте вообще не сказано. Такая же картина с налогообложением доходов от депозитов (см. “Оценка дополнительных…”).
С учетом описанного качества документа и его странной экономической направленности, не говоря уж о сроках, которые ставят под угрозу коллапса функционирование госфинансов в начале следующего года, документ не имеет ни малейшего права быть принятым.
Окончательная версия ограничений на применение нулевой ставки налога на прибыль для малых и новосозданных предприятий
Применение нулевой ставки не распространяется на субъектов хозяйствования:
созданных в период после вступления в силу Кодекса путем реорганизации (слияния, присоединения, раздела, выделения, преобразования), приватизации и корпоратизации;
занимающихся:
деятельностью в сфере развлечений;
производством, оптовой продажей, экспортом и импортом подакцизных товаров;
производством, оптовой и розничной продажей ГСМ;
добычей, серийным производством и изготовлением драгоценных металлов и камней, в том числе органогенного образования;
финансовой деятельностью;
деятельностью по обмену валют;
добычей и реализацией полезных ископаемых общегосударственного значения;
операциями с недвижимым имуществом, арендой;
предоставлением услуг почты и связи;
организацией торгов (аукционов) произведениями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
предоставлением услуг в сфере телерадиовещания;
охранной деятельностью;
внешнеэкономической деятельностью (кроме деятельности в сфере информатизации);
производством продукции из давальческого сырья;
оптовой торговлей и посредничеством в оптовой торговле;
розничной торговлей одеждой и другими изделиями, которые были в употреблении (секонд-хенд);
производством и распределением электроэнергии, газа и воды;
деятельностью в сферах права, бухучета, инжиниринга; предоставления услуг предпринимателям.
Эксперт — об изменениях
Владимир Котенко (39), партнер, руководитель налогово-юридической практики “Эрнст энд Янг” (в Украине — с 1991 г., 500 чел.):
— Новый вариант проекта Налогового кодекса значительно отличается от проекта №6509, принятого за основу в июне и снятого с рассмотрения в сентябре. Вот некоторые изменения.
Уравнены ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов. Украина была одной из немногих стран, дискриминировавших нерезидентов. Изменены размеры штрафов (в основном уменьшены). Снижена ставка налога на прибыль предприятий.
Разрешено включать в затраты расходы на обучение за рубежом (правда, не всем и не всегда).
Сняты ограничения на рекламные расходы. Устранен “нижний” порог для благотворительных взносов, включаемых в затраты (но “верхний” снижен до 4%). Вводится автоматическое возмещение НДС.
Налогоплательщик, действующий на основании разъяснений контролирующего органа, освобождается не только от штрафов, но и от доначислений налога. Предлагается освободить всех налогоплательщиков от штрафов на первые полгода после вступления Кодекса в силу.
При этом по-прежнему запрещено включать в расходы оплату консультационных, маркетинговых, рекламных услуг, полученных от нерезидентов, а также роялти, выплачиваемое нерезидентам (кроме тех, кто действует через постоянное представительство).
Контролирующие органы, очевидно, не верят в возможность победить схемы уклонения от налогообложения без дискриминации названных операций (хотя существуют вполне цивилизованные “интеллектуальные” средства борьбы с “уклонистами”, такие как определение обычной цены, выявления деловой цели и т.п.).
Переходный период, похоже, не планируется. Хотя очевидно, что в случае введения Кодекса в действие 1 января 2011 г. времени на подготовку к работе по новым правилам остается совершенно недостаточно (как для налогоплательщиков, так и для контролирующих органов).
К сообщению прикреплены таблицы в "читаемом" масштабе