В рамках программы ЕЭК ООН / ФАО в Стамбуле 20-22 сентября состоялось заседание группы специалистов по лесной политике в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

  Национальные эксперты и представители ряда международных организаций обменялись информацией и опытом в вопросах разработки лесной политики, на основе открытого и прозрачного обсуждения и с учетом важности  интеграции в международные политические процессы.

На своем первом совещании в марте 2009 года в Будапеште группа специалистов обсудила свою будущую деятельность . В частности, команда решила активизировать обмен опытом по вопросам лесной политики в области лесопользования и продолжить работу над сводом лесных терминов и определений на английском и русском языках.
На второй встрече обсуждались доклады стран-участниц, подготовленные по единому плану, представленному секретариатом и включающему ряд  фиксированных тем. При подготовке докладов, необходимо было выделить проблемы и успешные шаги в реализации лесных политик на уровне отдельных стран. На совещании обсуждался английский-русский словарь, основанный на компиляции терминов и определений, применяемых при разработке национальных лесных политик. Кроме того, были заслушаны выступления международных экспертов, представляющих различные организации, которые осветили некоторые новые темы, рассказали о деятельности своих организаций и возможной помощи страннам региона Восточной Европы и Центральной Азии.
Украину на совещании представлял начальник управления лесного хозяйства Госкомлесхоза В.Ф.Романовский.
Пока материалы совещания в полном объеме не доступны, предлагаем Вам познакомиться с отчетом Украины и скачать словарь определений (прикрепленный файл). Отчет о реализации лесной политики особо интересен тем, что Украина, уже 20 лет декларирует необходимость разработки Национальной лесной политики во многих законах и нормативах, – от Лесного Кодекса до Положения о Госкомлесхозе, но ничего не делает в данном направлении. Де-факто, Национальной лесной политики, в международном смысле этого понятия, в стране нет: её успешно заменяет концепция ведомственного развития Госкомлесхоза и программа «Леса Украины». М.П.
 

Национальный отчет по стране /Украина/

Основные приоритетные вопросы в секторе лесного хозяйства
 

Основными факторами, влияющими на развитие лесного хозяйства Украины, являются:
1. Относительно низкий средний уровень лесистости территории страны. Повышение уровня лесистости является одним из приоритетов деятельности Госкомлесхоза Украины. Для достижения оптимальной лесистости в государстве необходимо создать 2,2 млн. гектара новых лесов на землях, которые высвобождаются из сельскохозяйственного использования, преимущественно на малопродуктивных и деградированных. В соответствии с Государственной целевой программой „Леса Украины” на 2010-2015 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины № 977 от 16.09.2009) в течение 2011-2015 годов предусматривается создать 388,5 тыс. гектаров новых лесов (в среднем 77,7 тыс. гектара в год). Для достижения поставленных целей необходимо определить какие именно земли будут переданы под облесение и упростить процедуру их получения; обеспечить финансирование создания лесов в объемах определенных программой «Леса Украины»; провести поиск альтернативных путей финансирования программы «Леса Украины».
2. Произрастание лесов в разных природно-климатических зонах (Полесье, Лесостепь, Степь, Украинские Карпаты и горный Крым), которые имеют существенные отличия в лесорастительных условиях, методах ведения лесного хозяйства, использовании лесных ресурсов и полезных свойств леса.
3. Преимущественно экологическое значение лесов и высокая их часть (до 50%) с режимом ограниченного лесопользования.
4. Высокий процент заповедных лесов (14,3%), имеющий устойчивую тенденцию к росту.
5. Исторически сформированная ситуация с закреплением лесов за многочисленными постоянными лесопользователями (для ведения лесного хозяйства леса предоставлены в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям нескольких десятков министерств и ведомств).
6. Значительная часть лесов находится в зоне радиоактивного загрязнения.

Направления деятельности, требующие поддержки состоят в следующем:
Формирование прозрачного рынка сертифицированной древесины за счет введения на общегосударственном уровне обязательных биржевых торгов по всем объемам заготовленной древесины и для всех лесопользователей; развития постоянно доминирующей ценовой и конкурентной среды на экспортном сегменте рынка за счет внедрения биржевых аукционов для нерезидентов Украины; разработки единой государственной системы электронного учета древесины.
• Возобновление природных лесных экосистем. Интегрованным результатом антропогенного влияния на леса являются негативные изменения их биоразнообразия. Причиной таких изменений могут быть неправильные лесохозяйственные мероприятия в прошлом, изменение климата, загрязнения окружающей среды, или изменение лесорастительных условий. Усыхание ели преимущественно сосредоточенно в производных насаждениях, которые растут на высотах от 300 до 800 метров над уровнем моря и созданных в прошлом искусственным способом. К основным причинам усыхания ельников относится крупномасштабное культивирование ели в несоответствующей ей буковых, пихтовых типах леса; значительное развитие очагов корневых гнилей, возбудителями которых является корневая губка, опенок осенний и ячеек стволовых вредителей. Приоритетным направлением деятельности, требующем методической помощи является также переход лесного хозяйства Украины на принципы приближенного к природе лесоводства (close to nature forestry).
• Развитие рекреации и туризма в лесах. Рекреационная упорядоченность лесов в Украине на данное время недостаточна для обеспечения потребностей общества и содействия развитию отечественного и международного туризма. Неоправданно сложной является процедура выделения лесных участков для использования их в рекреационных целях. Для решения проблемы необходимо обеспечение благоустройства и создания новых рекреационных участков на землях лесного фонда; создание условий для развития предпринимательства в сфере организации отдыха и туризма в лесах, привлечения инвестиций и создания рабочих мест.
• Увеличение использования отходов древесины в качестве биотоплива. В настоящее время уже 1300 котельных предприятий Госкомлесхоза работают на древесных отходах. Свободные объемы древесной биомассы, которая может быть в настоящее время использована для энергетических потребностей, на предприятиях Госкомлесхоза составляют ежегодно около 2,5 миллионов кубических метров, в т.ч.
Дрова топливные 0,5 млн. куб. м.
Неликвидные лесосечные отходы 1,5 – 1,7 млн. куб. м.
Отходы деревообработки 0,5 млн. куб. м.

Истории успеха
 

1. Предупреждение процесса изъятия лесных участков с последующим изменением целевого назначения. Лесным кодексом Украины в редакции 2006 года (статья 27) к полномочиям Кабинета Министров Украины было отнесено принятие решений относительно изъятия лесов для нелесохозяйственных потребностей площадью свыше 1 гектара. Вместе с тем на региональном уровне продолжались процессы изъятия лесов с изменением целевого назначения. С целью недопущения нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков по предоставлению Госкомлесхоза Украины Кабинет Министров Украины принял распоряжение от 10 апреля 2008 № 610-р. Остановка процедуры согласования на исключение новых лесных участков дала возможность существенно уменьшить негативное влияние на лесные экосистемы, которое наблюдалось в последние годы. В целом, указанные мероприятия позволили приостановить выполнение работ и оформление соответствующих документов, которые предусматривали изменение целевого назначения, на площади свыше 3 тыс. гектара.
2. Строительство лесной инфраструктуры. В сравнении со странами Европы в Украине в 5-6 раз более низкая густота сети лесных дорог. В настоящее время в Украине в результате отсутствия достаточной сети лесных дорог и вследствие этого транспортной недоступности спелого и перестойного леса невозможно повысить объемы заготовки древесины, в которой сегодня нуждается экономика страны. Учитывая важность этого направления деятельности лесной отрасли Правительство Украины в 2006 году впервые за времена независимости начало выделять средства (в 2006р. – 60 млн. грн., в 2007р. – 70 млн. грн.) для строительства новых лесных дорог, что дало толчок к перестройке лесной инфраструктуры и позволило, с привлечением собственных средств лесхозов, в течение 2007 -2009 лет построить около 650 км. новых лесных дорог, обеспечило значительное повышение эффективности работы отрасли и поступление средств в государственный бюджет и пенсионный фонд. В условиях кризиса получение средств на строительство лесных дорог является проблематичным, однако Госкомлесхоз Украины надеется на государственную поддержку в этом вопросе.

Обзорная информация о политике, законодательстве и учреждениях.
 

Вопросы, касающиеся лесной политики достаточно полно рассмотрены в отчете по стране, представленном на совещании в марте 2009. Единственной поправку нужно внести в отношении Государственной лесной целевой программы. С целью более полного учета тенденций развития в сентябре 2009 года действующая программа была пересмотрена и утверждена новая Государственная целевая программа «Леса Украины» на 2010-2015 годы.

Б. Нормативно-законодательная база
Основным законом о лесах и ведении хозяйства в них является Лесной кодекс Украины (Закон Украины от 08.02.2006 № 3404-ІV).

Базовые положения Лесного кодекса Украины следующие:
• в соответствие с Земельным кодексом предусмотрена возможность существования 3 видов собственности на лес, – государственной, коммунальной и частной;
• изменено определение понятия «лес»;
• подчеркнута роль государства в сфере регулирования лесных отношений;
• пересмотрена система деления лесов по целевому назначению;
• определенные изменения, внесены в статьи регулирующие полномочия в сфере управления лесами, лесную охрану, организацию и ведение лесного хозяйства.

В соответствии с Лесным кодексом Украины Кабинетом Министров Украины утверждены следующие новые нормативные документы:
– Правила восстановления лесов;
– Порядок специального использования лесных ресурсов;
– Порядок выдачи специальных разрешений на использование лесных ресурсов;
– Порядок деления лесов на категории и выделения особенно защитных лесных участков;
– Правила улучшение качественного состава лесов;
– Порядок ведения государственного лесного кадастра и учета лесов;
– Правила рубок главного пользования в горных лесах Карпат.

Кроме того, нормативно правовыми актами из ведения лесного хозяйства регулируются:
– деление лесов на категории в зависимости от значения и основных выполняемых функций;
– проведение рубок главного пользования;
– организация лесоустройства;
– ведение государственного лесного кадастра, учета и мониторинга лесов;
– организация и проведение лесной сертификации;
– заготовка второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований;
– использование полезных свойств лесов для культурно оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и воспитательных целей, потребностей охотничьего хозяйства и проведения научно-исследовательских работ;
– возобновление лесов и лесоразведение;
– осуществление мероприятий по повышению производительности, улучшения качественного состава лесов;
– осуществление охраны лесов от пожаров;
– осуществление защиты лесов от вредителей и болезней.

С целью обеспечения развития лесной отрасли утверждена распоряжением Кабинета Министров Украины от 18.04.2006 № 208-р. “Концепция реформирования и развития лесного хозяйства”. Концепция предусматривает ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого развития и эффективного управления лесным хозяйством за счет:
– увеличение площади лесов;
– сохранения биологического многообразия и неистощительного лесопользования;
– формирование прозрачного рынка древесины, реализации древесины, на конкурентных принципах через аукционы и торги;
– усовершенствование экономической и финансовой системы;
– привлечение на конкурентных принципах предприятий малого бизнеса к выполнению лесохозяйственных операций, стимулирования создания рабочих мест.

В. Организационная структура лесного сектора
 

Государственный комитет лесного хозяйства, отвечающий в настоящее время за 68% украинских лесов, является центральным органом исполнительной власти Украины в области лесного и охотничьего хозяйства. Госкомлесхоз имеет трехуровневую структуру управления – государственные лесохозяйственные предприятия – областные (региональные) управления – центральный аппарат Госкомлесхоза. Кроме государственных лесохозяйственных предприятий в подчинении Госкомлесхоза находятся научные, учебные организации, заповедники и природные парки, а также другие организации непосредственного подчинения.

Нынешняя организационная структура управления лесным хозяйством дает возможность отрасли эффективно выполнять функции возобновления, охраны и защиты лесов, обеспечения необходимыми лесоматериалами.
В своей деятельности Госкомлесхоз сотрудничает с общественными организациями, среди которых:
– Общественный совет при Государственном комитете лесного хозяйства Украины;
– Общество лесоводов Украины;
– Профсоюз работников лесного хозяйства Украины;
– Всеукраинская ассоциация охраны и воссоздания животного мира;
– Федерация охотничьего собаководства Украины;
– Украинское общество охраны птиц;
– Общество лесной сертификации;
– Украинское общество охотников и рыболовов;
– Украинская ассоциация деревообрабатывающего оборудования;
– «Экосфера» – региональное молодежное экологическое объединение;
– Совместный представительский орган стороны работодателей на национальном уровне.

Наиболее мощной общественной организацией лесохозяйственного направления является Общество лесоводов Украины. Эта всеукраинская общественная организация создана в 1990 году. Членом организации может стать каждый совершеннолетний гражданин Украины, который заботится о современном состоянии и последующей судьбе лесов государства. Общество лесоводов Украины насчитывает на данное время свыше 25 тысяч членов.

Г.Экономическая политика и финансовые инструменты, используемые при внедрении политики

Финансирование лесохозяйственной деятельности в Украине осуществляется в соответствии с Государственной целевой программой «Леса Украины» на 2010-2015 годы. Источниками финансирования лесохозяйственной деятельности являются государственный бюджет, местный бюджет, собственные средства предприятий лесного хозяйства, полученные от реализации древесины, прочие источники.

Специальные финансовые инструменты, в том числе плата за экосистемные услуги, для поддержки лесоуправления в Украине не применяются.

Проекты международной технической помощи.
 

На данное время в рамках Государственного комитета лесного хозяйства реализуется 3 проекта в сотрудничестве со специалистами Швейцарии и Чехии.
• Украинско-швейцарский проект развития лесного сектора Закарпатья FORZA, направленный на внедрение в Карпатском регионе неистощительного многофункционального ведения лесного хозяйства, с особым уклоном на надлежащем управлении окружающей средой и улучшении жизненного уровня местного населения. Проект реализуется при содействии Швейцарской дирекции по вопросам сотрудничества и развития и выполняется координационным офисом проекта в г. Ужгороде. С января 2009 года началась завершающая фаза проекта на 2009-2010 годы. Определяющей чертой завершающей фазы проекта является предоставление большей ответственности за выполнение работы по проекту партнерам – Закарпатскому областному управлению лесного и охотничьего хозяйства, Раховскому, Хустскому лесхозам, государственному проектному лесоустроительному производственному объединению.
• Украинско-чешский проект «Техинлес2 – Сотрудничество в области инвентаризации лесных экосистем». 10 июля 2008 года подписан Меморандум о взаимопонимании между украинской и чешской стороной, инициирующий разработку второй фазы проекта. Проект проводится при поддержке чешской программы международного сотрудничества. С украинской стороны проект внедряется украинским научно-исследовательским институтом лесного хозяйства и агролесомелиорации в сотрудничестве с государственным проектным лесоустроительным производственным объединением.
• Украинско-чешский проект «Системы дифференцированного ведения хозяйства в лесных экосистемах Украинских Карпат». В ноябре 2008 года подписан Меморандум о взаимопонимании между украинской и чешской стороной по реализации второй фазы проекта. Проект проводится при поддержке чешской программы международного сотрудничества. С украинской стороны проект реализуется украинским научно-исследовательским институтом горного лесоводства в сотрудничестве с государственным проектным лесоустроительным производственным объединением. Целью проекта является разработка методики дифференцированного способа ведения хозяйства в зависимости от природных условий и методики использования космических снимков для лесной картографии как основы функционально дифференцированных способов ведения хозяйства.
Отчеты других стран региона на русском и английском языках можно скачать Здесь

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.