После того как в сентябре в Лапландии запляшут первые снежинки, снежный покров в Финляндии продержится около семи месяцев, в зависимости от того, где вы находитесь – на севере или на юге страны. Самый толстый снежный покров образуется в марте, иногда его глубина достигает более одного метра.Фото: Kuviasuomesta.fi
Снег, как в финском лесном секторе, стал сюрпризом для иностранных гостей одной из лесных компаний: им сказали, что они поехали на машине на остров в озере Сайма. Финны по-разному используют зиму в своей работе.
Те, кто занимается туризмом в Финляндии, призывают всех наслаждаться зимой, и профессионалы лесного дела тоже знают, как это сделать. На первый взгляд можно подумать, что зима создает проблемы для лесозаготовительных работ, что, конечно, иногда и происходит. Однако финны знают, как использовать зимние условия в своих интересах, причем порой неожиданным образом.
Хейкки Кананен, предприниматель в сфере транспорта и управляющий директор компании HKK-Kuljetus Oy, рассказал историю о группе гостей, прилетевших в Финляндию на самолете. Приземлившись после заката, группа была доставлена на машине в гостевой домик хозяина – финской лесной компании. На следующее утро гостям сообщили, что они находятся на острове в озере Сайма. Они были поражены.
Гости просто не могли поверить, что можно проехать на машине по водоему. Они вышли на лед, чтобы убедиться в том, что он может выдержать вес легкового автомобиля. Когда пришло время возвращаться, нам пришлось изрядно потрудиться, чтобы усадить их в машину», – вспоминает Кананен.

Финляндия – великая страна с четырьмя разными сезонами», – говорит Хейкки Кананен, чья компания HKK-Kuljetus Oy специализируется на перевозке пиломатериалов. Фото: Stora Enso
Мороз укрепляет лесовозные дороги
Финны используют зимние условия не только для посещения своих островных коттеджей, но и при заготовке древесины. По словам Кананена, большинство лесовозных дорог в Финляндии имеют гравийное покрытие и были построены несколько десятилетий назад для транспортных средств, которые весили меньше, чем современные.
Дороги могут выдержать только 76 тонн полностью загруженного лесовоза, потому что подготовка их начинается осенью. Лесовозные дороги формируются (распахиваются) начиная с выпадения первого снега, который, несмотря на холод, служит теплоизолятором. Когда дороги распаханы, мороз промерзает до твердого грунта, и дорога может выдержать тяжелый транспорт.

Древесина перевозится в Финляндии круглый год, в том числе и зимой. Фото: Stora Enso
По словам Кананен, этот пример показывает, что финны научились жить с зимой.
Так было на протяжении всей нашей истории. Финляндия – великая страна с четырьмя разными временами года», – говорит Кананен, чья компания HKK-Kuljetus Oy специализируется на перевозке пиломатериалов.
Зимние дороги – экологичный вариант
По данным Metsähallitus, до половины перевозок древесины в Лапландии и почти половина ежегодной заготовки древесины осуществляется по зимним дорогам. Речь идет о дорогах, проложенных по снегу и льду в местах, где нет круглогодичных дорог.
Благодаря зимним дорогам можно заготавливать и транспортировать древесину в местах, обычно недоступных для машин.
Основание зимней дороги прокладывается по ровной местности в лесах верескового типа или на торфяниках. Снег уплотняется по всей длине дороги, а сама дорога выравнивается механическим способом или на нее насыпается грунт из придорожных канав.

По данным компании Metsähallitus, около половины перевозок древесины в Лапландии и почти половина ежегодных лесозаготовок осуществляется по зимним дорогам. Фото: Metsähallitus
Как только грунт промерзает на достаточную глубину, лесозаготовительная техника и даже грузовики с древесиной могут безопасно использовать зимние дороги.
Этой зимой глубина снежного покрова в Финляндии была меньше, чем обычно, но в северной Финляндии было достаточно морозов, чтобы дороги промерзли.
Осенние раскопки проходили успешно, снег не мешал работе. Морозы с небольшим количеством снега также способствовали достаточному замерзанию дорог, чтобы по ним можно было перевозить грузовики с древесиной.
Осенние раскопки прошли успешно, снег не мешал работе. Морозы с небольшим количеством снега также способствовали достаточному промерзанию дорог, чтобы по ним могли ездить лесовозы», – говорит Ари Песонен, руководитель отдела управления лесами в районе Остроботния-Кайнуу компании Metsähallitus Metsätalous Oy в пресс-релизе.
Зимние дороги являются временными. Их создание экономически выгодно, поскольку постоянная лесовозная дорога требует, помимо прочего, использования щебня и постоянного обслуживания. Кроме того, зимняя дорога оставляет мало следов в окружающей среде, а те, что есть, постепенно становятся почти незаметными.
Лесная компания UPM также использует преимущества зимы. Она использует дороги, проложенные по льду, для заготовки древесины на островах, если погодные условия благоприятны и можно гарантировать безопасность транспортировки.
Доступ к лесным участкам на снегоходе
Профессионалы лесного хозяйства также умеют наслаждаться зимой и использовать ее преимущества. На Севере снегоходы могут оказать неоценимую помощь специалистам лесного хозяйства, совершающим выезды на места.
Роопе Ниливаара работает лесным экспертом в отделе закупок древесины и лесных услуг в компании Metsä Group. Он входит в группу специалистов по закупкам, работающую на большей части территории финской Лапландии.
Расстояния в Лапландии большие, и в работе приходится полагаться на собственные силы, самостоятельно перемещаясь по обширной территории заготовки древесины, – говорит Ниливаара.

Этой зимой я проехал на своей «Рыси» около 400-500 километров», – говорит Роопе Ниливаара, работающий лесным экспертом в отделе заготовки древесины и лесных услуг в компании Metsä Group. Фото: Metsä Group
В снаряжение Ниливаары входит снегоход, поскольку на севере сеть лесных дорог не во всех районах очень густая и часто дороги не расчищены. Расстояние до участка от дороги общего пользования может составлять несколько километров. Использование снежного скутера делает работу более эффективной, поскольку он значительно быстрее лыж.
Использование снегохода экономит энергию, но нужно знать, как им управлять, и следить за его исправностью, чтобы избежать казусов». Вождение скутера – это еще и развлечение, поэтому очень здорово, что вы можете совмещать его с работой», – говорит Ниливаара.
Этой зимой я проехала на своем Lynx около 400-500 километров. Благодаря скутеру я могу тщательно проверить участок, даже несмотря на зиму, и землевладелец получит обновленные предложения по вырубке и лесохозяйственным работам».
Скутер работает отлично, и все было в порядке. Снега не так много, учитывая время года, может быть, 60 сантиметров. Необычно, что его так мало, прошлой зимой глубина была больше метра», – говорит Ниливаара.
Как правило, снежные скутеры можно использовать в Лапландии с середины ноября до начала мая. Ниливаара использует свой собственный скутер, но его работодатель выплачивает ему компенсацию за каждый километр пробега и за общую доступность. В Финляндии для въезда на территорию со снегоходом всегда требуется разрешение владельца земли.