Авторы поднимают очень серьезную проблему. Чтобы решить её надо согласовано менять земельное и лесное законодательство. Действующая редакция Лесного Кодекса, – это изначально временный документ, в котором, на мой взгляд, масса ошибок, пробелов и положений, допускающих возможность различного толкования. В полной мере они проявятся в том случае, если в стране начнуться серьезные реформы, предполагающие создание земельного рынка (условием этого является наличие нормального Земельного Кадастра) и отделение бизнеса от власти. М.П.
Известно, что органы местного самоуправления не могут устанавливать свои правила и порядки, они только реализуют полномочия, обусловленные органами государственной власти через постановления правительства. Также известно, что в июле 1997 года Украина ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления и в кратчайшие сроки достигла уровня, при котором, к примеру, областной совет Волыни в некоторых отношениях отделился от государства, как церковь.
ЗАКОН ИЛИ ХАРАКИРИ?
Лесной кодекс Украины гласит, что земельные участки лесного фонда Украины являются собственностью государства и предоставлены в постоянное пользование государственным лесохозяйственным предприятиям, подчиненным Госкомлесу, Минагрополитики и Минобороны Украины. Часть участков, пользование которыми после реформирования аграрного сектора экономики юридически не оформлено, числятся в землях запаса и тоже являются государственной собственностью. Размежевание земель государственной и коммунальной собственности в Украине пребывает на начальной стадии проведения.
Именно это стало толчком к борьбе за владение бесхозными лесами, принадлежавшими в прошлом коллективным сельскохозяйственным предприятиям (колхозам). Перед автором – "Выводы юридического отдела областного совета по передаче в коммунальную собственность лесов бывшего частного арендного сельскохозяйственного предприятия (ЧАСП) "Колос" Гороховского района от 16.09. 2009 г. и обращение сессии Старовыжевского районного совета от 17.10.2008 г. №21-2 о несоответствии и незаконности передачи государственному предприятию "Старовыжевское лесное хозяйство" 11915,7 га земли лесного фонда".
Хотя тут следует вспомнить, что постановлением Кабмина Украины №273 от 13.03.2006 г. была предусмотрена передача лесов других пользователей лесохозяйственным предприятиям, относящимся к сфере управления Государственного комитета лесного хозяйства (ГКЛХ). Казалось бы, при наличии документа такого важного ведомства дальнейшие разговоры о других собственниках бесхозного леса исключаются. Ан нет! На Волыни издают свои законы. В июне 2006 года было принято решение о создании Волынского специализированного коммунального межхозяйственного предприятия "Волыньоблагролес".
Эта структура взяла на себя полномочия распоряжаться 27 проц. земель государственного лесного фонда области. Материальная база нового владельца лесных ресурсов ограничивается комнатой в здании местного АПК, столом и телефоном. Учитывая нынешнее состояние АПК региона, сравнимое с началом ХХ столетия, нетрудно догадаться, что произойдет с бывшими колхозными лесами, которые продолжают оставаться бесхозными уже на протяжении полутора десятка лет! И происходит это лишь по одной причине: что для оппозиции местной власти и для области в целом хорошо, то для депутатского большинства – смерть.
Согласно ст. 327 Гражданского кодекса Украины, коммунальной собственностью является имущество, принадлежащее территориальной общине. Гороховский районный совет выдвигает требование о передаче леса в коммунальную собственность района. Но законодательством не предусмотрено такое понятие, как "коммунальная собственность района" и "лес без земли" как отдельная категория. Объектами земельных лесных отношений являются лесные земельные участки с определенными границами (ст. 2 Земельного кодекса Украины и ст.ст. 1, 2 Лесного кодекса Украины). Ст. 43 Закона Украины "О местном самоуправлении" в вопросах, которые решаются районными и областными советами исключительно на их пленарных заседаниях, не предусматривает изъятия земель государственной собственности.
В нашем случае с ЧАСП "Колос" и другими бывшими колхозными лесами района возможность передачи земель лесного фонда в коммунальную собственность отсутствует: указанные земельные участки расположены вне границ населенных пунктов. Закон Украины "О размежевании земель государственной и коммунальной собственности" (ст. 6) относит земли лесного фонда за чертой населенных пунктов к землям государственной собственности, которые в коммунальную собственность передаваться не могут.
Специализированным коммунальным лесохозяйственным предприятиям, а также другим учреждениям и предприятиям, внутри которых созданы лесохозяйственные подразделения, решением органов местного самоуправления по согласованию с территориальными органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и вопросам охраны окружающей среды лес предоставляется в постоянное пользование для ведения лесного хозяйства исключительно на землях коммунальной собственности. (ст. 17 Лесного кодекса Украины).
Отделом юридического обеспечения не изучено распоряжение Гороховской районной государственной администрации от 12.02.2008 г. №52 "О передаче под охрану государственному предприятию "Гороховское лесоохотничье хозяйство" земельных участков под лесом и молодого леса на землях запаса и резервного фонда, на которых проведено залеснение в 2006-2007 гг.". Причиной принятия районной администрацией такого решения стали значительные нарушения природного законодательства на этих участках леса, отсутствие охраны лесных массивов, наличие самовольных вырубок, бесхозяйственность в этом отношении органов местного самоуправления.
ЛАКЕИ И РЕЙТИНГИ
Другая сторона проблемы состоит в том, что при полном коллапсе всей вертикали власти на местах бурно расцвело местное самоуправство (не путать с самоуправлением!), направленное против людей, против разума. В области уже на протяжении нескольких лет идет жесткая борьба между исполнительной и представительской ветвями власти за владение охотничьими угодьями.
Если первая хочет оставить их в государственной собственности, то вторая выступает за передачу на правах долгосрочной аренды местным "князьям", мечтающим ужинать лосиной, кабаниной и зайчатиной. Это прямой путь к истреблению местной фауны и, судя по всему, желание остаться с одними воробьями. "Князьки" будут здесь устраивать охоту брежневских времен, когда престарелый член номенклатуры щурит подслеповатый глаз и трясущимися руками нажимает на курок. А лакеи тем временем выносят к его ногам заранее приготовленную и спрятанную в кустах тушу зверя…
Есть две технологии политики: "технология цели" и "технология врага". По "технологии цели" может управлять сильная и умная власть, тогда как по "технологии врага" – слабая и деградировавшая. Потому что правильно сформулировать цель намного сложнее, нежели придумать врага. Отсюда вопросы: способна ли представительская власть региона принимать решения в пользу людей, соблюдая государственные законы, или сама, заодно со своим невежественным чиновничеством, поступает в строгом соответствии с законами дикого рынка? Можно ли убедить лакеев, предполагающих наличие господина и выносящих ночные горшки, что кроме этих горшков существует еще сфера духа, ответственность, честь и долг? Вероятно, нет. Они в это никогда не поверят и всегда будут ссылаться на собственные рейтинги. Тем и опасна власть лакеев-ортодоксов, считающих, что в этом мире ничего лучшего, кроме лакейства, не существует.
Сегодня уже совершенно ясно, что клуб местных микроолигархов не стал и не намерен становиться субъектом политической ответственности: он воспринимает свою роль в политико-экономической системе как паразитически-распределительную, никак не связывая ее с решением социально-экономических проблем области.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ: КТО ЭТО ОСТАНОВИТ?
"Лес – наше богатство!". Сегодня этот советский лозунг воспринимается уже по-другому: на примере экс-депутата Лозинского мы убедились, что под словом "наше" может подразумеваться богатство не народа, а некоторых его "слуг". К сожалению, "вирусом Лозинского" поражены не только поместные "князья" и не только БЮТ…
Примером может послужить ответ и. о. начальника Волынского областного управления Госкомлесхоза Анатолия Гетьманчука на "лесной" вопрос корреспондента "СН" по поводу законности создания "Волыньоблагролеса". Как утверждает Гетьманчук, "данное предприятие было создано без разделения земель государственной и коммунальной собственности, на базе земель лесного фонда, размещенных за пределами населенных пунктов".
Увы, помешать этим и другим наполеоновским планам Госкомлесхоз так и не смог (или не захотел?). Но, похоже, что свое решительное "нет" сказала… сама природа: летом 2008 года Западная Украина сильно пострадала из-за ливневых дождей и резкого поднятия уровня воды в реках. В связи с этим появился президентский указ №826/2008 (о ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в шести областях). Опираясь на этот документ, глава Волынской облгосадминистрации поручил рабочей группе (поручение №5571/17/2-08) "изучить состояние ведения лесного хозяйства в агролесных предприятиях и представить предложения относительно целесообразности их подчинения областному управлению лесного и охотничьего хозяйства". Однако, по словам Гетьманчука, "на сегодняшний день данный вопрос не решен"…
Что касается агрофирмы "Колос" (упоминаемой в статье "Чем дальше в лес…"), то "ее лес" передали под охрану государственного предприятия в лице Гороховского лесоохотничьего хозяйства. Такое решение Гороховская райгосадминистрация приняла с целью устранения нарушений природоохранного законодательства. Значит ли, что на этом "лесные" приключения закончились? Увы, ответы Гетьманчука свидетельствуют об обратном: в нынешнем году Гороховский райсовет обратился к главе Волынской облгосадминистрации Романюку с весьма соблазнительным предложением, касающимся создания "районного коммунального специализированного лесопредприятия" (!). Так что продолжение следует…
К сожалению, лесные аппетиты разыгрываются не только на Волыни. Об этом свидетельствует недавнее обращение главы Госкомлесхоза Николая Тимошенко к первому вице-премьеру Александру Турчинову: "Общая площадь земель лесного хозяйства составляет 10,8 млн. га, из них около 68 проц. находится в ведении Госкомлесхоза. 17 проц. – Минагрополитки, 2 проц. – Минобороны, 2 проц. – МЧС, 2 проц. – Минприроды, 1 проц. – Минтранса, 2 проц. – других (ведомств, учреждений), на землях запаса находится 7 проц. лесов"…
Судя по письму г-на Тимошенко, передавать эти 32 проц. земель Госкомлесхозу никто из высоких чиновников не желает. И как же на это отреагировал первый вице-премьер? Предложил главе Госкомлесхоза "рассмотреть и определиться относительно поднятого вопроса… и предоставить Кабинету министров согласованные предложения". Причем предоставить эти предложения Тимошенко должен вместе с теми, на которых он и жаловался – вместе с руководителями Минприроды, Минагрополитики и Минобороны.
К чему приведет этот "пилатовский" жест г-на Турчинова? Стоит ли после этого удивляться, что леса (которые еще недавно считались достоянием всей страны) так быстро превращаются в частные и коммунальные хозяйства с такими же "частными" и "коммунальными" зайцами, косулями, кабанами, как у бютовца Лозинского?.