Проблемы европейской безопасности являются ключевыми проблемами после тотального вторжения России в Украину, но есть и многие иные проблемы, которые требуют решения до того, как новые члены присоединятся к ЕС.
Вполне вероятно, что Украина и Молдова получат зеленый свет на начало переговоров о вступлении в Европейский Союз (ЕС) в конце этого года. Однако, мало ясности относительно сроков процесса вступления, который, как показывает опыт западно-балканских кандидатов, может растянуться как минимум на десятилетие.
Можно только приветствовать предложение президента Совета ЕС Шарля Мишель о расширении ЕС к 2030 году. Однако вопросы остаются. Помимо тяжелой работы по политическим, правовым и экономическим преобразованиям, требуемой от всех кандидатов в ЕС, на стороне ЕС остаются четыре политических препятствия, и они вряд ли исчезнут в результате решения, принятого в декабре.
Одним из них является тот неприятный факт, что несколько государств-членов, в том числе крупные экономики, лежащие в основе ЕС, Германия и Франция, не видят возможности присоединения новых членов до существенной реформы ЕС. Это особенно касается отмены требования единогласия во внешней политике и политике безопасности.
Они правы: сложность принятия единогласных решений едва ли совместима с быстрыми и слаженными действиями, которых требует время. Потребность в единогласии, например, позволила Виктору Орбану из Венгрии изменить или заблокировать некоторые пакеты санкций в отношении России, несмотря на поддержку со стороны других членов ЕС.
Канцлер Германии Олаф Шольц неоднократно указывал , что расширение зависит от реформы ЕС, которая будет включать в себя переход от принципа единогласия среди государств-членов к принципу голосования квалифицированным большинством (QMV) , по крайней мере, в решениях по внешней политике и налогам.
Проблема в том, что до сих пор нет единства взглядов и реального компромисса по реформе ЕС. Многие государства-члены не хотят вновь открывать учредительный договор ЕС, что могло бы стать предварительным условием для более широкого использования QMV. Этим летом министры иностранных дел Германии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Румынии, Словении и Испании предложили обойти эту трудность, используя существующие правовые механизмы «конструктивного воздержания» и так называемую оговорку «пассерель », которая позволяет Европейскому совету принимать решения квалифицированным большинством голосов, а не единогласием по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Затем существует Единая сельскохозяйственная политика (CAP), система поддержки и субсидий сельскохозяйственного сектора в ЕС.
Исторически в переговорах по CAP доминировали два крупных блока стран — те, кто поддерживал крупные прямые выплаты фермерам, и те, кто выступал против них. Но теперь на смену этому пришла логика специальных альянсов (по таким вопросам, как социальные условия, экологическое регулирование и перераспределение помощи).
Если существующая система прямых выплат фермерам в зависимости от гектаров сохранится, очень значительная часть денег налогоплательщиков ЕС пойдет крупным конгломератам, управляющим значительной частью огромного сельскохозяйственного сектора Украины. В 2020 году 117 крупнейших компаний контролировали 16% (6,45 млн га или 16 млн акров) всех сельскохозяйственных земель в Украине, однако их доля могла увеличиться после открытия рынка земли в 2021 году и, вероятно, еще больше увеличится в 2024 году, когда он официально открыт для компаний.
Эксперты по заказу ARC 2020, представляющие европейский сельскохозяйственный и сельский секторы, предполагают , что для украинского аграрного сектора в ЕС возможны два сценария: экологически и социально устойчивая сельскохозяйственная и продовольственная система, нацеленная на комплексное сельское развитие, или доминирование агропромышленного комплекса. промышленные гиганты. Последнее было бы логическим результатом прямых выплат за гектар.
Факт остается фактом: если Украина присоединится, бюджет CAP придется либо резко увеличить, либо он испарится, учитывая огромную площадь сельскохозяйственных угодий в стране (она больше, чем вся Италия), при этом средняя ферма занимает около 1000 гектаров по сравнению с 16 гектарами в остальной части ЕС . Никто из нынешних членов ЕС пока не смог предложить жизнеспособного решения. Однако избежать этого невозможно; проблема слишком велика.
Одной из альтернатив ускоренному вступлению Украины является достижение соглашения о постоянном доступе Украины к единому рынку и цифровому рынку до завершения процесса расширения. Другие отраслевые соглашения, например, о постепенной интеграции Украины в Европейский «Зеленый курс», внешнюю политику и политику безопасности, также могут служить промежуточными этапами процесса присоединения. Однако давление Польши, Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии с целью продлить запрет ЕС на импорт украинского зерна указывает на масштаб трудностей, когда дело доходит до поддержки фактической интеграции Украины в единый рынок.
Наконец, существует политика соседства более проблемного центральноевропейского соседа Украины – Венгрии. Многие венгерские СМИ, находящиеся под сильным влиянием правительства, представляют политику Украины в отношении национальных меньшинств как неприемлемо некачественную, в то время как политики подчеркивают обвинения в жестоком обращении в своих выступлениях и визитах . Вполне вероятно, что Венгрия поднимет вопрос о законодательстве о национальных меньшинствах в Украине до того, как будет принято решение о дальнейших шагах по вступлению Украины.
Ни одно из этих четырех препятствий не является непреодолимым. Однако в совокупности они могут замедлить европейскую интеграцию Украины. Они требуют серьезного и тщательного подхода со стороны Украины и сторонников ее членства в ЕС.
Это не незначительные препятствия, которые нужно преодолевать спокойно – скорее, каждое из них требует ясной политической стратегии, готовности искать неортодоксальные решения и сохранения общей картины в фокусе.
Мария Голубева — почетный научный сотрудник Программы демократической устойчивости Центра анализа европейской политики (CEPA). Она была депутатом Латвийского парламента (2018–2022 годы) и министром внутренних дел в 2021–2022 годах. Эксперт по государственной политике, работала в ICF, консалтинговой компании в Брюсселе, а также в качестве независимого консультанта европейских институтов на Западных Балканах и в Центральной Азии.