Сравните отношение к экспорту круглого леса руководства Государственных лесов Польши и Украины. Первые мыслят как государственные менеджеры, а вторые как монопольные пользователи государственного ресурса. М.П.
Генеральный директор Государственных лесов обратился в Министерство климата и окружающей среды с просьбой внести изменения в закон, ограничивающие экспорт польской древесины за пределы Европейского союза. Государственные леса поставляют древесину в основном на польский рынок (всего 0,03% [три сотых процента] от всего прямого экспорта) и крайне заинтересованы в том, чтобы она оставалась в стране и перерабатывалась в Польше.
Ежегодный дефицит древесины в польской лесной промышленности составляет от 3 до 4 миллионов кубометров (что можно пересчитать как от 2,22 до 2,96 миллиона тонн). Чтобы восполнить его, польские предприниматели вынуждены закупать древесину за рубежом. При этом экспортом сырья за границу занимаются посредники, которые легально покупают древесину у государственных лесов, а затем продают ее за пределами нашей страны, и у государственных лесов нет законных оснований запретить им это делать.
В результате, по данным CSO, в 2019-2023 годах из Польши за рубеж будет продано 14,3 миллиона тонн необработанной (так называемой круглой) древесины. Большая часть была экспортирована в Германию – 5,3 миллиона тонн, а 5,1 миллиона тонн отправлено в другие страны. В Китай было отправлено 4 миллиона тонн древесины, что составляет 28 процентов от ее экспорта.
-Не забывайте, что лесная промышленность Польши обеспечивает 2,5% ВВП страны, поэтому она – особенно в сегодняшние неспокойные времена – является стратегическим ресурсом. Мы хотим сделать все возможное, чтобы предотвратить его экспорт за пределы Европейского союза”, – сказал Витольд Косс, генеральный директор государственных лесов.
Предложенные изменения в закон были разработаны Государственными лесами. Сегодня есть шанс положить конец экспорту польской необработанной древесины за пределы ЕС.
Авторы предлагают запретить экспорт древесины за пределы территории стран-членов Европейского союза, стран-членов Европейского соглашения о свободной торговле (ЕАСТ) – участниц Соглашения о Европейском экономическом пространстве и Швейцарии – на три года, то есть с 1 января 2025 года по 31 декабря 2028 года. За нарушение этого запрета предусмотрено наказание в виде ареста, ограничения свободы или штрафа в размере до 5 000 000 евро.
Введение этих изменений отвечает интересам польской экономики, а значит, и всех нас. Важно, чтобы польская древесина оставалась в стране и чтобы польским предпринимателям было выгоднее перерабатывать ее в Польше в готовую продукцию, чем продавать необработанную древесину за границу”. – Если бы это было так, то, по нашим оценкам, прибыль для нашей экономики была бы в 12 раз выше”, – говорит Петр Позиомский, президент Польской экономической палаты деревообрабатывающей промышленности.
Стоит отметить, что древесина, помимо своей стратегической функции в отечественной экономике, является также самым экологически чистым и на 100% возобновляемым сырьем. Удовлетворение нашего спроса на древесину и обеспечение устойчивости лесов, что так важно для климата, не противоречат друг другу.
Лесоводы заготавливают древесину в пределах, установленных стандартами устойчивого управления и научными исследованиями. Прислушиваясь к мнению общественности, они составляют 10-летние планы управления лесами, которые утверждаются Министерством климата и окружающей среды.