Походы с «черного хода» уйдут в прошлое. В КГГА придумали, как бороться с очередями к госрегистраторам

Виктор Сивец: «Киеву нужен единый регистрационный центр»

В Киеве создается коммунальное предприятие по оказанию юридических услуг, главная задача которого — разгрузить районных государственных регистраторов — специалистов, занимающихся регистрацией компаний и фирм, частных предпринимателей, договоров купли-продажи недвижимости и т. д.

Черновая работа по обработке материалов, полученных от столичных клиентов, ляжет на плечи юристов предприятия. И только после этого готовые пакеты по-падут к госрегистраторам, которым останется проверить полученную информацию и внести ее в компьютер. Вырученные деньги будут направляться на модернизацию системы: закупку современных компьютеров и программного обеспечения, внедрение электронного документооборота и улучшение материально-технической базы.

Необходимость создания такого КП назрела давно. Вкратце суть проблемы заключается в следующем. Согласно закону «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (ст. 4), госрегистрация — это удостоверение факта создания юрлица или прекращения его деятельности, получения физлицом или лишения его статуса предпринимателя, а также совершение других регистрационных действий «путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр (ЕГР)». Последний включает в себя данные о месте жительства физлица и местонахождении юрлица, регистрационное дело и свидетельство о госрегистрации. Этой информацией пользуются социальные службы, Пенсионный фонд, а также силовики (МВД, ГПУ, ГНАУ и т. д.).

Функции, упомянутые в ст. 4, возложены на государственных регистраторов. Именно они выдают различные справки, регистрируют изменения в ООО или ЧП, а также акции, принадлежащие тому или иному лицу. Если, например, какая-то компания надумает взять кредит, то без справки из ЕГР ей не обойтись. И если госрегистраторы завтра прекратят работать, деловая жизнь страны будет парализована. Да и ответственность у них колоссальная: незначительная ошибка может привести к полной остановке предприятия с миллиардными активами.

Разработчики закона, вероятно, исходили из лучших побуждений, но они не могли знать о том, что в столичном бюджете денег на работу госрегистраторов будут выделять с гулькин нос. В результате в Киеве вряд ли можно найти бизнесмена или предпринимателя, который остался бы доволен работой госрегистраторов, потому что попасть к ним на прием за какой-нибудь справкой — большая проблема. Понятно, что далеко не у всех киевлян хватает терпения, а главное — времени, чтобы выстоять очередь. Поэтому нет ничего удивительного, что в столице появилась такая услуга, как продажа места в очереди. Если предпринимателю срочно нужна выписка из ЕГР, то он не поскупится.

Однако было бы несправедливым обвинять во всех грехах госрегистраторов. Например, только в Шевченковском районе они за год выдают 40 тыс. различных справок, а штат насчитывает всего 10 человек. Понятно, что чисто физически эти люди не могут справиться с «девятым валом» посетителей.

Этой проблеме и было посвящено совещание 16 сентября, которое провел зампредседателя КГГА Виктор Сивец. Он кратко изложил ее суть: в каждом районе столицы в работе госрегистраторов есть своя специфика, средств на их содержание не хватает, и районные власти выкручиваются как могут, устанавливая собственные правила и расценки. А самое главное — никто не знает, что будет завтра — нет никакой уверенности в том, что в бюджете 2011 г. наконец-то появятся деньги на содержание этих специалистов.

Именно поэтому КГГА и предлагает создать КП по оказанию юридических услуг. Кроме того, планируется установить единые расценки на услуги госрегистраторов во всех районах столицы. О конкретных цифрах говорить пока рано, но инвалиды, пенсионеры и члены многодетных семей не должны платить ни копейки.

После окончания совещания я спросил Виктора Николаевича, что помешало столичным властям устранить очереди к госрегистраторам, скажем, еще год назад.

— К сожалению, ранее наблюдалась такая практика: райсоветы назначали руководителей РГА исходя из политических, а не экономических соображений. Когда мы пытались призвать главу района к дисциплине и ответственности, он ссылался на крайнюю занятость или утверждал, что его регион — лучший в столице. Это сегодня на совещание пришли все заместители глав РГА, непосредственно отвечающие за этот фронт работ, а раньше на такие мероприятия являлись в лучшем случае руководители отделов, которые не могли решить ни одного вопроса. Это тормозило работу.

Хочу обратить внимание еще на один нюанс. Любая очередь порождает коррупцию. Сразу же находятся люди, готовые за некое вознаграждение, пользуясь доступом к заместителям РГА, ответственным за это направление, решить все вопросы с «черного хода». Кроме того, ни для кого не секрет, что существуют коммерческие фирмы, близкие к РГА, которые могут оперативно решать любые проблемы с госрегистрацией. Разумеется, небесплатно. В результате столичный и районные бюджеты не получают ни копейки. Ситуация не улучшается, а очереди соответственно растут.

Мы хотим изменить эту схему. Все документы будут проходить через КП, причем процедура будет абсолютно прозрачной. К тому же таким способом можно улучшить материально-техническую базу регистрационных центров. Взять, к примеру, Дарницкий район. Госрегистраторы ютятся в помещении площадью 82 кв. м. У них нет места даже для архива — он расположен в другом месте. В Шевченковском районе, как я уже говорил, работает 10 госрегистраторов, а по самым скромным подсчетам комитета регуляторной политики и предпринимательства требуется 28.

Мы живем в XXI веке, за рубежом уже давно забыли, что такое очередь к госрегистратору. Там бизнесмены решают подобные вопросы с помощью личного компьютера и интернета. В перспективе мы хотим создать в Киеве единый регистрационный центр, чтобы любой житель столицы, желающий получить паспорт, свидетельство о рождении или зарегистрировать фирму, мог получить все необходимые документы в одном месте.
 

Владимир КОЛЫЧЕВ

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.