На спутниковых снимках виден густой лес. Но при фотографировании лазерным лучом он выглядит совершенно иначе. Каждый квадратный километр пересекают десятки дорог, по колеям которым течет драгоценная вода. Эта вода может затопить города и деревни.
Во вторник проливные дожди на юге Польши привели к внезапным наводнениям, затопившим многие деревни и города, в том числе центр Бельско-Бялы. Неправительственные организации отмечают, что вырубка деревьев в горных лесах – в том числе разбивание дорог – ускоряет сток воды и повышает риск наводнений.
Шоссе среди леса
Май 2022 года. Словно кто-то вырыл траншеи. Посреди леса, в нескольких десятках метров от асфальта, ведущего к лучшему отелю в округе.
Тесла бесшумно скользит в сторону Арламова, а мы стоим в конце трелевочных дорог, по которым лесники нанимаются вывозить из карпатских лесов вековые буки и ели. Деревья огромные, около 45 метров в высоту и 4,5 метра в обхвате. Вся окружающая местность полна ими, что является редкостью в масштабах страны. Человек может встретиться с гигантами в таком количестве только в Беловежском лесу. Несколько лет назад Фонд природного наследия (FDP) подсчитал, что всего на 19 000 гектарах Пшемысских предгорий, которые могут стать национальным парком, растут тысячи таких деревьев.


Ровно 6 500 могут стать памятниками природы из-за своих размеров. Все, что им нужно, – это разрешение местных властей. Время от времени FDP обращается за ним, и на данный момент удалось добиться успеха с двумя елями. Первой была Надежда, более известная как Знаменитость, которую мэр Устшики-Дольне увидел благодаря тому, что выставил на аукцион в пользу ФДП свою дневную работу. FDP заплатила за встречу 4 400 злотых и отвела его в лес. После прогулки мэр убедил членов совета, что эти два дерева стоит защитить. С возражениями со стороны Государственного лесного хозяйства, возглавляемого руководителем лесничества Бирча Збигневом Копчаком.
Леса Пшемысской возвышенности, как немногие другие места в Польше, заслуживают того, чтобы стать национальным парком – против чего лесоводы выступали десятилетиями. И они последовательно прорубают здесь трелевочные дороги, добираясь до мест, где раньше деревья росли без опаски.
- Здесь вообще не должно быть никакого лесопользования, потому что любая его форма нарушает очень хрупкий баланс этого места, – считает Петр Клуб из Фонда природного наследия. – Этот лес саморегулируется, ему не нужна наша помощь, а любое вмешательство лишает его дикого характера и превращает в обычный коммерческий лес”.


Мы входим в широкую лощину. Колея высотой до бедра, полоса наваленной земли делит ее пополам. По обе стороны холма впечатались шины. Когда пойдет дождь, вода начнет вымывать грязь и перепад уровней на дороге с заносами увеличится. А поскольку в Карпатах с неба падает в три раза больше воды, чем в среднем по Польше, эрозионные желоба быстро углубятся. Дождь будет вымывать их в скале. Человек сможет спрятаться в такой норе по самую шею. В конце концов, разница в уровне станет настолько большой, что четырехтонные трактора с дизельными двигателями и турбонаддувом – они сжигают до 80 литров за день работы – не справятся, и дорога станет бесполезной.
- Случается, что дороги с заносами становятся проходимыми лишь на короткое время. Иногда только один раз”, – говорит Радослав Михальский, президент Фонда природного наследия.
Когда дорога становится непроходимой, лесники вырубают рядом с ней полосу деревьев и прокладывают другую тропу. Потом еще одну, еще и еще, и так до десятков раз. Таким образом создаются магистрали эрозионных желобов. Такое место можно увидеть на снимке ниже – каждая борозда в склоне является еще одной дорогой для заноса:

Сквозь листву с помощью лазера
С асфальта всего этого не увидишь: даже на спутниковых снимках лес, покрывающий Пшемысские предгорья, кажется непроходимым. О том, что происходит под верхушками деревьев, можно судить только по изображениям, полученным с помощью лазерного сканирования с воздуха методом LIDAR (Light Detection and Ranging).
На этих снимках видно, что тропы в карпатских лесах напоминают кровеносную систему, в которой можно детально рассмотреть каждую вену. – Только эффект обратный, – говорит Клуб. – Дороги с заносами высасывают жизнь из леса.
Сеть трелевочных дорог в Цисненской лесной инспекции (юго-западные склоны горы Кшеменна)

Источник: исследование доктора Анджея Аффки, проведенное по заказу Фонда “Природное наследик”
После дождя вода, вместо того чтобы просачиваться в нижние слои почвы, очень быстро стекает по тропинкам в ручьи. – Это огромная проблема. Лес теряет воду, а в случае сильных дождей возрастает риск внезапных наводнений, объясняет Клуб.
Именно это и произошло во вторник 4 июня в Бельско-Бяле.
Давайте пойдем по следам воды. Это не единственное, что быстро исчезает из леса. Вместе с ней уходит раздробленная и смытая почва. Она попадает в ручьи, а затем в реки и делает их более мелкими. Больше воды и более мелкие реки означают больший риск наводнений.
Михальски вспоминает Пасху 2009 года, когда в Бирче был ливень. – Небольшой ручей Ступница мгновенно разлился по окрестностям и затопил фермы людей. Из-за изменения климата таких экстремальных погодных явлений будет все больше и больше. Если лес не удерживает воду, если осадки, вымываемые с дорог, размывают ручьи и реки, то мы имеем готовый рецепт катастрофы”, – говорит Михальский.
В глобальном масштабе взаимосвязь между управлением лесами, включая трелевочные дороги, и максимальными водными потоками лучше всего изучена в Каскадных горах в Орегоне. Исследователи обнаружили, что сеть лесных дорог может вносить до нескольких процентов в катастрофические паводки. Они также подсчитали, что в период, непосредственно следующий за вырубкой леса, крупнейшие наводнения могут происходить в четыре раза чаще.


Другие исследования показали, что лесу требуется 80 лет, чтобы восстановить нарушенную гидрологическую систему после вырубки, и что оползни на лесных дорогах могут быть в 350 раз сильнее, чем в лесах, свободных от них.
Приведенные выше выводы не обязательно относятся к лесам польской части Карпат. Здесь до сих пор никто не проводил подобных исследований.
Так же как почти никто не занимался вопросами регенерации густой сети троп. – Эрозию можно было бы замедлить с помощью специальных ограждений, но для этого только в 15 рассмотренных нами лесных районах необходимо потратить 3 миллиарда злотых, – говорит Михальский. – Мы должны действовать как можно скорее. Мы призываем запретить строительство новых дорог и защитить горные ручьи. Если запретить вырубку леса на расстоянии до 30 метров от водотоков, то упавшие и перегнившие деревья создадут естественный буфер для воды. И эта вода будет дольше оставаться в лесу”, – добавляет Михальски.
Среди других мер по исправлению ситуации, которые, по мнению его фонда, должны инициировать государственные леса, Михальский называет проведение тендеров на водоудержание и предотвращение эрозии, а также введение мониторинга эрозии, стока воды в лесных водосборах и осушения земель с помощью дренажных и придорожных канав. Государственные леса знают о пользе строительства и обустройства трелевочных троп, но это делается в рамках специальных, индивидуальных проектов, а не как обычная практика.
42 км трелевочных волоков на квадратный километр
Мы возвращаемся в предполагаемый национальный парк Тернис в декабре 2023 года. Петр Клуб ведет нас к труднодоступному участку леса. По упавшему бревну мы переходим через небольшой ручей и попадаем на заснеженное пустое пространство. Почти пустое – через каждые несколько метров из него вырастает несколько деревьев. Затем обрыв и еще больше деревьев.
Так выглядит постепенная вырубка. Лесники не вырубают всю площадь сплошной рубки (то есть участок леса), а выбирают ее по частям в течение многих лет. А поскольку они работают во многих местах одновременно, им приходится добираться до каждого из них. Поэтому они прокладывают все новые и новые тропы. – Так лес тихо умирает. Бит за битом”, – говорят в клубе.
В 2018 году доктор Анджей Аффек изучил сеть трелевочных троп в 15 лесных районах в восточной части польских Карпат. Его исследование показало, что в этих лесных районах на квадратный километр приходится более 12 км трелевочных троп. Только в интенсивно эксплуатируемых лесах Борнео плотность лесных дорог выше.
Рекордная вырубка была обнаружена в лесном районе Леско. Там лесоводы разметили 42,51 км трелевочных троп на одном квадратном километре. Для сравнения, общая протяженность трелевочных троп во всем Бещадском национальном парке составляет 137 км.
По оценкам Аффека, вся сеть трекинговых троп на землях государственного леса в районе исследования составляет более 30 000 км. Если объединить их в одну линию, то она могла бы опоясать три четверти земного шара.
Трелевочные волоки в Ступосянском лесничестве у реки Сан

А если предположить, что ширина трелевочной дороги в среднем составляет четыре метра, то если сложить площадь всех троп, исследованных Affek, то они окажутся размером с 20 000 футбольных полей. Почти все обследованные леса – это почвозащитные и водоохранные леса.
И еще одно сравнение: заповедники сегодня занимают 1,6 процента от площади лесов, находящихся в ведении государственных лесов. Исследование Affka показывает, что площадь трелевочных дорог в карпатских лесах в три раза больше.
- Цифры становятся еще более шокирующими, когда мы понимаем, что все лесные районы, включенные в исследование, приносят убытки, говорит Радослав Михальский, президент Фонда “Природное наследие”.
190 миллионов субсидий
Подкарпатские лесничества не выжили бы без поддержки главного офиса. Лесопарки со всей Польши ратуют за их дальнейшее существование, вырубая каждое большое дерево там, где мог бы существовать национальный парк. Этот фонд называется Лесным фондом.
Нерентабельность лесозаготовок в карпатских лесах связана с тем, что трелевка деревьев здесь выглядит совершенно иначе, чем в равнинных сосновых монокультурах. Въезд в лес затруднен, движение по трелевочным дорогам превращается в кошмар для операторов тяжелой техники. Им приходится преодолевать крутые, грязные овраги, с которыми не справляются даже широкие шины, обутые в цепи. Требуется больше топлива, времени и людей. Работа опасна и плохо оплачивается. Опросы показывают, что молодые люди в Пшемысских предгорьях не видят в ней будущего.
Несмотря на это, заготовка древесины в 2010 году составила 4,62 кубометра на гектар. Это на 1,5 млн кубометров больше, чем в среднем по 28 странам-членам ЕС в 2010 году. – С тех пор ничего не изменилось. Вырубки по-прежнему ведутся в большом количестве, поскольку, по данным государственных лесов, многие деревья вступили в так называемый возраст рубки. С биологической точки зрения они могут расти еще несколько сотен лет, но для лесников 100-летние буковые деревья уже достаточно зрелые. И чтобы вывести их из леса, убыточные лесничества строят новые дороги с огромными затратами. Некоторые из них прокладывают, покрывают асфальтом и закрывают шлагбаумами, чтобы они не были недоступны для обычных людей, говорит Михальский.
Не хватает точных данных, которые могли бы ответить на вопрос, сколько составляют дотации лесным районам Пшемысских предгорий – известно, что в 2015-16 годах они составляли порядка нескольких миллионов злотых.
Однако известно, сколько денег поступило в три лесных района, которые образуют буферную зону национального парка Бещады. Анализ, проведенный в 2019 году Фондом природного наследия, показывает, что в период с 2012 по 2018 год лесные районы Цисна, Лутовиска и Ступосянув получили от штаб-квартиры 190 миллионов злотых и внесли 36,5 миллиона. Это означает, что за семь лет они принесли 150 миллионов убытков.
Авторы обратились в Леса Панствовы с вопросами о дорогах с заносами. На момент публикации этого текста мы не получили ответа.