В открытом письме представители европейской деревообрабатывающей и перерабатывающей промышленности, членом которой является Ассоциация лесников Румынии – ASFOR, выражают обеспокоенность тем фактом, что ЕС намерен отложить применение Регламента 2023/1115 о предоставлении доступа на рынок Союза и экспорте из Союза некоторых товаров и продуктов, связанных с обезлесением и деградацией лесов (EUDR).
Информация о задержке была раскрыта в недавней статье Financial Times (8 марта 2024 г.). Согласно статье, ЕС намерен отложить применение риск-ориентированного подхода,практически реализуемого через сравнительную оценку рисков стран-производителей (низкий, стандартный и высокий риск). Этот подход необходим для обеспечения соблюдения EUDR участниками рынка (операторами, торговцами, импортерами, экспортерами и их уполномоченными представителями) и компетентными органами государств-членов ЕС, а также для стимулирования передовой практики в странах-производителях (государствах-членах ЕС или третьих странах).
Намерение ЕС состоит в том, чтобы все страны были обозначены как страны «стандартного риска», в связи с чем предлагается «дать им больше времени для адаптации» к новым правилам. Однако бенчмаркинг стран является центральной частью EUDR и его реализации. В условиях его исчезновения или переноса само Положение выносится в скобки. Любая задержка, связанная с использованием этой классификацией, приведет лишь к дополнительным издержкам и станет административной нагрузкой для всех участников рынка.
Действительно, согласно EUDR, независимо от того, получают ли экономические операторы товары из стран стандартного или высокого риска, они сталкиваются с одинаковыми обязательствами комплексной проверки. Единственная разница между этими двумя уровнями риска заключается в том, какое влияние они оказывают на обязательства органов власти каждого государства-члена по контролю и проверке. Они должны контролировать 9% всех операторов, которые поставляют на рынок ЕС или экспортируют товары и соответствующую продукцию, происходящую из стран с высоким уровнем риска, по сравнению с 3% для соответствующих товаров и продуктов, происходящих из стран со стандартным риском.
Однако в странах с низким уровнем риска ситуация иная. При закупках из стран с низким уровнем риска экономические операторы фактически получают выгоду от возможности упрощенной комплексной проверки, а компетентные органы могут сократить количество проверок до 1%.
Бремя оценки уровня риска стран лежит на Европейском Союзе, который испытывает трудности при попытке выполнить свои собственные обязательства в соответствии с Регламентом.
Еще один отягчающий фактор связан с Информационной системой ЕС, которая призвана стать основным инструментом поддержки реализации EUDR. Она все еще находится на ранней стадии разработки и требует значительных улучшений, особенно с точки зрения автоматизации, надежности, безопасности, сбора, записи и защиты коммерческой информации.
В заключение представители европейской лесной промышленности отмечают, что EUDR превратился в «огромного административного и нормативного монстра», и призывают институты ЕС отложить вступление EUDR в силу для операторов и трейдеров, внести в EUDR поправки, устраняющие ненужные бюрократические препятствия и дать субъектам достаточно времени на адаптацию, для полного и адекватного соблюдения новых требований. Более того, Комиссия ЕС должна быстро приступить к классификации стран по уровню риска, и это действие является ее главным приоритетом!
Открытое письмо подписали: CEI-Bois – Европейская конфедерация деревообрабатывающей промышленности; EFIC: Европейская конфедерация мебельной промышленности; EOS – Европейская организация экономических операторов в сфере лесной индустриализации; EPF – Европейская федерация панелистов; ETTF – Европейская федерация торговли лесоматериалами; FEP – Европейская федерация паркетной индустрии.