Регламент ЕС по отслеживанию вырубки лесов вызывает разногласия между организациями гражданского общества и производителями

В соответствии с законом, недавно принятым Европарламентом, ЕС готов принять регламент
который запрещает торговлю товарами, производство которых, связано с потерей лесов и использованием иных незаконных источников.

Предлагаемый закон по-прежнему вызывает разногласия: страны-производители пальмового масла, такие как Индонезия и Малайзия, называют регулирование слишком строгим и несправедливым, в то время как группы гражданского общества считают законопроект слишком слабым.

В недавнем совместном заявлении группа из 44 индонезийских CSO (Организации гражданского общества) заявили, что регулирование ЕС направлено только на устранение вырубки лесов из цепочки поставок, без устранения коренных причин вырубки лесов в странах-производителях.

ДЖАКАРТА. Поскольку Европейский союз собирается принять знаковое постановление, запрещающее компаниям торговать товарами из обезлесенных районов и незаконных источников, предлагаемый закон продолжает вызывать разногласия.

С одной стороны, правительства стран-производителей пальмового масла, таких как Малайзия и Индонезия, отклонили закон, заявив, что его требования слишком строги для производителей.

С другой стороны, группы гражданского общества говорят, что регулирование вырубки лесов ЕС недостаточно жестко для достижения своей конечной цели, которая заключается в борьбе с глобальной вырубкой лесов.

Сельское хозяйство является одним из крупнейших факторов обезлесения во всем мире. А на вырубку лесов приходится около 10% глобальных выбросов парниковых газов, которые вызывают изменение климата.

Исторический закон направлен на устранение вклада ЕС в это путем исключения вырубки лесов из цепочек поставок ряда предметов повседневного обихода, продаваемых в Европе.

ЕС несет ответственность за 16% вырубки тропических лесов, связанных с международной торговлей, уступая только Китаю.

Закон, официально называемый Европейским регламентом по вырубке лесов, касается крупного рогатого скота, какао, кофе, пальмового масла, каучука, сои и древесины, а также товаров, которые были получены из этих продуктов или изготовлены из них, таких как кожа, шоколад, печатная бумага и мебель. .

Ожидается, что ЕС примет закон в первой половине 2023 года, поскольку недавно его принял Европейский парламент. Теперь для вступления закона в силу требуется лишь официальное одобрение со стороны стран ЕС, представленных Европейским советом.

Одобрение совета ожидается в ближайшие пару месяцев.

Как только это произойдет, крупным компаниям будет дано 18 месяцев на обеспечения соблюдение правил, а более мелким — 24 месяца.

После одобрения Европейским парламентом 19 апреля правительство Малайзии, второго по величине производителя пальмового масла в мире, выступило с заявлением, в котором раскритиковало это постановление.

Заместитель премьер-министра Малайзии Фадилла Юсоф заявил, что постановление несправедливо и служит в первую очередь для защиты европейского рынка масличных культур, а не для борьбы с вырубкой лесов и изменением климата.

Фадилла, который также является министром плантаций и товаров, сказал, что регулирование разработано, потому что внутренний рынок масличных культур ЕС не может конкурировать с экспортом пальмового масла Малайзии.

«Регламент является преднамеренной попыткой увеличить затраты и барьеры для сектора производства пальмового масла в Малайзии, включая более 450 000 мелких землевладельцев», — говорится в заявлении Юсофа. «В конечном итоге это приведет к увеличению бедности, сокращению доходов домохозяйств и нанесению ущерба нашим сельским общинам — результаты, которые резко контрастируют с обязательствами ЕС, изложенными в Целях устойчивого развития ООН».

Еще в январе он сказал, что Малайзия может прекратить экспорт пальмового масла в ЕС, «если они [ЕС] доставят нам всем трудности в торговле с ними».

Как и Малайзия, соседняя с ней Индонезия, которая является крупнейшим в мире производителем пальмового масла, также обвинила ЕС в блокировании доступа на рынок для их пальмового масла.

Мусдхалифа Махмуд, заместитель главного министра экономики Индонезии по сельскому хозяйству, сказала, что в постановлении ЕС выделяет товары из тропических стран, такие как пальмовое масло.

«Почему пальмовое масло является первым товаром, который необходимо контролировать?» сказала она во время недавнего семинара по пальмовому маслу в Джакарте. «А как насчет других товаров? Вам не кажется, что нам нужно их контролировать? Разве они не способствуют вырубке лесов по всему миру?»

Монокультура масличной пальмы и тропические леса малайзийского Борнео. Изображение Ретта А. Батлера/Монгабая.

Орангутанги

Мусдхалифа отметила, что правительство Индонезии разработало ряд мер, направленных на повышение устойчивости производства пальмового масла.

Она также опровергла утверждение о том, что вырубка пальмового масла приводит к исчезновению таких видов, находящихся под угрозой исчезновения, как орангутаны, заявив, что у обезьян все еще остается достаточно места для выживания.

Мусдхалифа привела официальные данные, согласно которым плантации пальмового масла занимают всего 16,38 миллиона гектаров (40,47 миллиона акров) площади, или 8,6% земель в Индонезии.

Между тем, есть 120 миллионов га (296,5 миллиона акров) территорий, обозначенных правительством как лесные массивы, из которых 22 миллиона га (54,36 миллиона акров) являются заповедными лесами.

«[Эти заповедные леса] являются местом обитания нашей дикой природы, в том числе оорангутанов и многих других. Они живут на площади 22 миллиона га », — сказала Музхалифа. Так почему же орангутан «всегда упоминается во всех других странах? [Почему они всегда спрашивают] где орангутанг, где орангутанг? Им [орангутангам] есть где жить».

Но различные исследования показали, что среда обитания и популяция орангутангов сокращаются из-за вырубки лесов для промышленных плантаций, включая производство пальмового масла.

Исследование 2018 года показало, что в период с 1999 по 2015 год почти 150 000 орангутангов исчезли с острова Борнео, который находится на территории Индонезии, Малайзии и Брунея, из-за потери среды обитания и убийства.

Исследование показало, что темпы вымирания орангутанов были самыми высокими — 63-75% — в районах, вырубленных или превращенных в плантации, как на Калимантане, в индонезийской части острова, так и в малайзийском штате Сабах.

Эта вырубка лесов вытеснила орангутангов из их естественной среды обитания и вынудила их жить на землях корпоративных концессий.

В отчете амстердамской консалтинговой компании AidEnvironment за 2022 год было показано, что только 3,46 миллиона га (8,5 миллиона акров) среды обитания орангутангов находятся в районах с охраняемым статусом, таких как национальные парки, заповедники, охотничьи угодья и охраняемые леса.

Между тем, согласно анализу, почти вдвое больше этой площади, 6,22 млн га (15,37 млн акров), приходится на корпоративные концессии по плантационному выращиванию масличной пальмы, промышленной древесины и лесозаготовкам.

Согласно исследованию 2022 года, если нынешняя схема вырубки лесов продолжится, то потеря лесов на Борнео к 2032 году уничтожит среду обитания более 26 000 орангутанов. Это четверть популяции вида, находящегося под угрозой уничтожения.

Исследование показало, что районы вблизи земель, которые уже были расчищены, а также концессии на плантации промышленной древесины и масличных пальм, имели самый высокий потенциал обезлесения.

Поэтому, чтобы защитить оставшуюся среду обитания орангутангов, исследование призвало ограничить вырубку лесов вокруг уже существующих плантаций.

Вот почему такие усилия, как обязательства по нулевой вырубке лесов, сертификация устойчивости, восстановление экосистем и прекращение расчистки земель, важны, говорят активисты. Именно здесь может сыграть роль регулирование ЕС по вырубке лесов.

Орангутан в Центральном Калимантане. Изображение Ретта А. Батлера/Монгабая.

Призыв к более строгому регулированию

Однако для того, чтобы эффективно предотвращать и сокращать вырубку лесов, регулирование ЕС необходимо усилить, говорят активисты.

Группа из 44 организаций гражданского общества недавно выступила с совместным заявлением, в котором говорится, что текущая версия регламента ЕС направлена только на очистку цепочки поставок товаров и продуктов, поступающих на рынок ЕС, а также тех, которые продаются в регионе.

Она не затрагивает вопрос о предоставлении стимулов и поддержки, стран-производителей в устранении коренных причин обезлесения с помощью таких средств, как политические реформы и совершенствование управления.

«Произойдет то, что мелкие землевладельцы будут исключены из цепочки поставок, потому что им будет трудно выполнить критерии регулирования», — сказал Марди Минангсари, директор индонезийской экологической неправительственной организации Kaoem Telapak, цитируемой ежедневной газетой The Jakarta Post.

Ученый из Индонезийского некоммерческого Центра международных исследований в области лесного хозяйства (CIFOR) Херри Пурномо сказал, что ЕС и страны-производители, такие как Индонезия, должны обратить внимание на пример Индонезии и соглашение ЕС о легальности древесины под названием VPA.

В соответствии с соглашением, подписанным в 2011 году, Индонезия и ЕС совместно разрабатывают систему, известную как SVLK, для проверки законности экспорта древесины в ЕС. Эта система, признанная ЕС в 2016 году, гарантирует, что никакая нелегальная древесина не может попасть на рынок ЕС в целях борьбы с незаконными рубками и вырубкой лесов в Индонезии.

Херри сказал, что соглашение о VPA является примером того, как Индонезия и ЕС могут работать вместе для достижения общей цели.

«Сотрудничество [между Индонезией и ЕС в области устойчивого производства пальмового масла] существует, но оно не такое сильное, как соглашение о VPA», — сказал он Монгабаю.

Херри сказал, что дискуссия о регулировании вырубки лесов в ЕС вызвала разногласия, поскольку ЕС и страны-производители нападают друг на друга, а не сотрудничают.

«Сотрудничество возможно только в том случае, если обе стороны открыты друг для друга», — сказал он.

По словам Херри, сотрудничеству в области регулирования вырубки лесов в ЕС препятствует разница в восприятии между ЕС и странами-производителями.

«ЕС считает, что мы уничтожаем орангутангов [среду обитания], [тогда как] мы видим, что ЕС дискриминирует [нас]», — сказал он. «Однако наша цель на самом деле одна и та же. Все мы хотим устойчивости. Вот почему я хотел бы отметить, что статья 33 нашей Конституции четко предписывает устойчивость [в нашем экономическом развитии]».

Мангровые заросли расчищены для плантаций масличной пальмы. Изображение Teguh Suprayitno/Mongabay, Индонезия.

Другая критика

Группа раскритиковала регулирование за принятие определений обезлесения и деградации лесов, которые они считают слишком слабыми для решения проблемы обезлесения.

Она указала, что постановление рассматривает вырубку лесов как обезлесение только тогда, когда деревья вырубаются для сельскохозяйственных целей. Когда вырубка делается для развития инфраструктуры, добычи полезных ископаемых и других целей, это не воспринимается регулированием как обезлесивание.

Постановление также не рассматривает вырубку агролесомелиоративных деревьев как вырубку леса.

Это связано с тем, что в постановлении используется определение леса, которое не включает агролесоводство, в том числе системы, которые практиковались на протяжении поколений коренными народами и местными сообществами.

«[Это] сделает леса, управляемые коренными народами, уязвимыми для конверсии, но не будет рассматриваться как практика вырубки лесов», — заявила группа.

Постановление также содержит узкое определение деградации лесов, которое охватывает только преобразование лесов в другие виды использования. Оно не распространяется на преобразование первобытных лесов или лесов, образующихся естественным путем, в лесопосадки.

«Таким образом, увеличение площади плохо управляемых вторичных лесов, которые влияют на снижение экологической функции лесов, не классифицируются как деградация лесов и допустимо в соответствии с регламентом ЕС по вырубке лесов», — говорится в сообщении группы.

Группа также подвергла критике дату окончания срока действия постановления 31 декабря 2020 года. Эта дата прекращения означает, что ЕС запрещает только товары, поступающие с земель, вырубленных после 2020 года, а не раньше.

Страны-производители, такие как Индонезия и Малайзия, поддерживают крайний срок, поскольку большинство плантаций были заложены до 2020 года, и, таким образом, производители могут сосредоточиться на повышении производительности и устойчивости, не осваивая новые земли.

Тем не менее, группа заявила, что крайний срок «закрывает глаза на товары, связанные с предшествующей вырубкой и деградацией лесов».

«При этом игнорируется тот факт, что период с 2000 по 2020 год был периодом массовой вырубки лесов в странах-производителях, о чем свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного различными организациями гражданского общества и исследовательскими институтами», — заявила группа.

Агус Пурномо, директор индонезийского гиганта по производству пальмового масла Sinar Mas Agro Resources and Technology, сказал, что крайнюю дату следует рассматривать как нечто положительное, поскольку её принятие означает, что регулирование вырубки лесов ЕС нацелено на перспективу, а не на рассмотрение уже произошедшего.

«Он ориентирован на будущее, [сосредоточив внимание] на том, чтобы обезлесение не происходило с этого момента, а не застревают в прошлом», — сказал он Монгабаю. «Потому что, если мы хотим поговорить о прошлом, почему бы не установить крайнюю дату на 1900 год, когда вырубка лесов происходила гораздо чаще в Европе и США?»

Херри из CIFOR отметил, что, хотя большинство плантаций было создано до 2020 года, политика правительства Индонезии по-прежнему допускает запланированную вырубку леса на 3 миллиона га (7,41 миллиона акров) для различных целей, таких как дороги, инфраструктура и сельское хозяйство, до 2030 года.

Агус сказал, что с датой прекращения производства в 2020 году у компаний, производящих пальмовое масло в Индонезии, не должно быть проблем с соблюдением правил ЕС, поскольку они больше не расширяются в лесах.

Однако у него возникли проблемы с системой классификации правил. В соответствии с этой системой законодательство будет классифицировать страны-экспортеры на основе их риска обезлесения. Страны с низким уровнем риска будут иметь более простую процедуру должной осмотрительности, в то время как страны с более высоким уровнем риска должны будут пройти более строгие проверки. В проверках будут использоваться координаты геолокации, инструменты спутникового мониторинга и анализ ДНК, которые помогут отследить происхождение продукта.

Агус сказал, что если Индонезия будет отмечена как страна с высоким уровнем риска, производителям пальмового масла в стране будет труднее экспортировать свои товары в ЕС.

«Будет очень много дополнительных требований, и это сделает нашу продукцию слишком дорогой на европейском рынке. Фактически это запрет», — сказал он. «Это недобросовестная конкуренция».

Категоризация высокого риска также может быть использована другими рынками, такими как Индия и Китай, для снижения цен на пальмовое масло из Индонезии, добавил Агус.

Изображение баннера: Рабочие вносят удобрения на плантации масличной пальмы. Изображение Агуса Андрианто/CIFOR через Flickr (CC BY-NC-ND 2.0).

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.