Мы знаем, что война вредна для окружающей среды: токсичные химикаты загрязняюn почву и воду в течение десятилетий после прекращения боевых действий. Гораздо менее очевидны выбросы углерода в результате вооруженных конфликтов и их долгосрочное воздействие на климат.
Мы с коллегами подсчитали, что одни только вооруженные силы США производят больше выбросов парниковых газов, чем более чем 150 стран, но слишком часто дискуссии о связях между вооруженными силами и изменением климата сосредотачиваются только на будущих рисках для глобальной безопасности в условиях, затронутых климатом. Военные предпринимают множество вялых попыток озеленить свои военные машины – разрабатывают электрические танки или военные корабли, работающие на биотопливе – однако очень мало обсуждается, как они способствуют изменению климата, особенно во время войны.
Военные не очень прозрачны, и чрезвычайно сложно получить доступ к данным, необходимым для проведения комплексных расчетов выбросов углекислого газа, даже в мирное время. Исследователи, по сути, предоставлены сами себе. Используя множество методов, мы с коллегами работали над тем, чтобы открыть этот «черный ящик» выбросов военного времени и потребовать прозрачной отчетности о военных выбросах в климатический орган UN (ООН), согласно с UNFCCC (РКИК ООН или Рамочной конвенцией по изменению климата ООН).
Ниже наша оценка некоторых способов, которыми военные создают выбросы.
Прямые и косвенные выбросы
Некоторые военные выбросы не обязательно связаны с военным временем, но резко возрастают во время боя. Среди крупнейших источников — авиационное топливо для самолетов и дизельное топливо для танков и военных кораблей.
Другие источники включают производство оружия и боеприпасов, размещение войск, жилье и кормление армий. Кроме того, существует хаос, который военные причиняют, сбрасывая бомбы, включая пожары, дым и обломки в результате повреждения домов и инфраструктуры – и все это представляет собой огромный «углеродный след войны».
Чтобы объяснить весь этот углерод, исследователи должны начать с базовых данных о прямых выбросах из «выхлопных труб», известных как выбросы категории 1. Это, например, углерод, выделяющийся непосредственно при сжигании топлива в двигателе самолета. Если мы знаем, сколько топлива потребляется на километр реактивным самолетом определенного типа, мы можем начать оценивать, сколько углерода выбрасывается целым парком этих самолетов за определенное количество полетов.
Кроме того, у нас есть выбросы от отопления или электричества, которые являются косвенным результатом конкретной деятельности – например, выбросы от сжигания газа для производства электроэнергии для освещения армейских казарм. Это выбросы категории 2.
Отсюда мы можем попытаться объяснить сложный «длинный хвост» косвенных или воплощенных выбросов, известных как выбросы категории 3. Они встречаются в обширных военных цепочках поставок и включают выбросы углерода от производства оружия до информационных технологий и другой логистики.
Чтобы лучше понять боевые выбросы, мои коллеги даже предложили новую категорию — Scope 3 Plus, которая включает в себя все — от ущерба, причиненного войной, до постконфликтного восстановления. Например, выбросы, связанные с восстановлением Газы или Мариуполя в Украине, будут огромными.

Восстановление Газы потребует много энергии и строительных материалов – и, следовательно, выбросов. Хайсам Имад / Агентство по охране окружающей среды
Конкретные проблемы
Наше самое последнее исследование, посвященное использованию бетона военными США в Ираке с 2003 по 2011 год, иллюстрирует некоторые из задействованных расчетов. Во время оккупации Багдада американские военные возвели сотни миль стен в рамках своей городской стратегии борьбы с повстанцами. Они использовались для защиты от ущерба, нанесенного бомбами, заложенными повстанцами, а также для управления передвижениями гражданского населения и повстанцев в городе путем направления жителей через разрешенные дороги и контрольно-пропускные пункты.
Однако бетон также имеет огромный углеродный след: на его долю приходится почти 7 % мировых выбросов CO₂. А бетонные стены только в Багдаде – 412 км (256 миль) – были длиннее, чем расстояние от Лондона до Парижа. Эти стены вызвали выброс примерно 200 000 тонн CO₂ и его эквивалента в других газах (CO₂e), что примерно эквивалентно общим годовым выбросам из выхлопных труб автомобилей Великобритании или всем выбросам небольшого островного государства.
Война на Украине имеет углеродный след Бельгии
В Украине коллеги приступили к колоссальной задаче по сложению всех вышеперечисленных и многих других факторов, чтобы рассчитать углеродные последствия российского вторжения. Эта работа является революционной, поскольку она пытается выполнить очень сложную задачу учета выбросов войны практически в реальном времени.

Неразорвавшаяся ракета на Украине, апрель 2022 года. Капля Света / Shutterstock
По оценкам этих исследователей, углеродный след первого года войны составил около 120 миллионов тонн CO₂e. Это примерно ежегодные выбросы Бельгии. Только боеприпасы и взрывчатые вещества произвели за этот период около 2 миллионов тонн CO₂e, что эквивалентно почти 1 миллиарду говяжьих стейков (150 г) или 13 миллиардам километров езды.
Акцент на выбросах в результате конфликтов особенно актуален с учетом войн на Украине и между Израилем и сектором Газа, а также из-за законопроекта, касающегося 27 правовых принципов защиты окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами (Перак), который был принят Генеральной Ассамблеей ООН. в декабре 2022 года. Хотя Перак является важным шагом вперед, он еще мало что может сказать о выбросах парниковых газов во время конфликта.
Правительства должны соблюдать свои обязательства по прозрачной и точной отчетности о военных выбросах. Люди начинают связывать вооруженный конфликт, выбросы парниковых газов и защиту окружающей среды, но эта тема остается недостаточно освещенной и неисследованной – пришло время пролить свет на этот скрытый аспект войны.