Вбивание клина, или взаимоотношения лесников и охотников в Польше

Фото: Урсула Зуберт-Береза

Когда-то почти каждый лесник был охотником, совмещая профессиональные обязанности с увлечением охотой. Сегодня мы наблюдаем явление, когда обязанности этих двух групп любителей природы начинают расходиться.

Несколько лет назад люди, заботящиеся об имидже государственных лесов, решили четко дистанцироваться от сообщества охотников, которые не пользуются особой симпатией в обществе.

Истоки раскола

Мы видели последствия этого недавно, например, когда Польское охотничье общество отмечало своё 100-летие, организуя конференции, концерты и выставки. В то время директора региональных управлений государственных лесов иногда советовали своим сотрудникам не участвовать в подобных мероприятиях. В результате некоторые лесники брали отпуск, чтобы участвовать в региональных юбилейных торжествах без униформы. Это было сигналом о том, что что-то пошло не так. В то время подобные ситуации рассматривались через политическую призму, в надежде, что всё скоро изменится. Невозможно представить себе лесников, не сотрудничающих с охотниками, когда дичь наносила всё больший ущерб лесной среде.

Политическая ситуация в стране изменилась, и Польское охотничье общество (PZŁ) приняло Стратегию устойчивого развития охоты в Польше до 2030 года с перспективой до 2035 года. В этом документе были определены направления сотрудничества, в частности, с Государственным лесным хозяйством, органами местного самоуправления, Министерством национальной обороны и Министерством внутренних дел и администрации. Сотрудничество с лесниками было очевидным, взаимовыгодным и даже необходимым для реализации хозяйственных задач в лесных массивах.

Проблема кафедр

Министерство климата и окружающей среды разработало поправки к Строительному кодексу, требующие получения разрешения на строительство охотничьих угодий. Стремясь усложнить жизнь охотникам, оно предложило расширить определение малой архитектуры, включив в него  объекты, связанные с охотничьим хозяйством и имеющие прочное крепление к земле . Благодаря усилиям Польской охотничьей ассоциации (PZŁ) и поддержке других министерств, таких как Министерство развития и технологий, было доказано, что охотничьи угодья и другие охотничьи сооружения не имеют прочного крепления к земле, и введение такого требования парализовало бы администрацию, ответственную за строительство в Польше. Эта абсурдная идея была отклонена.

К сожалению, удар по охотникам пришёл с другой стороны. В письме от 29 августа 2024 года, адресованном директорам Регионального управления государственных лесов, заместитель генерального директора государственных лесов (RDSF) просил провести тщательный анализ необходимости адаптации задач управления охотой в охотничьих угодьях, находящихся в ведении государственных лесов, к новым вызовам и социальным ожиданиям. По словам директора, эти социальные ожидания включают необходимость ликвидации охотничьих насаждений, расположенных слишком близко к природным заповедникам или, например, вблизи туристических мест. Важным критерием наличия охотничьего насаждения в лесу является его внешний вид и эстетика, гармонирующие с окружающей средой. Поскольку эти критерии не могут быть выполнены, началась ликвидация насаждений, которые существовали до двенадцати лет. То, чего не смогло добиться министерство, сделали сами лесники.

Соглашение

Во время летних каникул 2024 года Польское охотничье общество (PZŁ) начало работу над проектом соглашения между лесниками и охотниками. Этот процесс завершился письмом Генерального директора Государственных лесов от 12 сентября 2024 года,
адресованным Национальному охотнику. К нему прилагался проект соглашения между Генеральным директором Государственных лесов и Председателем правления Польского охотничьего общества о сотрудничестве между Государственными лесами и Польским охотничьим обществом. Это краткое двухстраничное соглашение должно было стать основой для дальнейшего сотрудничества. В документе, среди прочего, определялись совместные задачи по ежегодному учету крупной дичи, определению количества добытой дичи в ежегодных планах охоты, проведению оценки ущерба и определению размера компенсации при апелляциях, а также улучшению естественной среды обитания дичи. Это были чрезвычайно важные, даже критически важные, направления совместной деятельности.

К сожалению, через несколько дней после отправки этого предложения Государственные леса попросили отложить подписание соглашения на неопределенный срок.

Национальная охотничья конференция

Представители Польского охотничьего общества (PZŁ) должны были быть приглашены на Национальный охотничий конгресс (KNŁ), состоявшийся в прошлом году в Лагове. Охотники выбрали из своего состава членов Научного комитета NRŁ, полагая, что учёные повысят содержательность такой встречи и внесут вклад в разработку практических решений сложных вопросов сотрудничества. К сожалению, приглашение было в конечном итоге отклонено, и лесники встретились только друг с другом. Это печально, поскольку это была бы возможность для содержательного обсуждения тем, обсуждавшихся в Лагове. Например, лесники закупали за границей ланей и муфлонов, чужеродные, неместные виды, и выпускали их в своих охотничьих угодьях. Это, в свою очередь, поднимает ряд вопросов, например, какой исследовательский центр координирует столь спорные реинтродукции? На каких принципах и по каким научным критериям они проводятся? Олени, завезённые из-за рубежа, были реинтродуцированы в других местах, поэтому возникает ещё один вопрос: кто анализировал угрозы генофонду местной популяции? Вопросы обоснованы, поскольку краткие сообщения прессы о деятельности государственных лесов рисуют образ охотника рубежа XIX и XX веков, а не человека, занимающегося профессиональным управлением охотой в 2024 году.

Может ли страх перед участием научного сообщества, представляющего Польское охотничье общество (PZŁ), быть проявлением страха услышать нелестные отзывы? Не знаю, но знаю, что это ещё один пример блокирования сотрудничества лесников и охотников.

Конфликт интересов

Охотники были крайне удивлены и разочарованы Приказом Генерального директора Государственных лесов № 33 от 31 марта 2025 года «О предотвращении конфликта интересов при охоте в организационных подразделениях Государственных лесов». Целью этого решения, помимо прочего, является предотвращение потенциальных конфликтов интересов у лиц, занимающих должности директоров региональных управлений Государственных лесов или участковых лесничих. Они не могут быть членами окружного правления Польской охотничьей ассоциации (PZŁ) или правления охотничьего клуба, в котором они работают. Они должны подтвердить это в специальном заявлении, поданном до 30 сентября 2025 года.

На интернет-форумах, посвящённых как охоте, так и лесному хозяйству, появилось множество негативных комментариев, а также вопросов и сомнений. Годами утверждалось, что плодотворное сотрудничество достигается, когда лесник также выполняет определённые функции в Польском охотничьем обществе (PZŁ). В таких ситуациях проблемы лучше понимаются, конфликты легче разрешаются, а обмен информацией просто ускоряется. Сегодня, когда всё это отрицается, неудивительно, что это вызывает недоумение, особенно учитывая, что решения принимались без консультаций с PZŁ. Кроме того, стоит напомнить, что Конституция Польши в статье 58, части 1, гарантирует каждому гражданину свободу объединений. Судебная практика согласна с тем, что это право включает как членство, так и активное участие в деятельности объединения, например, занятие выборной должности. Любые ограничения этого права могут быть введены только законом и только в случае необходимости защиты общественных интересов, таких как государственная безопасность, общественный порядок или права
других лиц.

Суть сотрудничества

Большинство из нас, вероятно, согласится, что суть сотрудничества лесников и охотников заключается в наилучшем управлении популяциями диких животных, особенно обитающих в лесах. Это серьезная задача, особенно учитывая, что численность оленей продолжает бить рекорды. За последние 10 лет мы наблюдаем динамичный рост популяции лосей – с 18 000 особей (2005 г.) до 41 000 (2024 г.); а также популяции благородных оленей – с 214 000 (2005 г.) до 288 000 (2024 г.). Следовательно, увеличиваются масштабы ущерба и расходы на защиту лесов от воздействия этих двух вышеупомянутых видов. Стоит отметить, что в 2024 году расходы на защиту посевов и смягчение ущерба в государственных лесах составили почти 307 миллионов злотых. Это существенная сумма.

Возникает вопрос: как лесники намерены решать эти проблемы без сотрудничества с охотниками? Они, как правило, неохотно выступают публично, например, по вопросу отмены моратория на лосей. Они практически не высказываются в публичной дискуссии, что также заметно на примере работы так называемой группы по реформе охоты, назначенной Министерством охраны окружающей среды.

С мыслью о завтрашнем дне

Приятно читать об укреплении сотрудничества между Государственными лесами и Польской армией. Так почему же Главное управление государственных лесов не заинтересовано в сотрудничестве с Польским охотничьим обществом (PZŁ) и вбивает клин между лесниками и охотниками? Кого это волнует, и выгодно ли это нашему лесному хозяйству? Не знаю, исходит ли вдохновение к таким действиям от Министерства окружающей среды, где решения принимают активисты, выступающие против охоты, или это инициатива самих лесников. Независимо от того, кто этим занимается и каковы их мотивы, такую ​​деятельность следует считать неоправданной и вредной как с экологической, так и с экономической точки зрения. На мой взгляд, лесники, проявляющие такую ​​враждебность к охотникам, наносят больший вред, чем олени, уничтожающие молодые насаждения.

Интересно, можно ли построить положительный имидж компании на страхе. На страхе перед тем, что обо мне скажут другие. На страхе перед сотрудниками, которые боятся публично высказываться ради благого дела. Похоже, имидж строится на основе хорошо выполненной работы, профессионально выполненных задач. Но для этого необходимо сотрудничество с другими организациями, включая Польскую охотничью ассоциацию.

Залишити перший коментар

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.