Свежая статья "Бизнеса" о Налоговом Кодексе предваряется следующей фразой, вынесенной на обложку журнала "В переделанном проекте Налогового кодекса просматривается курс на построение банановой республики: фискальное бремя перераспределяется с богатых на небогатых". На обложке хорошо видно, что банановые корки складываются в узнаваемый герб. Рекомендую. М.П.
В пятницу, 3 сентября, в клубе Кабмина весьма солидная компания (в составе премьер-министра Николая Азарова, вице-премьеров Сергея Тигипко и Бориса Колесникова, а также министра финансов Федора Ярошенко) в очередной раз представляла несуществующий документ — новую редакцию проекта Налогового кодекса.
Вообще-то, согласно постановлению Верховной Рады №2454, Кабмин был обязан до 5 сентября обобщить результаты всенародного обсуждения проекта Кодекса, принятого в первом чтении, и подать их в парламент.
Однако так этого и не сделал, ограничившись проведением пресс-конференции, на которой было сообщено, что подготовленный Кодекс предусматривает “наверное, самые низкие налоги в Европе” и вообще является чудом из чудес.
Правда, рассказав о проекте много хорошего, г-н Азаров и Ко так его и не показали. А Федор Ярошенко заявил, что “Налоговый кодекс уже фактически подготовлен”, но окончательный его вариант будет обнародован и подан в парламент “на следующей неделе” (т.е. не позднее 12 сентября).
Фарс
Ситуация, связанная с игнорированием Кабмином постановления ВР №2454, прояснилась во вторник, 7 сентября. В этот день депутаты признали утратившим силу постановление ВР о принятии проекта Кодекса в первом чтении.
А заодно и окончательно превратили в фарс так называемое всенародное обсуждение проекта Кодекса — постановление №2454, которым было предусмотрено проведение этой бессмысленной процедуры, народные избранники также признали утратившим силу.
В принципе, принятое парламентом решение о признании утратившим силу проекта Кодекса, принятого в первом чтении, в сложившейся ситуации является самым логичным.
Продолжение фарса, который украинские граждане наблюдали последние два месяца, могло привести к вполне определенным последствиям: нарушений регламента при принятии Кодекса (с учетом всенародного обсуждения и дальнейшего рассмотрения проекта) набралось бы столько, что признание факта принятия документа незаконным стало бы делом техники.
По-хорошему, решение об отклонении проекта надо было принимать еще в июле, когда члены большинства краем глаза все-таки вчитались в то, за что проголосовали в первом чтении, и осознали, что такой Кодекс не нужен им самим.
Теперь же, в самом идеальном для Кабмина случае, проект в первом чтении будет рассмотрен не ранее, чем на той пленарной неделе, которая приходится на третью декаду сентября.
Соответственно, рассчитывать на принятие Кодекса ранее середины октября нельзя ну просто никак. А столь позднее принятие документа (если оно, конечно, состоится) с его введением в действие 1 января следующего года неизбежно приведет зимой к правовому коллапсу в сфере налогообложения — изменить в срок всю подзаконную “нормативку” было малореально и за полгода, а уж в два месяца ГНАУ и Кабмин не уложатся точно.
Хотя новый вариант проекта в Кабмине традиционно постарались засекретить, утечки пошли сразу после упомянутой выше пресс-конференции. Насколько серьезно будет отличаться редакция, которая будет вынесена на первое чтение, от той, которая существовала в начале прошлой недели, сказать сложно.
Но нынешний проект отличается от вынесенного на так называемое всенародное обсуждение достаточно радикально. А до этого существенные изменения проект претерпел между принятием в первом чтении и обнародованием. Поручиться за то, что на этом шараханья властей вдруг прекратятся, нельзя.
Монстро
Благолепие нового варианта проекта, о котором рассказывал Николай Азаров на пресс-конференции, в отдельных его местах действительно имеет место и может приветствоваться как широкими массами, так и представителями отдельных отраслей экономики.
Однако одновременно премьер, по сути, вообще не упомянул об изменениях противоположной направленности (см. "Основные…” ), делающих проект чрезмерно фискальным, прежде всего по отношению к самым широким слоям налогоплательщиков: непредпринимателям — физическим лицам и малому бизнесу (как к физлицам, так и к юрлицам).
Да, обещанное снижение ставки налога на прибыль до 16%, которое к тому же планируется начать немедленно, а не через энное количество лет (см. “Этапы…”), действительно, сделает ставку налога одной из самых низких в Европе.
Отмену предусмотренной поначалу обязательной “пофилиальной” уплаты этого налога тоже можно приветствовать. Так же как и присутствующую в теории идею о налоговых каникулах для малых и новосозданных предприятий.
Правда, практическое воплощение этой теории явно подкачало. То, что перечень видов деятельности для предприятий с оборотом не более 3 млн грн., которые смогут не платить налог на прибыль, будет определять Кабмин, в конечном счете, может означать, что таковых, возможно, и не окажется.
Что же касается каникул для новосозданных предприятий, то эту норму авторам стоило бы по-честному назвать налоговой амнистией. Ведь каникулы предусмотрены только для тех, кто сможет “завести” в бизнес 5 млн грн.
Ну и уж точно все эти “пряники” никак не компенсируют “кнуты”, связанные с запретами на отражение в расходах огромного количества реальных производственных затрат.
Ну или хотя бы использования инструмента отражения в учете нереальных затрат, которые помогают малому и среднему бизнесу хоть как-то конкурировать с крупным, который свои проблемы решает путем вывода капиталов за рубеж, получения нужных судебных решений и принятия нужных законов.
Как минимум, странно на этом фоне выглядят и попытки наполнить бюджет за счет богатых. Например, в случае с внедрением малопрогрессивной шкалы НДФЛ под обложение налогом по ставке 17% подпадут доходы “богатеев”, которые в следующем году будут получать около 9,5 тыс.грн. в месяц.
Это при максимальных-то льготах для тех, кто невесть откуда берет разовую инвестицию в 5 млн грн.!
Есть много вопросов и относительно налога на недвижимость. Первый: как можно уравнивать размер налога на дома, расположенные в каком-нибудь селе под Житомиром и, скажем, в Конча-Заспе?
Предлагаемые при этом коэффициенты к ставкам, что мертвому припарка — еще неизвестно, где они будут выше!
Второй вопрос: почему плательщиком налога становится владелец одного дома площадью более 200 кв.м, а владелец хоть сотни домов площадью 199 кв.м от уплаты налога освобожден?
Третий: как можно поручать определение базы налогообложения столь коррумпированным организациям, как БТИ?
В вопросе же налогообложения процентного дохода по банковским вкладам (который вообще-то облагать действительно надо) Николай Азаров и Ко показали, насколько “страшно далеки они от народа”.
Заявляя, что облагаться будет только доход от вкладов людей, имеющих общую сумму накоплений более 200 тыс.грн., Николай Янович, видимо, имеет смутное представление о нынешних кредитно-депозитных ставках и не знает, что при действующих ставках депозитов под налогообложение подпадет процентный доход от вдвое меньших депозитов.
Загадкой является отмена “упрощенки” для юрлиц — 10% от оборота, которые нынче платят подобные предприятия, из работающих на общей системе налогообложения платит мало кто. Не говоря уже о том, что при этом минимизируются расходы государства по контролю за малым бизнесом.
С “упрощенкой” для физлиц, которую хотят “оскопить”, вплоть до применения только на базарном уровне, все, конечно, не так просто. Действительно, сегодня это действенный инструмент для уклонения от уплаты налогов.
Но, по сути, ликвидируя “упрощенку”, авторы проекта Кодекса покусились на действующую уже более 10 лет полуузаконенную формулу уклонения (малому бизнесу — единый налог, крупному — офшоры).
Более того, с учетом других положений проекта видится взращивание на ее месте другой формулы: малому бизнесу — кукиш, крупному — офшоры и возможности льготной легализации капиталов. Это немножко несправедливо.
Не говоря уже о том, что такой шаг явно не направлен ни на укрепление среднего класса, ни на сокращение безобразно большого (35-кратного) разрыва в доходах богатых и бедных.
По сути, проталкиванием такой редакции Налогового кодекса власть дает четкий сигнал, что путь развития экономики Украины ею выбран — это путь типичной банановой республики с узким кругом олигархов и огромными массами нищих.
Возможно, и даже вероятно, что крупный бизнес олигархов будет процветать, но для экономики и страны в целом этот путь является тупиковым.
Во всей этой ситуации радует только то, что приближающиеся местные выборы могут помешать властям в их попытке протолкнуть документ в представленном виде.
Предлагаемые “наверное, самые низкие налоги в Европе” могут так “понравиться” электорату, что “Партия Регионов” и “Сильная Украина” Сергея Тигипко рискуют понести очень серьезные потери.
Эксперты — …
…о непроходимости
Дмитрий Михайленко (35), партнер юридической фирмы “Орлов, Михайленко и партнеры” (г.Киев; с 2008 г.; 32 чел.):
— Больше всего в новом проекте Налогового кодекса удивляет то, что именно Госкомпредпринимательства умудрился выступить с такими предложениями в главу “Специальные налоговые режимы”, которые фактически ставят крест на упрощенной системе налогообложения: на “единоналожниках”-юрлицах — полностью, а на их коллегах-физлицах — в основной их массе.
Представляется, что подобный поворот событий ставит большой знак вопроса на перспективах как самого проекта Кодекса, так и Госкомпредпринимательства как защитника предпринимателей.
В итоге, думается, законодатели попросту зря потратят время в попытках продвинуть “непроходной” проект.
…о неорганизованности
Владимир Котенко (39), партнер, руководитель налогово-юридической практики “Эрнст энд Янг” (в Украине — с 1991 г.; 500 чел.):
— Текст проекта Кодекса, который был представлен 3 сентября, недоступен для ознакомления (отсутствует?). При этом Верховная Рада признала утратившим силу собственное постановление о принятии проекта Налогового кодекса за основу.
Кабмин должен подать в парламент новый проект, в котором учтены результаты всенародного обсуждения. Но “всенародно обсуждался” проект, текст которого существенно отличается от текста, принятого за основу.
На этом фоне общественность продолжает обсуждать отсутствующий текст проекта, а в министерствах и ведомствах рождаются варианты уточнений и изменений к недоступному для ознакомления документу.
Такая ситуация весьма некомфортна, а процесс работы над столь важным документом, мягко говоря, требует более качественной организации. Под стать уровню организации процесса и содержание предлагаемых изменений.
“Шаг вперед — два назад” — это о них. Похоже, нормы проекта, в отношении которых авторы испытывали сомнения, решено просто заменить положениями действующего законодательства (налог на прибыль — яркий пример).
Ограничения и просто запреты на отнесение в расходы всевозможных затрат (тот же налог на прибыль) — добавлены или ужесточены (в их числе запрет относить в расходы роялти, оплату консультационных, инжиниринговых услуг, приобретаемых у нерезидентов, ограничения на отнесение в расходы страховых премий, а также приобретений у единоналожников).
Некоторые ранее предложенные новшества, вроде запрета на уплату консолидированного налога на прибыль, изъяты (хотя не следует терять бдительность — необходимо внимательно следить за возможными изменениями).
В общем, с нетерпением ожидаем появления “бестселлера” в виде окончательной (насколько это возможно) редакции проекта.
Критерии отнесения субъектов хозяйствования к таковым, прибыль которых не подлежит обложению налогом по нулевой ставке (для новосозданных предприятий)
Субъекты, занимающиеся видами деятельности, облагаемыми сбором за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (торговля, услуги, обмен валют, развлечения. — Ред.).
Субъекты, занимающиеся производством продукции из давальческого сырья, экспортом, импортом, в том числе торговлей подакцизной продукцией.
Субъекты, учредителями которых являются связанные лица действующих субъектов хозяйствования.
Субъекты, учредителями которых являются лица, которые в какой-либо период за последние два года перед регистрацией такого субъекта были связанными лицами ликвидированных субъектов хозяйствования.
Критерии, которым должны соответствовать плательщики, для получения права на автоматическое возмещение НДС
Плательщик находится по месту регистрации и не пребывает в состоянии прекращения (по добровольному решению или решению суда).
Численность работников, которые пребывают в трудовых отношениях с плательщиком, превышает 10 человек в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов).
Зарплата всех работников превышает минимальную в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов).
Плательщик имеет основные фонды для ведения задекларированной деятельности (отношение
амортизационных отчислений к валовым расходам выше среднего по отрасли).
Плательщик осуществляет операции, к которым применяется нулевая ставка (удельный вес которых на протяжении предыдущих 12 месяцев совокупно составляет не менее 50% общего объема поставок).
Уровень налоговой отдачи по налогу на прибыль выше среднего по отрасли в каждом из последних четырех кварталов.
Не существует расхождений между налоговым кредитом и налоговыми обязательствами плательщика и его контрагентов; поставщиками являются исключительно предприятия реального сектора экономики.
Условия налогообложения недвижимости
Объект — жилая недвижимость.
База — общая площадь отдельно по каждому объекту.
Ставка:
1) 0 грн. за 1 кв.м недвижимости:
– в городах — из расчета 40 кв.м на одно зарегистрированное в объекте жилой недвижимости лицо, но не менее 100 кв.м за один объект;
– в селах — из расчета 40 кв.м на одно зарегистрированное в объекте жилой недвижимости лицо, но не менее 200 кв.м за один объект;
2) 10 грн. за 1 кв.м площади, превышающей указанную в п.“а”.
Коэффициент, устанавливаемый местными властями, — 0,5-1,5 в зависимости от места расположения объекта и его технического состояния.
Налоговый период — год.
Основные новшества в новой редакции проекта Налогового кодекса
Общие положения и администрирование
Отменена обязанность плательщика платить обжалуемую сумму доначисленного денежного обязательства.
Не предусмотрена обязательность согласия плательщика на проведение документальной невыездной проверки.
Отменено ограничение на проведение контрольных выездных проверок не чаще одного раза в месяц.
С 5% до 10% увеличен размер штрафа при неначислении плательщиком штрафа в случае уточнения налоговой отчетности.
Налог на прибыль
Запрещено относить в состав расходов затраты на приобретение товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физлица-“единоналожника”.
Запрещено относить в состав расходов затраты на приобретение услуг консалтинга, маркетинга, рекламы и инжиниринга у нерезидентов.
Запрещено относить в состав расходов начисление роялти в пользу нерезидентов; физлиц или юрлиц, которые освобождены от уплаты налога на прибыль или уплачивают его не по основной ставке; лиц, которые уплачивает налог в составе других налогов.
Предусмотрено поэтапное снижение ставки налога до 16% (см. “Этапы…”).
Не предусмотрена “пофилиальная” уплата налога; предусмотрена возможность консолидированной уплаты с перечислением средств по местонахождению филиалов пропорционально доле их расходов в общих расходах.
Определены понятия “балансовая стоимость иностранной валюты” и “стоимость иностранной валюты на дату осуществления операции”.
Предусмотрена нулевая ставка налогообложения (согласно перечню видов экономической деятельности, определенному Кабмином) до 01.01.16 г. для плательщиков, которые на протяжении трех лет подряд декларировали объем доходов, не превышающий 3 млн грн., и количество работников у которых не превышало за этот период 10 лиц; средства, освобожденные в связи с использованием льготы, направляются на обновление материально-технической базы.
Предусмотрена нулевая ставка налогообложения до 01.01.16 г. для новосозданных субъектов хозяйствования — юрлиц,
инвестировавших более 5 млн грн. (распространяется не на все виды деятельности; см. “Критерии отнесения…”).
Налог на доходы физлиц
Предусмотрено обложение по ставке 5% процентного дохода по банковским вкладам (кроме “зарплатных” проектов и т.п.), а также вкладам в кредитных союзах в случаях, когда сумма получаемого процентного дохода превышает две минимальные зарплаты на начало года в месяц (в условиях текущего года — 1738 грн. в месяц, или 10428 грн. в год. — Ред.).
Предусмотрена малопрогрессивная шкала налогообложения — по ставке 17% предлагается облагать месячный доход, превышающий в 10 раз размер минимальной зарплаты на начало года (в текущем году — 8690 грн. — Ред.).
Предусмотрена отмена фиксированного налога.
НДС
Предусмотрено ежегодное определение Кабмином перечня основных фондов, которые не производятся в Украине и при импорте которых может выдаваться налоговый вексель.
Исключены из объектов налогообложения консультационные, инжиниринговые, консалтинговые, адвокатские, бухгалтерские и прочие подобные услуги, а также услуги по обработке данных и предоставлению информации.
Исключены из перечня операций, освобожденных от налогообложения, операции по поставке лекарственных средств, а также медицинских изделий согласно перечню, утвержденному Кабмином.
Включены в перечень освобождаемых от налогообложения операции по поставке металлолома, зерновых культур и древесины.
Предусмотрено введение автоматического возмещения НДС на основе камеральных проверок для плательщиков, соответствующих определенным Кодексом критериям (см. “Критерии…”).
Предусмотрена возможность оформления налоговых векселей при импорте для плательщиков, подпадающих под автоматическое возмещение НДС.
Акцизный налог
Ставки акцизов на алкоголь и табак определены с учетом индексации, проведенной в июле 2010 г.
Ставка акциза на бензин повышена с EUR132 до EUR175 за 1 т в качестве компенсации частичной отмены налога на транспортные средства.
Налог на транспортные средства
Предусмотрена отмена уплаты налога при прохождении техосмотра (оставлена лишь уплата при регистрации и перерегистрации транспортного средства).
Местные налоги и сборы
Предусмотрена отмена налога с рекламы.
Предусмотрено введение налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (см. “Условия…”).
Специальные налоговые режимы
Предусмотрена отмена “упрощенки” для юрлиц.
Введены новые критерии перехода на “упрощенку” для физлиц: оборот — 300 тыс.грн., не более двух работников; занятие одним или несколькими из восьми видов деятельности с рядом ограничений (см. “Разрешенные…”).
Определена ставка налога в размере 200-600 грн. для Киева, Севастополя и областных центров, 20-200 грн. — для остальных населенных пунктов, для лиц, осуществляющих деятельность в сфере информатизации, ставка 5% дохода, но не менее 1200 грн.
Предусмотрено, что при превышении товарными остатками на складе порогового значения для оборота плательщик переходит на общую систему налогообложения и ему запрещается переходить на “упрощенку” в течение года.
Предусмотрен отказ от специального режима налогообложения для субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты на основе энергосберегающих, экологически приемлемых и высоких технологий.
Заключительные и переходные положения
Определено, что ставка НДС до 01.01.14 г. составит 20%, после — 17%.
Предусмотрено освобождение от налогообложения на 10 лет прибыли гостиниц (введенных в строй до 01.09.12 г.) и предприятий легкой промышленности.
Предусмотрена отмена “упрощенки” и специального режима налогообложения для технопарков с 01.01.16 г.
Предусмотрено распространение применения РРО почти для всех торговых операций.
Предусмотрены максимально допустимые, согласно обязательствам перед ВТО, ставки ввозных пошлин при импорте секонд-хенда.