Австрийская лесная промышленность сообщает о положительных показателях за 2022 год: продажи товаров выросли на 13% до 11,45 млрд евро. Положительное сальдо внешней торговли лесоматериалами увеличилось на 11% до почти 1,8 млрд евро. Об этом сообщает Ассоциация австрийской деревообрабатывающей промышленности. Несмотря на войну в Украине и высокую инфляцию, бизнес-показатели на 2022 год все еще хорошие.
Однако при оценке текущей ситуации у бизнеса оптимизма мало: с середины 2022 года наблюдается значительное падение спроса, особенно со стороны строительной отрасли как крупнейшего заказчика. Весеннего оживления в 2023 году не было ни в отечественной стройиндустрии, ни на зарубежных рынках. Ситуация с заказами слабая, компаниям приходится продолжать сокращать свои производственные мощности, поскольку затраты на энергию, логистику, сырье и персонал по-прежнему находятся на высоком уровне и растут.
Стимулы для строительства надо создавать сейчас
Ввиду сокращения объемов строительства лесная промышленность выступает за антициклические инвестиционные стимулы. Строительная отрасль важна для всей экономики и занятости. Кроме того, становится меньше жилищного строительства по отношению к приросту населения. Ассоциация предлагает противодействовать энергетическому, климатическому и экономическому кризису с помощью инвестиций в доступное и энергоэффективное жилье, включая новое строительство, реконструкцию и уплотнение. Ежегодные темпы обновления уже давно стагнируют на уровне 1,5%, а политическая цель в 3% так и не была достигнута.
Австрийская древесина как экологически чистый строительный материал может внести выдающийся вклад в решение возникших проблем. Наше собственное сырье можно было бы использовать для укрепления региональных цепочек добавленной стоимости, развития экономики, создания рабочих мест и защиты климата.
Рынок древесных отходов заблокирован законом
Ассоциация резко критикует Закон об управлении отходами: древесину можно использовать снова и снова. Это хорошо для эффективности использования ресурсов и продлевает хранение углерода. Тем более досадно, что древесные отходы подпадают под действие Закона об управлении отходами и поэтому с 1 января 2023 года должны перевозиться поездами.
Поезд, безусловно, экологический вид транспорта, но не конкурентоспособный по сравнению с грузовиком. Обязанность перевозки по железной дороге удваивает транспортные расходы на древесные отходы и приводит к новым бюрократическим препонам.
Использование древесных отходов становится менее привлекательным, и компании, которые ориентировались на потребление отходов, всё чаще переходят на использование свежей древесины. Новая правовая база будет серьезно препятствовать ресурсосберегающему использованию древесных отходов в качестве важного элемента экономики замкнутого цикла и биоэкономики.
Источник: FV Holzindustrie