Продолжаются усилия по смягчению последствий «зеленого законодательства» Европейского союза.

В ноябре Европейский союз добился определенного прогресса, согласовав климатические цели на 2035 и 2040 годы. Эти цели изложены в Парижском соглашении и являются необходимой движущей силой для достижения Европой нулевых выбросов к 2050 году. Впервые Европа согласовала так называемый целевой диапазон, а не конкретную цифру, для целевого показателя сокращения выбросов к 2035 году. Европейский союз представил его с опозданием, пропустив два крайних срока ООН. Эта ситуация, естественно, затруднила для Европейского союза возможность занять позицию на COP30. Следует отметить, что наблюдается тенденция к ослаблению требований европейского «зеленого права», что создает неясную картину будущего климатической и энергетической политики.

Транспорт и автомобилестроение в Европе – к чему приведут эти изменения?

Европейская комиссия представит 10 декабря законы и инициативы по поддержке транспортного сектора, включая пересмотр правил выбросов CO₂ для легковых и грузовых автомобилей. Этот закон уже столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны промышленных компаний и государств-членов. Канцлер Германии Фридрих Мерц призывает приостановить запланированный запрет на производство автомобилей с гибридными двигателями с 2035 года. Предложения также будут включать меры по поддержке производства электромобилей, в том числе реализацию стратегии повышения эффективности батарей и специальный закон, который будет способствовать соблюдению экологических требований к корпоративным автопаркам. Есть информация, что эти инициативы также будут отложены. Следует подчеркнуть, что немецкие автопроизводители и смежные отрасли мобилизуются для замедления «зеленого законодательства», поскольку его быстрое и необдуманное внедрение может фактически разрушить не только автомобильную промышленность Германии, но и оказать крайне негативное воздействие на всю экономику «флагманской страны Европы»…

Европейским электросетям нужны огромные суммы денег.

Европейская комиссия представит 10 декабря так называемый пакет мер по модернизации электросетей, направленный на расширение и модернизацию европейских электросетей, поддержку быстрой электрификации и ускорение выдачи разрешений. Европейские электросети нуждаются в модернизации и цифровизации для интеграции большего количества возобновляемых источников энергии и удовлетворения ожидаемого роста спроса на электроэнергию по мере того, как домохозяйства и предприятия отказываются от ископаемого топлива. Данные показывают, что к 2040 году в распределительные сети Европы потребуется инвестировать 730 миллиардов евро, а в передающие сети — 477 миллиардов евро.

Поддержка европейских «экологически чистых продуктов»

10 декабря Европейская комиссия планирует принять меры по реализации Соглашения о чистой промышленности, направленные на укрепление конкурентоспособности Европы и сокращение выбросов. Ключевым элементом в этой области является специальный Закон об ускорении промышленного развития; он направлен на увеличение спроса на произведенную в Европе «экологически чистую продукцию» путем внедрения критериев устойчивости, жизнестойкости и «Сделано в Европе» в государственные и частные закупки. Предложение поможет ускорить выдачу разрешений на производство стали и декарбонизацию, а также создать маркировку, указывающую на углеродную интенсивность продукции. Эти меры являются частью усилий по укреплению конкурентоспособности европейской промышленности в условиях глобальной конкуренции.

Что было популярно в ноябре?

Согласование целевого показателя на 2035 год.

Европейские государства-члены одобрили целевой показатель сокращения выбросов к 2035 году, предусмотренный Парижским соглашением, до начала COP30. После того, как Европейский союз пропустил два установленных ООН срока, он представил целевой диапазон от 66,25% до 72,5% всего за несколько дней до COP30. Петер Лизе, член крупнейшей группы Европейского парламента, Европейской народной партии (ЕНП), и представитель по вопросам климатической политики, раскритиковал датское председательство и Европейскую комиссию за чрезмерное сосредоточение внимания на целевом показателе в 90% к 2040 году, не продемонстрировав необходимого компромисса для достижения соглашения по целевому показателю на 2035 год. Лизе обвинил Францию ​​и Польшу в затягивании решения. В результате Европе не удалось достичь дипломатического соглашения до COP30.

Климатическая цель на 2040 год

Государства-члены ЕС и Европейский парламент согласовали свои позиции по целевому показателю сокращения выбросов в ЕС к 2040 году, что открывает путь к переговорам по окончательному соглашению, которые должны начаться 9 декабря. Обе стороны поддерживают предложенное Комиссией сокращение выбросов на 90% к 2040 году в соответствии с рекомендациями Научного совета ЕС . Однако обе стороны хотят увеличить объем международных углеродных кредитов, которые могут способствовать достижению цели, до 5 процентных пунктов и отложить введение новой цены на углерод для автомобильного транспорта и зданий , что вызвало критику со стороны НПО и групп «зеленого» бизнеса.

**Влияние ETS2 и цен на углеродные выбросы**

Введение новой системы ценообразования на углеродные выбросы для автомобильного транспорта и зданий (ETS2), вероятно, будет отложено из-за политических споров по поводу климатических целей Европы. Как европейские правительства, так и Европейский парламент проголосовали за отсрочку этой схемы, призванной стимулировать сокращение выбросов в двух секторах, имеющих решающее значение для достижения климатических целей. Транспортный сектор является крупнейшим источником выбросов в Европе, при этом автомобильный транспорт составляет значительную его часть. В свою очередь, строительный сектор является крупнейшим потребителем энергии. Представители экологически чистых технологий и экологические организации опасаются, что задержка снизит стимулы к переходу на экологически чистые виды транспорта и отопления, а также может привести к сокращению финансирования Социального климатического фонда — источника средств, предназначенного для защиты беднейших домохозяйств и малых предприятий от последствий введения цен на углеродные выбросы.

О правилах корпоративной устойчивости

13 ноября Европейский парламент проголосовал за смягчение требований европейского законодательства в области корпоративной устойчивости. Было достигнуто соглашение о сокращении сферы действия как Директивы о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (CSRD), так и Директивы о должной осмотрительности в области корпоративной устойчивости (CSDDD), чтобы они распространялись только на крупные компании. Законодатели согласились отменить обязательные планы перехода, которые компании должны были бы разрабатывать для приведения своей деятельности в соответствие с Парижским соглашением. В настоящее время ведутся переговоры с государствами-членами Европейского союза по окончательной версии закона. Последняя встреча по этому вопросу состоялась 8 декабря. Европейский омбудсмен раскритиковал Европейскую комиссию за несоблюдение собственных правил в отношении «основанного на фактических данных, прозрачного и инклюзивного законодательства».

Проблемы COP30, связанные с ископаемым топливом

Все попытки добиться принятия дорожной карты COP30 по поэтапному отказу от ископаемого топлива провалились на климатическом саммите COP30. Европа, хотя и с опозданием, в конечном итоге поддержала эту идею. Задержка была вызвана колебаниями со стороны Италии и Польши. В целом, бразильское председательство на COP30 и более 80 стран поддержали эту меру, в то время как блок во главе с Россией и Саудовской Аравией сумел заблокировать инициативу и предотвратить прямое упоминание ископаемого топлива в итоговом тексте. Переговоры продолжатся за пределами COP, в том числе на конференции, запланированной в Колумбии на апрель 2026 года. COP30 договорилась утроить финансирование адаптации к 2035 году, создать новый фонд для защиты тропических лесов и запустить инициативы, призванные помочь странам реализовать и выполнить свои обязательства. В отчете Carbon Brief перечислены страны, которые выступают против дорожной карты по ископаемому топливу, разработанной Бразилией как председательствующей страной на COP30. В отчете указываются несоответствия и ошибки. В список вошли три европейские страны – Болгария, Чехия и Венгрия. Несмотря на поддержку Европейской комиссией этой инициативы, эти страны, однако, занимают «особую позицию» по данному вопросу.

Запрет на импорт российского газа

Европейские переговорщики 3 декабря договорились о том, что весь импорт российского газа в Европейский Союз будет прекращен не позднее 1 ноября 2027 года. Краткосрочные и долгосрочные контракты на поставку сжиженного природного газа будут запрещены еще раньше. Венгрия намерена оспорить этот план в Европейском суде. И Венгрия, и Словакия полностью зависят от поставок газа по трубопроводам из России, поэтому они выступили против соглашения. Запрет на импорт газа является частью более широкой инициативы по снижению зависимости от российского энергоснабжения после вторжения в Украину.

*  План ЕС по повышению конкурентоспособности и декарбонизации

В условиях высоких цен на энергоносители и жесткой глобальной конкуренции европейская промышленность нуждается в срочной поддержке. Соглашение о чистой промышленности, принятое 26 февраля 2025 года, определяет конкретные действия, направленные на то, чтобы декарбонизация стала движущей силой европейского промышленного роста. Это включает в себя снижение цен на энергоносители, создание высококвалифицированных рабочих мест и обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса. Соглашение предусматривает меры по стимулированию каждого этапа производства, уделяя особое внимание: энергоемким секторам, таким как сталелитейная, металлургическая и химическая промышленность, которые срочно нуждаются в поддержке для сокращения выбросов углерода, перехода к чистой энергии и решения проблем высоких затрат, недобросовестной глобальной конкуренции и сложных нормативных актов; чистым технологиям для секторов, которые являются основой будущей конкурентоспособности и имеют важное значение для промышленной трансформации, экономики замкнутого цикла и декарбонизации. Еще одним элементом соглашения является экономика замкнутого цикла, которая направлена ​​на сокращение отходов и продление срока службы материалов путем содействия переработке, повторному использованию и устойчивому производству. Максимальное использование ограниченных ресурсов ЕС и снижение чрезмерной зависимости от поставщиков из третьих стран имеет важное значение для обеспечения конкурентоспособного и устойчивого рынка. 

В рамках пересмотра Директивы о системе торговли выбросами ( ETS) в 2023 году была создана новая система торговли выбросами под названием ETS2. В отличие от существующей системы торговли выбросами ЕС (EU ETS) , новая система будет охватывать и регулировать выбросы CO₂ от использования топлива в зданиях, автомобильном транспорте и дополнительных секторах (в основном, малых предприятиях, не охваченных существующей EU ETS). ETS2 дополнит другие сектора, охватываемые политикой Европейского зеленого курса , помогая государствам-членам достигать целевых показателей по сокращению выбросов в соответствии с Регламентом о распределении усилий (ESR) . До сих пор сокращение выбросов в этих секторах было недостаточным для достижения ЕС цели климатической нейтральности к 2050 году. Цена на углерод, устанавливаемая ETS2, создаст рыночный стимул для инвестиций в реконструкцию зданий и низкоэмиссионный транспорт. Полное введение в эксплуатацию ETS2 запланировано на 2027 год. 

Залишити перший коментар

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.