Сейчас многие политики и эксперты предлагают антикризисные рецепты для стабилизации экономической ситуации в Украине. Но прежде чем проводить реформы, следует разобраться в природе экономических проблем.
Дело в том, что многие “реформаторы” полагают, что причиной стагнации украинской экономики является исключительно мировой финансовый кризис.
Я же считаю, что восстановить отечественную экономику можно, только избавившись от целого ряда внутригосударственных проблем, нельзя уповать только на оживление мировых рынков.
Верховенство должности
Одна из главных причин невысокой бизнес-активности в Украине — несоблюдение принципа верховенства права. Проще говоря, проблема в том, что законы применяются и выполняются неодинаково.
В целом законодательная база Украины выписана достаточно качественно, но отдельные нормативно-правовые акты требуют серьезных корректировок. Речь идет о документах равной юридической силы, которые по-разному трактуют определенные общественные отношения.
Данная правовая коллизия позволяет чиновникам на законных основаниях создавать или ликвидировать бюрократические преграды для предпринимателей.
Неудивительно, что успех ведения предпринимательской деятельности в большей степени зависит от наличия “нужных” связей с власть имущими.
Именно по этой причине представители крупного капитала и среднего бизнеса активно идут в политику. Пока предприниматель вращается во властных кругах, шансы защитить свой бизнес у него значительно выше, ведь рядовые чиновники без указания свыше не посмеют “законно” препятствовать работе его компании.
В свою очередь, малый бизнес может рассчитывать только на защиту собственных интересов в судах. Но проблема в том, что с каждым годом выиграть судебный спор против государства становится все сложнее.
К тому же судебная система превратилась в некий закрытый клуб, отдельные представители которого живут по собственным правилам и могут выносить вердикты, противоречащие норме закона и здравой логике.
Неодинаковая практика применения законов ведет к тому, что иностранные бизнесмены не хотят инвестировать средства в экономику Украины.
Реформа правовой системы является одним из первоочередных шагов по преодолению экономического кризиса. Украинские суды должны одинаково защищать интересы государства и налогоплательщиков (см. БИЗНЕС №46 от 16.11.09 г., стр.36, 37. — Ред.).
В процессе судебной реформы очень важно избавиться от политической зависимости судов, наблюдающейся на протяжении последних лет (см. БИЗНЕС №28 от 12.07.10 г., стр.23. — Ред.).
Фискальный партнер
Действенная антикризисная мера — совершенствование фискальной системы. Для этого необходимо принять Налоговый кодекс.
Стоит отметить, что правительство представило на суд парламента проект данного документа, но предложенная редакция не получила однозначного одобрения предпринимателей, народных депутатов и главы государства.
Я считаю, что реформа фискальной системы должна быть направлена на упрощение механизмов администрирования налогов, а не на снижение налоговых ставок.
Во многих европейских странах, в том числе и в соседней Польше, общая налоговая нагрузка значительно выше, нежели в Украине. Но европейцам платить налоги проще и удобнее.
Наши предприниматели вынуждены тратить на общение с фискалами в среднем около 1400 часов в год, предоставляя несметное количество налоговых документов.
Неудивительно, что отечественная налоговая система занимает одно из лидирующих мест в антирейтинге фискальных систем, что не может не отражаться на развитии экономики государства.
Также существует определенная проблема во взаимоотношениях предпринимателей и фискалов. Во многих странах налоговый инспектор является партнером бизнеса, он помогает правильно рассчитать сумму уплачиваемых налогов.
В Украине же ситуация иная: за малейшие просчеты, допущенные налогоплательщиками при определении размера налогов, фискалы моментально применяют карательные меры в виде штрафов и пени.
Стоит отметить, что штрафы и пеня с предпринимателей стали одним из стабильных дополнительных источников доходов фискалов.
Правило из исключения
Не менее острая проблема отечественной фискальной системы — неравномерность налоговой нагрузки. Одни предприниматели платят налоги в полном объеме, другие пользуются различными преференциями.
Я считаю, что необходимо постепенно отходить от практики предоставления льгот, поскольку это снижает конкурентоспособность отечественной экономики.
Ярким примером неэффективности предоставления льгот является государственная поддержка отечественного автомобилестроения.
Программа развития автопрома предусматривала улучшение качества выпускаемых автомобилей. Государство избавляло автомобилестроителей от налогов и создавало защитные барьеры, которые препятствовали импорту подержанных иностранных машин.
За десяток лет действия данной программы автопроизводители так и не смогли разработать отечественный автомобиль, который мог бы конкурировать на мировом рынке.
Вместо этого в стране было создано несколько предприятий, которые занимаются сборкой иностранных автомобилей, а их собственники представляют себя как отечественных автопроизводителей.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что преференции повышают доход производителей. Их прибыль увеличивается независимо от повышения производительности труда или улучшения качества товаров и услуг.
Я считаю, что государству стоит отказаться от политики предоставления льгот и преференций. В этом случае владельцы предприятий перестанут “паразитировать” на бюджетных средствах и будут вынуждены модернизировать производственные мощности, чтобы повысить рентабельность и конкурентоспособность отрасли.
Исключение можно сделать для производителей сельхозпродукции, ведь многие государства субсидируют своих аграриев. И для поддержания конкурентоспособности украинской сельхозпродукции на мировых рынках государство может дотировать аграрный сектор.
Но это должно приносить реальные результаты в виде снижения стоимости и увеличения видов сельхозпродукции. Более того, не стоит бездумно копировать существующие системы поддержки агросектора США или ЕС, ибо зачастую они неидеальны.
Неработающий пенсионер
Отмечу также, что соотношение численности работающего населения и пенсионеров приводит к серьезному дисбалансу экономики государства.
Демографические тенденции указывают на то, что в ближайшее время пенсионеров может стать больше, чем трудящихся.
Фактически существующая пенсионная система не в состоянии обеспечить соблюдение обещанных государством социальных стандартов для пенсионеров.
Известно, что Пенсионный фонд должен формироваться в основном за счет налогообложения фонда оплаты труда.
Чиновники должны честно признать, что уже сейчас средств Пенсионного фонда явно недостаточно для выплаты пенсий.
В сложившихся условиях возможны два варианта развития событий. Для наполнения бюджета Пенсионного фонда правительство может увеличить нагрузку на фонд оплаты труда.
Но подобные меры приведут к дальнейшей тенизации экономики, что может только усугубить рецессию.
Второй вариант предусматривает уменьшение количества граждан, которые могут претендовать на получение пенсионного пособия.
Для этого следует повысить пенсионный возраст, а также создать условия, которые будут стимулировать граждан работать максимально долго.
В ходе пенсионной реформы пристальное внимание следует уделить отдельным категориям граждан (госслужащим, работникам правоохранительных органов, военнослужащим, судьям, научным работникам, шахтерам и т.п.), которым полагаются повышенные пенсии и которые могут выйти на заслуженный отдых до наступления установленного для остальных трудящихся пенсионного возраста.
Дело в том, что для данных категорий работников нагрузка на фонд оплаты труда (в процентном соотношении) существенно отличается от “базовой”.
К примеру, госслужащие избавлены от уплаты взносов в Пенсионный фонд, остальные категории “льготных” пенсионеров осуществляют незначительные процентные выплаты от своей зарплаты.
Поэтому при номинально высоких зарплатах такие работники перечисляют в бюджет Пенсионного фонда такие же суммы, как и среднестатистический украинец.
При одинаковых отчислениях в Пенсионный фонд “льготные” пенсионеры получают значительно более высокую пенсию и уходят на заслуженный отдых раньше.
Я считаю, что граждане, которые отчисляют равные суммы в Пенсионный фонд за равный период времени, должны получать одинаковые пенсии.
Живые деньги
На протяжении нескольких лет периодически поднимается вопрос о необходимости монетизации социальных льгот. На мой взгляд, подобные реформы нужно проводить, однако я отдаю себе отчет в том, что они могут спровоцировать общественный резонанс.
В Украине существуют различные льготы для пенсионеров. Одна из них — бесплатный проезд в муниципальном транспорте. Данная льгота распространяется на всех пенсионеров, но воспользоваться ею могут только жители городов.
Пенсионеры, проживающие в сельской местности, не могут этого сделать ввиду отсутствия муниципального транспорта в их населенных пунктах.
Монетизация подразумевает равномерное распределение денег, выделяемых для оплаты проезда в муниципальном транспорте, между пенсионерами городов и сельской местности.
Естественно, на полученные деньги городские пенсионеры смогут совершить меньшее количество поездок, нежели до монетизации.
Конечно, они будут недовольны. Тем не менее я уверен, что поддерживать отдельные слои населения следует не предоставляя льготы, а выделяя живые деньги. В этом случае люди смогут выбрать, на какие нужды потратить их.
Действовать должны только те социальные льготы, которые государство в состоянии профинансировать. Сегодня же сумма средств, которая необходима только для оплаты различных социальных льгот, равна трем госбюджетам.
Это означает, что государство фактически живет в долг, не обслуживая установленные льготы в полной мере. Пока действующая власть не ликвидирует внутригосударственные дисбалансы, рассчитывать на экономическое процветание Украины не приходится.
Досье БИЗНЕСа
Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований (г.Киев; с 1994 г.; 15 чел.)
Родился: 12 февраля 1977 г. в г.Киеве.
Образование: Национальный университет “Киево-Могилянская академия”, магистр экономики (2001 г.).
Карьера: 2003-2005 гг. — журналист Сentral Easteкrn European Market Watch; с 2005 г. — аналитик, с 2008 г. — старший аналитик Международного центра перспективных исследований.
Семейное положение: не женат.
Увлечение: музыка, экономика, математический анализ.