Борьба с лесными пожарами: актуальная проблема

Мы оглядываемся назад на сезон лесных пожаров 2023 года в северном полушарии, который характеризовался резким переходом к крайностям.

Во всем мире сезоны лесных пожаров становятся длиннее и интенсивнее.

Прошлым летом сезон лесных пожаров в Канаде был самым разрушительным за всю историю наблюдений, Греция пострадала от крупнейшего лесного пожара в истории Европейского Союза, на Гавайях огненная буря убила по меньшей мере 100 человек и разрушила 2200 зданий в Лахаине, а густой дым повлиял на повседневную жизнь и здоровье миллионы людей вдали от линий огня.

Правительства и агентства по борьбе с лесными пожарами, которым поручено предотвращать, обнаруживать, локализовать и тушить лесные пожары, сталкиваются с беспрецедентными проблемами. Поскольку сезоны лесных пожаров  по всему миру перекрываются, давняя практика совместного использования ограниченных ресурсов, включая пожарные бригады, воздушные танкеры для тушения  и вертолеты, теперь подвергается сомнению.

Коулсон Сикорский S-61. Сезон пожаров в США в 2023 году был необычно тихим. Фото Марти Волина

В 2023 году в Канаде был худший сезон лесных пожаров за всю историю наблюдений: 6623 лесных пожара сожгли 45,4 миллиона акров (18,4 миллиона га) по сравнению с 4883 пожарами и 3,6 миллионами акров (1,46 миллиона га) в 2022 году. Согласно Национальному отчету о ситуации с лесными пожарами средний показатель за 10 лет составил 6,8. миллионов акров (2,75 миллиона га).

По всей Европе около 1,3 миллиона акров (515 000 гектаров) земли было уничтожено пожарами до начала ноября. Это меньше, чем 748 000 гектаров, выжженных в 2022 году, но последствия были значительными, поскольку многие пожары произошли в охраняемых природных зонах и многочисленных центрах туризма, таких как Греция и Канарские острова в Испании.

По данным Национального межведомственного пожарного центра, в США к середине ноября 2023 года произошел 52 331 пожар и сгорело 2,6 миллиона акров (один миллион гектаров) — это вторая наименьшая площадь сожженной земли с 2000 года. Затраты на тушение составили 1,7 миллиарда долларов.

Столкнувшись с трудным выбором: «платить сейчас» за профилактику или «платить позже» за тушение, правительства во всем мире неуклонно увеличивают бюджеты на противодействия лесным пожарам и вводят изменения направленные на обеспечение комплексного решения проблем предотвращения, смягчения, тушения, управления пожарами и восстановления после них..

Sikorsky S-64E Skycrane от Siller Brothers сбрасывает воду. Фото Стива Уитби

Катастрофические пожары в Австралии в 2009 году (173 погибших), Греции в 2018 году (104 погибших) и Калифорнии в 2018 году (103 погибших) привели к увеличению бюджетов лесных пожаров и расширению парка пожарной авиации.

Каждое новое поколение противопожарных самолетов открывает новые возможности, но часто именно навыки пилотирования и экипажа, а не самолеты, являются ключевым фактором эффективного управления лесными пожарами, а опытных вертолетных пожарных в мире очень не хватает.

Пожары на Великом Белом Севере

В этом году сезон лесных пожаров в Канаде начался рано, а их интенсивность росла без перерыва в течение всего лета.

Что отличало этот сезон лесных пожаров в Канаде, так это то, что пожары были широко распространены, простираясь от атлантических провинций до Британской Колумбии, а также далеко на севере, при этом сожженная площадь более чем в два раза превысила предыдущий рекорд (18,8 млн акров/7,6 млн га), установленный в 1989 году. Фактически, это было самое жаркое лето за всю историю наблюдений в Канаде, а индекс пожарной погоды намного превысил норму на большей части территории страны.

Это был рекордный сезон пожаротушения в Канаде, особенно сильно пострадала Британская Колумбия. Фото Райана де Виссера

Площадь, охваченная пожарами в Канаде, была примерно такой же, как Северная Дакота, или на 30 процентов больше, чем территория Греции. За сезон из зон пожаров было эвакуировано рекордные 200 000 человек. К середине июля произошло более 30 крупных пожаров, каждый из которых превысил 247 000 акров (100 000 га). Дым от этих и других лесных пожаров окутал большую часть США, вызвав серьезные предупреждения о качестве воздуха, и даже окрасил небо Северной Европы.

Это был первый год, когда у канадских противопожарных служб буквально не хватило вертолетов для перевозки пожарных расчетов, использования ведер или резервуаров для сбрасывания воды на место пожара, транспортировки снаряжения и оборудования, а также проведения инфракрасного сканирования.

И это вызывает серьезную озабоченность, поскольку в Канаде по состоянию на середину лета находится второй по величине парк коммерческих вертолетов в мире — 1815 единиц.

«Во всей стране не было вертолетов», — сказал представитель агентства по борьбе с лесными пожарами на недавнем съезде Вертолетной ассоциации Канады (HAC) в Ванкувере, Британская Колумбия. «Запасы были полностью исчерпаны».

Он добавил, что «агентствам не хватило самолетов в нужное время».

В этом году для тушения пожаров в Канаде впервые использовались «Чинуки». Фото Марти Волина

В Альберте, Британской Колумбии, Новой Шотландии, Квебеке и Саскачеване сезон пожаров в уходящем году начался рано и никогда не прекращался. Когда позднее в Онтарио, Северо-Западных территориях и территории Юкон вспыхнули пожары, большая часть парка вертолетов для пожаротушения уже была законтрактована или не могла быть укомплектована экипажем из-за нехватки подготовленных пилотов или инженеров по техническому обслуживанию самолетов. Эта проблема усугублялась введением новых правил полетов и использования рабочего времени Министерства транспорта Канады, которые увеличили требования к экипажу для загруженных контрактов.

Доступность вертолетов также была ограничена высоким спросом со стороны сектора природных ресурсов, который догонял проекты, отложенные из-за пандемии Covid-19.

Служба лесных пожаров Британской Колумбии начала сезон с тремя вертолетами Wildcat Bell 412 по долгосрочному контракту по программе Rapattack, шестью средними вертолетами для управления стратегически расположенными первоначальными штурмовыми расчетами и вертолетом меньшего размера для спасательных работ на короткие расстояния.

К пиковому дню операций по тушению 20 августа она имела по контракту 150 вертолетов и к началу ноября заключила контракт на рекордные 48 887 летных часов. В пик сезона в Альберте по контракту работало от 150 до 200 вертолетов, в Саскачеване — максимум 30 вертолетов для борьбы с лесными пожарами, а в других провинциях — еще больше.

Bell 412 (на переднем плане) наполняет ведро водой во время тушения пожара в Испании. Хосе Луис Макейра Фото

Сегодня парк тяжелых вертолетов Канады включает пять Bell 214B, четыре Bell 214ST, 17 Sikorsky S-61L/N и 18 Airbus AS332L/L1/L2. Все «Супер Пумы» были импортированы в Канаду с 2020 года после общего вывода этого типа из офшорного рынка, а четыре Камова КА-32А11ВС, принадлежащие VIH Helicopters, были остановлены после вторжения России в Украину в 2022 году.

Все большее число подрядчиков с долгосрочными контрактами инвестируют в системы нижних баков для своих средних вертолетов, при этом часть этого парка (а другие с ковшами) мигрируют в южное полушарие для тушения пожаров в Австралии, Индонезии и Южной Америке во время канадской зима.

В этом году компания Columbia Helicopters также отправила на север модель 234 для тушения пожаров в Квебеке и Западной Канаде, а S-64 Skycrane компании Siller Brothers нашел работу по восстановлению линии электропередачи, разрушенной лесными пожарами.

Это был также первый сезон, когда большинство канадских агентств по борьбе с лесными пожарами имели возможность во время тушения лесных пожаров использовать американских специалистов и военные вертолеты Sikorsky UH-60 Black Hawks, Sikorsky CH-54 и Boeing CH-47D Chinooks . Однако на недавней конференции HAC в Ванкувере нормативная база, связанная с их использованием в условиях лесных пожаров, вызвала гораздо больше вопросов, чем ответов.

Dthnjktn У Sikorsky UH-60 Blak Hawk (Xthysq zcnht,), оснащенный брюшным резервуаром, сбрасывает воду во время тушения пожара. Джереми Уллоа Фото

Сегодня по меньшей мере семь американских армейских вертолетов Sikorsky UH-60A Black Hawk импортированы в Канаду, и три подобных машины добавлены в реестр гражданских вертолетов Канады. Возможности Black Hawk впечатляют, но остается большая серая зона относительно того, как этот вертолет можно использовать.

После проведения испытаний в 2022 году компания Alberta Wildfire стала первым агентством, арендовавшим ночной пожарный вертолет, заключив с Talon Helicopters пятилетний контракт на поставку Airbus AS365 N3 Dauphin, оснащенного приборами ночного видения (ПНВ) и 240-градусным обзором. Резервуар для воды в галлонах США (900 литров). Недавно B.C. Wildfire также сообщила, что планирует добавить возможность тушения пожаров в ночное время.

Пока рано говорить о том, как уроки пожаротушения сезона 2023 года будут применены в 2024 и последующих годах. За последние шесть лет наблюдались самые большие пожароопасные сезоны в истории Канады и два самых тихих, поэтому не было устойчивого подъема, а было больше экстремальных явлений.

Континентальная проблема

Тревожное увеличение числа лесных пожаров, вызванных волнами тепла по всей Европе, в последние годы побило рекорды: во Франции и Испании в 2022 году сгорело в шесть раз больше земель, чем за предыдущие 15 лет, а многочисленные пожары в Греции в 2023 году и в других местах вызвали масштабную эвакуацию.

Южная Европа имеет долгую историю тушения пожаров с воздуха, но каждая страна имеет свой собственный подход к борьбе с лесными пожарами, включая первоначальные и расширенные меры реагирования на лесные пожары с воздуха, основанные на местных правилах, географическом положении, бюджете и различных других ограничениях, в том числе по ресурсам.

Airbus AS332 Super Pumas массово выбрасывают ведра во время тушения лесных пожаров. Тяжелые типы становятся все более популярными для пожаротушения. Фото Филиппа Бокшаммера

Окончание холодной войны спровоцировало миграцию российских вертолетов на европейский рынок пожарной техники с арендой на определенный период Ми-2, Ми-8, Ми-17 и даже гигантских Ми-26. Камов Ка-32А11ВС увеличил продажи после сертификации EASA, прибыв в Португалию, Испанию, Швейцарию и совсем недавно, но ещё до начала российского вторжения на Украину в Турцию.

Такие страны, как Франция, Италия и Португалия, обновляют свои государственные вертолетные парки, в том числе машины, отвечающие за тушение пожаров. Европейские операторы, такие как Airlift (Super Puma), Avincis (Super Puma), Heli Austria (Super Puma) и Heli Swiss (Columbia V107), помогли увеличить местный парк тяжелых пожарных вертолетов, заменив некоторые из устаревших российских моделей.

Изменение климата привело к тому, что проблема лесных пожаров смещается на север: такие страны, как Германия, Венгрия, Польша и Швеция, стремятся нарастить свои возможности тушения пожаров с воздуха.

Параллельно Европейская комиссия модернизировала Механизм гражданской защиты ЕС и в 2019 году создала rescEU. Это включало создание постоянного резервного парка пожарных самолетов и вертолетов, которые могут быть мобилизованы для оказания помощи при лесных пожарах и стихийных бедствиях, когда местные ресурсы истощены. По состоянию на сентябрь 2023 года парк спасателей ЕС насчитывал 24 пожарных самолета и четыре вертолета.

Франция — единственная европейская страна, которая вложила значительные средства в использование антипиренов для сдерживания огня, хотя использование антипиренов широко распространено на зрелых рынках, таких как Канада и США.

Прошлым летом Франция располагала противопожарным парком из 47 самолетов и вертолетов, в том числе девяти Airbus H145 и 10 контрактных вертолетов для бомбардировки зон повышенного риска.

В декабре 2021 года Sécurité Civile получила первый из четырех пятилопастных вертолетов Airbus H145 в рамках плана по замене 33 старых четырехлопастных машин в H145, которые впервые поступили на вооружение в 2002 году. А в конце 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон объявил о планах. приобрести два больших пожарных вертолета.

Heli Austria AS332 Super Puma, оснащенная ковшом Bambi. Фото Ллойда Хоргана

Вокруг Средиземноморья

В пожароопасный сезон 2023 года по всей Греции произошло множество лесных пожаров. Среди них пожар в регионе Эврос, в результате которого было сожжено 204 000 акров (82 500 га) и погибло по меньшей мере 20 человек, что сделало его крупнейшим стихийным пожаром в ЕС с 2000 года. На его тушении были задействованы пожарные вертолеты спасательной службы ЕС, а также винтокрылые машины  из Египта, Иордании и Турции.

Год назад Греческая пожарная служба  управляла национальным пожарным парком из 50 вертолетов  арендовала еще 44  Собственный парк включал 11 вертолетов, принадлежащих полиции Греции, пожарной службе Греции и армии Греции. Арендованный парк включал девять машин Erickson S-64 и 20 средних вертолетов.

В конце 2022 года Пожарная служба Греции объявила о планах модернизации двух Airbus Super Pumas, а также покупки трех вертолетов среднего размера (для  борьбы со стихийными бедствиями) и двух S-64 для тушения пожаров.

Недавние сообщения из Европы позволяют предполажить, что Греция заинтересована в приобретении гораздо большего парка S-64 после успеха Эриксона в их использовании при недавних лесных пожарах. Приобретение будет осуществляться параллельно  с поддержкой шести Bell 214B/214ST, арендованных по контракту с австралийской McDermott Aviation, причем некоторые из них теперь оснащены нижними баками с новой морской трубкой для наполнения  из океана.

В предыдущие годы Греция арендовала вертолеты российского производства для тушения пожаров, но эта возможность закрылась для большинства пожарных агентств в Европе после того, как EASA отозвало сертификат типа Ка-32 и запретило российским авиационным компаниям и их сотрудникам работать в Европе.

Турция — еще одна пожароопасная страна Средиземноморья: 30-летний рекорд был установлен в 2021 году, когда 2793 пожара сожгли 345 000 акров (139 503 га). После этого Турция объявила о планах создать парк противопожарной авиации из 75 специализированных машин,  включая 55 вертолетов.

В 2022 году парк воздушной пожарной охраны Турции включал шесть административных вертолетов и 61 пожарный вертолет, арендованный у частных операторов. Для поддержки использования наземных пожарных и вертолетов в лесных районах была создана сеть из 4630 пожарных бассейнов и прудов, позволяющая сократить время  необходимое для загрузки техники водой. 

После завершения операций в Афганистане в 2021 году компания Columbia Helicopters заключила контракты на тушение пожаров для двух моделей 234 в Турции, используя ведро Bambi емкостью 2600 галлонов США (9840 литров) для точного сброса воды и огнезащитных средств.  В этом году компания третий год подряд участвовала в тушении пожаров в Турции, при этом количество вертолетов увеличилось до пяти.

Sikorsky S-70i Black Hawk на работе в Турции. Фото Питера Тен Берга

В 2023 году Турция получила один пожарный вертолет T70 компании Turkish Aerospace Industries (на базе Sikorsky S-70i), который является первым пожарным вертолетом на вооружении Управления лесного хозяйства.

В июле президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что страна ведет переговоры о покупке российских пожарных вертолетов.

В Италии ответственность за прогнозирование, предотвращение и активное тушение лесных пожаров несут регионы страны несут. В 2022 году региональные правительства заключили контракт с 70 пожарными вертолетами. Национальное правительство помогает этим усилиям с помощью вертолетного пожарного парка, которым управляет Vigili del Fuoco. Парк включает шесть машин С-64Ф. Это делает Италию единственной европейской страной, которая владеет специализированным парком тяжелых пожарных вертолетов.

В октябре 2022 года карабинеры (военная полиция) заказали 20 вертолетов Leonardo AW119Kx, которые будут использоваться для различных задач, включая тушение пожаров, с 18 баз по всей Италии. Первый из новых RH-119A (новое обозначение) поднялся в воздух на заводе Леонардо в Верджате в ноябре 2023 года.

Пиренейский полуостров

По данным ежегодного отчета «Лесные пожары в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке за 2022 год», опубликованного Европейской комиссией, в Португалии в 2022 году для тушения пожаров использовалось 60 самолетов и вертолетов.

Контракты с пожарной авиацией заключаются через центральное правительство, а не через провинции, при этом исторически предпочтение отдавалось легким и средним одномоторным вертолетам.

Авиационные краны Erickson S-64 доказывают свою эффективность при тушении пожаров по всему миру. Марко Папа Фото

Компания Arista Aviation Services of Enterprise, штат Алабама, недавно передала португальским ВВС первые четыре из шести отремонтированных UH-60A Black Hawk для тушения пожаров. Они рассчитаны на транспортировку 12 человек и смогут сбросить до 750 галлонов США (2840 литров) воды при пожаре. Это будет первое использование Black Hawk для тушения пожаров в Южной Европе.

В 2006 году Португалия приобрела шесть Ка-32А11ВС для пожаротушения (помимо прочего), но сейчас они переданы в дар правительству Украины.

За границей Испания должна бороться с лесными пожарами не только на Пиренейском полуострове, но также на Балеарских островах в Средиземноморье и на Канарских островах у северо-западного побережья Африки. В Испании имеется 715 гражданских вертолетов, причем каждый сезон на многие приходится заключать контракты. 17 автономных регионов страны закупают собственные пожарные вертолеты.

Национальный парк вертолетной пожарной техники включает восемь тяжелых вертолетов, 19 пожарных вертолетов и четыре наблюдательных вертолета.

Министерство экологического перехода и демографических проблем (MITECO) имеет 10 подразделений лесопожарной бригады (BRIF). Каждый из них оснащен двумя вертолетами Bell 412 для перевозки пожарных команд.

Одним из важных событий на европейской сцене пожаротушения стала продажа части бизнеса Babcock по оказанию экстренных авиационных услуг компании Ancala Partners, инвестору в инфраструктуру среднего бизнеса, за 136,2 миллиона евро (145,1 миллиона долларов США). Компания под названием Avincis предоставляет авиамедицинские, пожарные и поисково-спасательные услуги в ряде европейских стран, Африки и Южной Америки.

Avincis осуществляет крупные операции по тушению пожаров в Испании, Португалии и Италии, которые заключая контракты с местными, региональными и национальными властями на выполнение различных задач. К ним относятся водные бомбардировки, транспортировка пожарных, координация действий с воздуха, обнаружение лесных пожаров и прямая трансляция.

Вертолет Airtelis AS332 Super Puma наполняет свое ведро во время тренировочного полета во Франции. Фото Энтони Пекки

Вертолетная деятельность компании в Испании является самой обширной: на 44 вертолета заключены многолетние контракты. К ним относятся Bell 407 и 412, а также Airbus AS355 и AS332 L2.

Avincis эксплуатирует Ка-32А11ВС с 2004 года, но находится в процессе их замены. Представитель компании сообщил Вертикали, что она «анализирует все доступные варианты. У нас уже эксплуатируются пять Airbus AS332 Super Puma, которые необходимы не как замена Ка-32, а как дополнительный и эффективный инструмент».

Одна из проблем в Европе заключается в том, что «встроенные цистерны” переводят вертолеты в категорию ограниченного использования, препятствуя перевозке пожарных», добавил представитель. «Следовательно, ковши являются предпочтительным вариантом, поскольку они легче и гибче. Обычно вертолет с пожарным расчетом вылетает на место происшествия, приземляется как можно ближе к нему, отряд устанавливает ковш на вертолет после чего работает с ним в тесном сотрудничестве».

Тихий сезон в США.

В континентальной части США сезон пожаров  2023 года был был более спокойным чем обычно. Однако,  разрушительные лесные пожары уничтожили город Лахайна на Гавайях, что привело к большому количеству человеческих жертв и лишний раз подчеркнуло постоянную опасность.

Использование тяжелых вертолетов для тушения пожаров в стране возросло вместе с риском возникновения пожаров. Новые операторы тяжелой техники смогли выйти на рынок пожаротушения после того, как военные США начали продавать ограниченное количество самолетов Boeing CH-46 Sea Knights и CH-47D Chinook, а также сотни самолетов Sikorsky UH-60A Black Hawk.

До 800 UH-60 были одобрены к продаже в рамках программы обмена и продаж Black Hawk армии США (BEST) до 2026 года.

На протяжении десятилетий рост пожарного парка США по контракту на эксклюзивное использование сдерживался федеральными бюджетами, в то время как затраты на тушение лесных пожаров резко росли в годы крупных пожаров.

Крупнейшим подрядчиком федеральных верталетов для  борьбы с лесными пожарами является Лесная служба США (USFS), которая исторически заключила контракты на 28 больших вертолетов типа 1, 34 средних вертолета типа 2 и почти 50 легких/промежуточных вертолетов типа 3 по контрактам на эксклюзивное использование, а также дополнительные вертолеты для привлечения к тушению в случае необходимости.

В то время как сезон пожаров в северном полушарии в основном подошел к концу, жители южного полушария готовятся к любым испытаниям, которые может преподнести лето. Многие из тех, кто тушил пожары на севере уже находятся на юге, готовясь к новым противостояниям с огнем.  Поскольку мир нагревается, глобальная борьба с лесными пожарами не прекращается.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.