Зачем нам Минпромполитики?

Чем занято это министерство? Каково его влияние на политику государства в промышленной сфере? И есть ли оно, это влияние? Есть ли вообще эта политика?

Сколько десятков (сотен?) чиновников трудятся здесь? Где плоды их деятельности? Такие вопросы, естественно, возникают у каждого работника промышленности, занятого конкретным практическим делом.

Да, наше предприятие — довольно крупный машиностроительный завод — на протяжении ряда лет пользуется вниманием со стороны Минпромполитики. Но оно выражается преимущественно в форме писем, анкет, запросов, требований и указаний представить ту или иную информацию.

Надо сказать, составляются эти запросы, таблицы и «формы» часто с размахом и выдумкой. Еще не так давно это были требования представить предложения по внедрению «прорывных технологий», новых материалов и оборудования в связи с разработкой… нет, не программы развития этих самых технологий на 2010—2015 гг., а только еще концепции этой программы. Концепция — и та еще отсутствует. А министерство есть.

«Прорывные технологии»! Какие знакомые слова. Так и вспоминается «Украинский прорыв» и прочие химеры «оранжевых» времен. А уж какая срочность! На разработку всех материалов заводу было дано 6 дней. Казалось бы, очевидно, что разработка предложений к рассмотрению, тем более для включения в серьезную — государственную! — научно-техническую программу требует немножко больше времени. Ведь здесь необходимы предварительная глубокая проработка, анализ, консультации и согласования между конструкторской и технологической службами, другими структурными подразделениями предприятия.

Понятно, что Ю. Тимошенко лихорадочно искала пути спасения, но какова же роль Минпромполитики в такой деятельности? А ведь подобная программа действительно нужна стране. Где же эта программа? Где хотя бы ее концепция? Где эти технологии?

Но вот ветер начал меняться, и уже 10 декабря прошлого года предприятиям и организациям рассылается предписание дать предложения по украинско-российскому сотрудничеству. Ну тут, казалось бы, дают время подумать: предложения следует представить до 25 января. Только не успели предприятия вздохнуть — из министерства разъяснение: ошибочка вышла, не к 25 января, а к 25 декабря!

Вы, дорогой читатель, видели где-нибудь, как реализуются все эти предложения? Все знают о Харьковских соглашениях и многом другом, но при чем тут Минпромполитики?

Завод постоянно предлагает, настаивает, аргументирует, обосновывает соображениями экономики и безопасности необходимость издания стандартов и других нормативных документов не только на украинском, но и на русском языке, обращается в Минпромполитики по служебным каналам, а также в СМИ («2000», 10.07.2009, F4, материал «Стандартный тупик») — министерство хранит молчание. Ну не в вашей это власти, возможно, так хотя бы выразите позицию, поддержите промпредприятия юга и востока страны, в которых заключена ее (Украины) индустриальная мощь! Ничего подобного.

Напротив, департамент литейного производства нам с радостью сообщает, что (наконец-то!) отменены межгосударственные стандарты на стальные и чугунные отливки, а вместо них введены свои, украинские, на «Державній мові» (так и пишут — с заглавной буквы). Кто-нибудь в министерстве подумал, что поставки нашей продукции в Россию, Беларусь и другие страны СНГ легче, проще и дешевле осуществлять при наличии единой нормативной базы, а не по разным документам, которые еще надо согласовывать между собой? А о том, что эти стандарты действуют с 1 августа, на их на заводе никто и в глаза не видел (а уплатить за них пришлось, и не такие уже маленькие деньги)?

Если уж Минпромполитики так озабочено вопросами украинско-российского сотрудничества, то давно пора прислушаться к нашим предложениям, оформлять заявки на изобретения и промышленные образцы не только на украинском, но обязательно и на русском языке. Это резко ускорит оформление патентных материалов, облегчит патентование отечественных технических достижений в России и других странах — не только, кстати, СНГ.

Не способствует ли на самом деле Минпромполитики определенной политике, только уж никак не промышленной?

Но мы говорили о письмах, анкетах, запросах. Вот только несколько примеров.

21 января 2008 г. — ежеквартально представлять информацию о дружбе, т. е., простите, о торговле с Китаем.

11 ноября 2008 г. — дать информацию «об экономических последствиях участия Украины в СНГ, о положительных и отрицательных (объективно, не правда ли? — Авт.) последствиях работы предприятия в рамках СНГ».

Ну это не по собственной инициативе, это по поручению вице-премьер-министра Немыри, простим министерству такой запрос. Возможно, вице-премьер-министр и в самом деле не мог понять, выгодно ли нам поставлять свою продукцию в страны СНГ.

29 января 2010 г. — к 3 февраля представить предложения, а также перечислить трудные вопросы в отношениях с Турцией (никаких отношений нет и не было).

25 марта 2010 г. — к 26 марта (!) представить сведения об объемах поставок, контрактах, номенклатуре поставок, сложных вопросах в отношениях с Беларусью, а также предложения по активизации отношений с ней.

В тот же день — к 29 марта дать информацию о расширении связей со странами Балканского региона.

29 марта — к 30 марта (!) представить… в общем, все то же самое… с Россией (до того не выяснили!).

31 марта — ко 2 апреля представить… с Казахстаном. И т. д. и т. п.

Может быть, все это и нужно — планировать различные форумы, совещания, «круглые столы» и прочее, но как это относится к промышленной политике? К машиностроению? К металлургии? Возможно, это ближе к экономике? К статистике?

Но разве у нас нет Министерства экономики? Госкомстата? Министерства иностранных дел, наконец?

Где организация инвестиционных проектов в тяжелой промышленности, в машиностроении, где межотраслевой обмен опытом, где реальное содействие внедрению новых, пусть и не «прорывных», технологий? Где комплексный подход к решению общих проблем в смежных отраслях — взаимосвязанных, взаимозависимых, например, в машиностроении и угольной промышленности, в металлургии и машиностроении и др.?

Или все это есть и развивается, только об этом мы не знаем?

Сколько вопросов, а ответа нет.

А если учесть, что эти письма, анкеты, указания направляются из Минпромполитики еще и областным госадминистрациям, а те в свою очередь требуют сведений (для отправки в Минпромполитики?), то как не вспомнить второй закон Н. Паркинсона: «Чиновники создают работу друг для друга»? (Первый закон Паркинсона гласит: «Количество чиновников не зависит от количества работы и имеет тенденцию к постоянному росту».)

К сожалению, чиновники создают работу не только друг для друга. Те, кто работает на предприятиях и заняты полезной деятельностью — конструкторы, технологи, экономисты, маркетологи, финансисты и другие специалисты, — вынуждены, постоянно отвлекаясь от своих прямых обязанностей, удовлетворять (в переносном и прямом смысле) ненасытный аппетит и обеспечивать благоденствие армии чиновников, заполняя бесконечные формы, таблицы, определяя стоимость и ожидаемый эффект от мероприятий, которые никогда не будут реализованы. Предлагая и обосновывая проекты, которые никто не собирается воплощать в жизнь…

Армия чиновников — это плохо. Но то, что чиновники вовлекают в свою бесплодную суету армию производственников, специалистов, от которых реально зависит развитие страны, — еще хуже.

Вот и ответ на вопрос в заголовке.

И, наверное, не случайно в числе адресатов обращения «2000» к руководителям правительства, министерств и ведомств по поводу статьи академика Е. Ф. Шнюкова (номер от 09.07.2010, «Газа — море! Чем бы зачерпнуть?») не упоминается Министерство промышленной политики. Надо полагать, что и редакцию еженедельника привлекать к решению проблемы Минпромполитики бесполезно.

Так и хочется, обращаясь к премьер-министру, сказать: «Дорогой Николай Янович! Вот вам резервы, вот вам ресурсы: финансовые, материальные, а возможно, и кадровые — ведь есть же, без сомнения, в этом министерстве толковые и грамотные люди. Дайте им полезную работу, а это министерство, ей-богу, лишнее в структуре управления. Не иначе, его создали, чтобы пристроить активистов майдана. Пора бы дать им отдохнуть.

Да, наверное, есть и другие, подобные этому, министерства. Осмотритесь — и вы их, думаю, увидите.

Вы говорите: «Приходится идти на непопулярные меры»…

Но такие меры, как ликвидация ненужных министерств и ведомств, покажутся непопулярными только сонму чиновников, работающих в них. Говорят о сокращении аппарата управления — дела-то нет.

Работники промышленности, люди конкретного дела, производственники, те, кто создает реальные ценности, ждут от новой власти быстрых и, если надо, жестких мер».

А. ЯНОВСКИЙ

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.