Лесные пожары – последствие неудачного Лесного кодекса ++

Новое законодательство ликвидировало государственную лесную охрану и назначило ответственными за предотвращение лесных пожаров арендаторов лесов и региональные органы власти. По мнению WWF, они не справляются с этой задачей.

Согласно Лесному кодексу, который вступил в силу 1 января 2007 и подвергся активной критике со стороны экологов, «меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов». В лесах, не переданных в аренду, за противопожарную работу отвечают органы власти субъектов РФ.

К числу мер, за которые отвечают арендаторы и региональные власти, относится противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство противопожарных дорог, посадочных площадок для вертолетов, прокладка просек, содержание пожарной техники и запасов горюче-смазочных материалов. «Как правило, такая дорогостоящая деятельность – непосильное бремя для небольших и средних арендаторов, и противопожарное обустройство носит формальный характер», – говорит Николай Шматков, координатор по лесной политике WWF России.

До резкого сокращения финансирования в 90-е годы и принятия нового Лесного кодекса, борьба с пожарами была одной из основных задач государственной лесной охраны, рассказывает Николай Шматков. В каждом лесхозе лесники обходили свои участки леса, ведя профилактическую работу по предотвращению пожаров. Действовали система наблюдательных пунктов и вышек для выявления пожаров на ранних стадиях, когда их еще можно быстро потушить, был штат сотрудников, специально обученных тушить лесные пожары, со специальным оборудованием для пожаротушения и экипировкой.

WWF отмечает еще несколько факторов, вызвавших пожары. Одна из причин торфяных пожаров – это массовое осушение болот в советское время под строительство дач, а также для добычи торфа в качестве топлива для получения электроэнергии и производства удобрений. Торф, который остается на месте болота, легко воспламеняется и может гореть очень долго, потому что количество воздуха в сухом торфе достаточно, чтобы он тлел изнутри даже на большой глубине, где его трудно потушить. Эффективные меры по борьбе с торфяными пожарами, по мнению WWF – это выявление пожаров на ранних стадиях и рекультивация заброшенных мест добычи торфа для восстановления болот. Помимо противопожарного эффекта, эта мера позволит решить ряд других важных экологических проблем. Болота важны для сохранения биологического разнообразия, так как являются местом гнездования десятков видов птиц и обитания многих редких растений, в том числе, орхидей, и выполняют важную функцию по регулированию водного баланса.

По мнению WWF, рост числа пожаров также связан с глобальным изменением климата. По данным Росгидромета, за последние 15 лет число опасных гидрометеорологических явлений, к которым относятся продолжительные периоды жаркой и засушливой погоды, создающей условия для катастрофических пожаров, выросло в 2 раза.

По сообщению Министерства чрезвычайных ситуаций, общее число погибших из-за природных пожаров в центральной России и Поволжье составило 34 человека. В настоящее время на территории России действует около 7 тыс. очагов природных пожаров. Чрезвычайная пожарная обстановка сохраняется в 14 регионах России. Некоторые населенные пункты в них полностью уничтожены огнем.

И ещё пару статей на туже тему. М.П

Почему горит Россия
"Огненный шторм" лежит на совести разработчиков Лесного кодекса

02 августа, 00:55 | Наталья СЕРОВА

Жизнь в ряде регионов европейской части России уже превратилась в ад. Горят торфяники и леса, огонь уничтожает поселки и уже подбирается к городам: Рязани, Воронежу, Арзамасу. Число сгоревших домов, пострадавших и погибших людей растет с каждым часом. Президент проводит совещания, премьер общается с народом, обещая компенсации, в разы превосходящие положенные по закону. Проснулись губернаторы и главы муниципальных образований, к тушению пожаров подключена армия. Страну захлестывает чрезвычайщина.

Но поздно: при температуре под сорок градусов деревья превратились в сухостой, а ветер разносит огонь со скоростью 100 метров в секунду. О том, чтобы локализовать очаги возгорания, речь уже не идет. Технических и человеческих ресурсов не хватает. В некоторых населенных пунктах люди вынуждены бороться с огнем своими силами. Все это порождает вопросы, которые не снять никакими компенсациями, тем более, что при таких масштабах бедствия элементарная помощь может разорить бюджет. К тому же уже начинаются разговора о том, что выделенные федеральной властью деньги распилят на местах. Это все привычно.

Но есть главный вопрос: как допустили подобное? В начале июля, когда торф уже тлел, леса горели, но не так сильно, заместитель руководителя Рослесхоза В.Ф.Чикалюка и начальник управления охраны и защиты лесов Рослесхоза А.А. Ермоленко провели пресс-конференцию на тему "Почему горят леса России? ". Ответ лежит на поверхности. Потому что нет единой системы мониторинга и тушения лесных пожаров. Цена вопроса, по оценкам специалистов, колеблется в пределах 20-30 млрд. рублей. Деньги немалые, но это смотря с чем сравнивать. По словам Чикалюка, ежегодный ущерб от лесных пожаров в среднем составляет около 30-40 миллиардов рублей. Т.е. на создание эффективной, единой в масштабах страны системы охраны лесов нужно меньше средств, чем страна теряла ежегодно в сравнительно спокойные годы. Какими финансовыми потерями обернется нынешнее бедствие, руководство Рослесхоза пока не подсчитало, но уже понятно, что ущерб будет в десятки раз больше.

Такая невеселая арифметика. Но не стоит сводить все к чисто экономическим выкладкам, потому что нынешняя ситуация – это не только экономика, но и политика. Это было политическое решение – размазать ответственность за охрану и использование лесов между федеральными, региональными и муниципальными органами. И сделать это так запутанно и невнятно, что даже квалифицированные юристы часто не в состоянии ответить, кто именно отвечает за то или иное направление использования или охраны лесов. Эти новые правила были заложены в Лесном кодексе, который со скандалами принимался в 2006 году и вступил в действие с 1 января 2007 года. Потом в него несколько раз вносились поправки, но сути они не изменили. На первый взгляд новая система ответственности выглядит достаточно стройно и убедительно. В разделе "Общие положения об охране и о защите лесов" сказано, что "леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения" и пр. (ст. 52. п.1). Далее уточняется, что "охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса" (ст.52.п.2). А дальше начинается настоящий цирк. В статье 81 сказано, что Федеральные органы "устанавливают правила" использования лесов для переработки древесины, охраны, защиты, воспроизводства лесов и регламентируют все прочую деятельность.

Субъекты РФ наделены более конкретными полномочиями: "владение, пользование, распоряжение лесными участками", "установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка" и еще много пунктов, описывающих, за что устанавливают плату региональные органы (ст.82). В то же время, органам государственной власти субъектов РФ передаются полномочия на "разработку и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов" и "организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров) " (ст. 83).

Что касается органов местного самоуправления, то они наделены полномочиями на "владение, пользование, распоряжение такими лесными участками" (ст. 84. п.1). Кроме того, "органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов" (ст. 84.п.2). Т.е. по факту вообще невозможно понять, кто за что отвечает. Система эта породила немало скандалов, связанных с использованием леса, и, как отмечают эксперты, именно под задачи использования лесных ресурсов она и создавалась. А это, между прочим, пример коррупции, сработавшей еще на стадии подготовки и принятия закона, и чтобы обнаружить коррупционную составляющую нет нужды создавать специальные антикоррупционные органы и принимать программу борьбы с коррупцией, тем более, что имена заинтересованных лиц охотно склоняются в кулуарах.

Пока речь шла об использовании лесных ресурсов, картина напоминала ситуацию, сложившуюся после принятия Жилищного кодекса, в котором защита права собственника выходила за пределы здравого смысла. В подобных случаях можно судиться, менять границы отданных под вырубку участков и пр. Но огонь не знает границ регионов и муниципальных образований. Он двигается по верхушкам деревьев и даже перелетает через водоемы. И это не является новостью последних дней. Именно поэтому до недавнего времени охраной лесов как от незаконного использования, так и от пожаров занималась единая система лесхозов. Но она была упразднена с ведением в действие нового Лесного кодекса.

Понятно, что это было сделано для того, чтобы вопросы использования лесных ресурсов можно было решать в кабинетах региональных, федеральных или муниципальных руководителей. Это называется "рынок по-русски". Но одновременно была уничтожена система отслеживания очагов пожаров и возможность комплексной борьбы с огнем в масштабах страны. При этом даже в тех случаях, когда федеральный центр мог бы оказать своевременную помощь, региональные руководители предпочитают умалчивать о проблемах, чтобы не пускать в свою вотчину чужих. Известно, например, что губернатор Нижегородской области отказался от помощи, предложенной правительством, а через несколько дней ситуация вообще вышла из-под контроля, и в регион примчался Путин. И все это потому, что в стране нет ведомства, отвечающего за профилактику и тушение пожаров на природных территориях. МЧС делает это применительно к населенным пунктам, там есть отдельный департамент, Государственный противопожарный надзор (ГПН). А за лес и торфяники отвечают на местах. И результат налицо.

Понятно, что рано или поздно начнутся дожди, наступит зима, и пожары прекратятся. Но рассчитывать на то, что неизбежный разбор полетов не ограничится зачисткой руководителей среднего звена, не приходится. Проводя совещания в Нижегородской области, Путин предложил подавать в отставку не справившимся со стихийным бедствием главам муниципалитетов, и этим определил направление "главного удара". Ему уже вторит губернатор Московской области Громов, возложивший персональную ответственность за тушение и предотвращение лесных пожаров на глав муниципалитетов. Разумеется, нерадивых руководителей нужно гнать. Но этого мало. Сегодня уже понятно, что проблема носит системный характер, и корни ее нужно искать в реформах последнего десятилетия, в Лесном кодексе и среди тех, кто продавливал его принятие.

Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2010/08/02/911678.shtml

Почему горят леса
 

 

В стране бушуют лесные пожары. Последние новости напоминают военные сводки. Столько-то гектаров выгорело, столько-то домов уничтожено. Столько-то людей погибло. И цифры с каждым днем все растут. Растет и сума ущерба от пожаров. В чем же причина всей этой чрезвычайщины? В чем причина гибели людей? Вроде бы ответ и не приходится долго искать. Всему виной аномально жаркое лето- температура воздуха выше 35 градусов, а дождей нет. Ну, и, конечно, человеческий фактор. Дескать, ходят люди в лес, жгут костры, поджигают сухую траву, бросают сигареты на хворост. Вот и очаг возгорания. А там ветер раздует пламя – и пошел бушевать лесной пожар. Короче, все просто и ясно. Конечно, все перечисленные причины, как говорится, имеют место. Но давайте копнем чуть глубже. И посмотрим, а кто, собственно говоря, сегодня занимается тушением лесных пожаров? Кто по закону несет ответственность за то, чтобы их не было?

Для этого нам надо заглянуть в Лесной кодекс, который вступил в действие с 2007 года. Напомню, что вокруг проекта этого кодекса шла бурная дискуссия. Эксперты писали, что кодекс в существующем виде принимать никак нельзя. Но приняли.

Кстати, еще в начале июля, когда пожары еще не охватили целые регионы, заместитель Федерального агентства лесного хозяйства -Рослесхоза – Виктор Чикалюк и начальник управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Алексей Ермоленко провели пресс-конференцию на тему «Почему горят леса России?». и ответили так: Потому что нет единой системы мониторинга и тушения лесных пожаров. А ведь раньше была. Была именно такая система. Но все это было до введения в действие Лесного кодекса.

Самое главное, что кодекс принимался вовсе не для того, чтобы рачительно использовать лесные богатства, а чтобы быстро «срубить бабло». То есть новая система создавалась именно под хищническую эксплуатацию леса. Защита прав собственников лесных ресурсов – главное. А все остальное – не существенно. Кроме того, Федеральный Центр все обязанности по охране леса в том числе и от пожара скинул на места: на регионы, муниципалитеты и на арендаторов лесных участков. А теперь скажите, зачем арендатору думать про какую- то там антипожарную охрану? Другое дело, что пожар не знает границ и спокойно сжигает до тла соседние участки и целые соседние области. Типична ситуация, когда, скажем, горит Хабаровский край, а Амурская область не горит, пожарные Хабаровского края, работают на пределе. Но Амурская область не может перебросить соседям свои пожарные подразделения.

Вероятно, кто-то скажет, что у нас есть МЧС. Но, господа, МЧС не отвечает за лес! В ведение МЧС население и населенные защита населения и населенных пунктов. Сейчас вот к тушению пожаров собираются привлечь военнослужащих и сотрудников МВД. В минувшие выходные к борьбе с огнем были подключены более 1 тыс. сотрудников МВД и 1 тыс. военнослужащих Минобороны. В тушении пламени принимают активное участие жители районов, находящихся в опасной зоне. В Татарстане пошли на беспрецедентные меры: для патрулирования лесов были мобилизованы все жители республики, отслужившие в вооруженных силах.

Но никто пока не заявил, что надо вернуться к прежней, хорошо отлаженной и действенной системе. Никто не сказал, что необходимо признать нынешний Лесной кодекс негодным и разработать новый.

Итак, что же мы имеем сегодня в соответствии с Лесным кодексом ?

А то, что в России отсутствует государственная лесная охраны. Леса, по сути, бесхозны. Чем, кстати пользуются многочисленные лесонарушители, в том чиле и «черные лесорубы». Нет у нас и эффективной системы борьбы с лесными пожарами. А потому страна и оказалась не готова к сезону лесных пожаров. Кроме того, налицо коллапс системы финансирования лесного хозяйства, задержка перечисления субвенций на осуществление переданных субъектам РФ полномочий в области лесных отношений. Лесной кодекс ликвидировал наземную лесную охрану, «государево око» в лесах исчезло. У понятия «охрана лесов» нет правовой определенности.

В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса, на арендаторов участков лесного фонда

возлагается:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и

содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов,

вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

В соответствии с этой же статьей, мониторинг пожарной опасности в лесах, разработка планов тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах не возлагаются на арендаторов.

В соответствии со ст. 83, охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров – функция

органов управления лесами в субъектах РФ (кроме Московской области).

Для тех, кто не знает. В России была одна из лучших в мире Авиалесоохрана. Она была создана в июле 1931 года. Несмотря на многие проблемы, авиационная охрана оставалась единой централизованной структурой, обеспечивающей тушение лесных пожаров на труднодоступной территории лесного фонда страны. Но, повторю, начиная с 2007 года полномочия по охране лесов в полном объёме переданы субъектам Российской Федерации. Базы авиационной охраны лесов – филиалы ФГУ «Авиалесоохрана» – ликвидированы. Вместо них в субъектах организованы государственные учреждения по авиационной охране лесов. Но у них нет ни нужного количества авиатехники, ни достаточного количества кадров. И денег тоже нет. конечно, субъекты разрабатывают свои варианты функционирования авиалесоохраны, но целостность некогда централизованной системы нарушена.

Кстати, то, что ситуация в этом году будет пожароопасной, было ясно уже весной.

19 апреля в Рослесхозе под председательством заместителя руководителя В.Н. Маслякова прошло совещание «Итоги подготовки к пожароопасному сезону 2010 года в субъектах Российской Федерации»

на совещании отмечалось, что во многих регионах подготовительные работы выполнены не в полном объеме. В ряде случаев недостаточно укомплектованы средствами пожаротушения арендаторы лесных участков, отмечены случаи неготовности ПХС, лесопожарной техники и оборудования, не утверждены в полном объеме оперативные планы по тушению лесных пожаров. Была отмечена необходимость обновления парка противопожарной техники. Но при этом выступавшие руководители лесных ведомств субъектов Российской Федерации доложили о принятых мерах по профилактике и тушению лесных пожаров, и о готовности к пожароопасному сезону имеющихся лесопожарных подразделений. Вот так! Теперь-то мы видим и «профилактику» и «готовность».

Финансовый Контроль Сегодня, 2.08.2010

http://fcnow.ru/?p=548

© WWF России / Константин Кобяков

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.