Готовится ключевой этап реформ: Юрий Болоховец подал заявление на увольнение…

Вчера утром на традиционном совещании руководителей отрасли, перенесенном с понедельника на вторник,  Юрий Болоховец (далее ЮБ) сообщил о своем решении покинуть пост председателя Гослесагентства и подаче соответствующего  заявления. Конечно, написать заявление не значит уволится, но на сей раз я думаю оно будет подписано.  При этом сам ЮБ без работы не останется и с огромной вероятностью будет назначен на место Игоря Лыцура, который, по инсайдерской информации, уже обнародовал своё нестерпимое желание его освободить и написал заявление на увольнение по собственному желанию.

Интрига по поводу того какой себе путь в будущее выберет ЮБ держалась не долго. Вчера, уже ближе к обеду, в сети, в том числе и на нашей страничке в фейсбук, появилась информация от том, что Болоховца ждет место генерального директора ДСГП «Леса Украины». Её источники близки к  Кабмину и Администрации Президента. Впрочем, для многих это не новость: все руководители ДСГП ЛУ, лесные чиновники Гослесагентства и многие, следящие за развитием ситуации в лесном секторе, прекрасно знают, что изначально  так и планировалось.

Препятствием на пути подобного перехода является только законодательство. Я уже писал об этом в комментарии к материалу Социальные сети о лесном руководстве  опубликованному 3 марта:

  «Согласно закона Украины “Про запобігання корупції“, на Юрия Болоховца, как руководителя органа центральной власти, распространяется положение статьи 26, согласно которому “особам, уповноваженим на виконання функцій держави…протягом року з дня припинення відповідної діяльності запрещается представляти інтереси будь-якої особи у справах …, в яких іншою стороною є орган, підприємство, установа, організація, в якому (яких) вони працювали на момент припинення зазначеної діяльності”. Это не единственное основание мешающее руководителю Гослесагентства в течении года после увольнения занимать кресло руководителя ДП “Леса Украины”, по определению представляющего предприятие в отношениях с профильным органом исполнительной власти, но , на мой взгляд, его достаточно.»

https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1700-18#n26

Сегодня   я уже так не думаю и не потому, что как-то изменилось трактовка закона, а потому что покровители ЮБ, под классическими лозунгами «Все для фронта, всё для победы», «Война все спишет» и «Победителей не судят» легко обойдут любой украинский закон.

Это уже было, к примеру  с законом о защите конкуренции, когда Антимонопольный комитет задним числом выдавал разрешение на создание, к тому времени  уже давно (два месяца) созданного единого предприятия ДСГП «Леса Украины», которое само (кроме, кажется,  Волынской и Черновицкой области) ему за это и заплатило…

Также легко переступили через принятую правительством Шмигаля Стратегию развития лесного хозяйства до 2035 года (её тоже пытаются изменить  задним числом)  и это не последний пример подобного рода.

Буквально вчера ЮБ в качестве крупного Госчиновника, председателя Гослесагентства определял правила, контролировал торговлю древесиной и общался с её покупателями,  а завтра будет делать тоже самое как продавец  – руководитель компании, являющейся  монопольным собственником минимум  12-16 млн. кбм  заготовленной в Украине древесины. В качестве чиновника, он  расставлял лично преданные, полностью управляемые и проверенные в деле кадры, нужные ему в будущем бизнесе для управления финансовыми потоками. В качестве чиновника он определил ту систему приоритетов ДСГП ЛУ, которую считал нужным как её будущий директор и формировал необходимые связи во власти и бизнесе.

 Кроме того, в качестве генерального директора ЮБ никак не сможет избежать представления интересов ДСГП УЛ в делах, где другой стороной будет Гослесагентство, – государственный орган которым он пока ещё  руководит и который непосредственно отвечает за работу ДСГП ЛУ.  Всё это создает коррупционные риски и нарушает выше упомянутый закон, но по большому счету при движении к великой цели это мелочи. Уверен, что Премьер в альянсе с Президентом легко обойдут эти препятствия. При этом Европе будет преподан наглядный урок того, как надо отделять бизнес от власти в ходе лесной реформы европейского образца.

Лично я это приветствую.

Во-первых, ДСГП УЛ уже заточено и отшлифовано конкретно, под ЮБ. Он сам затачивал и шлифовал, поэтому альтернативы ему нет.

Во-вторых, коней на переправе не меняют и это правильно.

В-третьих, мне интересно проследить дальнейшее развитие событий, при этом важно чтобы ЮБ не мешали и дали реализовать свой план, против которого я возражал уже во время первых наших встреч и никогда не скрывал этого.

Конечно я был за реформу, но считал что готовить её надо начиная с определения политики, изменения законодательства, выбора модели управления, а уже потом переходить перестройке существующей  институциональной модели. При этом не лучшим выбором для «лесопроблемной» Украины я считал и считаю создание единой структуры действующей сразу в пяти природных зонах, также как и выбор акционерного общества, по определению заточенного на фискальные цели, в качестве институциональной модели. ЮБ сделал все ровно наоборот и с ним практически все – Президент, Правительство, ВР, АП, лесное хозяйства, лесная наука, лесная элита, лесной сектор – согласились. В данной ситуации у меня остался лишь теоретический интерес к развитию реформ. Как гражданин Украины я буду болеть за успех отрасли во главе с ЮБ, но как бывшему научному сотруднику мне интересно проверить правоту моих собственных взглядов.

Пока я не имею данных за І квартал, но в связи с последним тезисом позволю себе несколько априорных суждений из серии “Мысли вслух”, которые в принципе не люблю и давно не использую.

Очевидно что правительство, в частности Шурму, впечатлили доход, прибыль и рентабельность ДСГП ЛУ за первый квартал, недавно озвученные ЮБ.  И действительно они впечатляют.

Однако замечу, что сравнивая достигнутые показатели с данными за 2022 или 2021 год надо учесть инфляцию (более 30% с 2021), подъем цен на мировых и украинском рынках, значительное уменьшение отчисления дивидендов государству, уменьшение рентной платы и налогов в местные бюджеты и главное уменьшение затрат на лесное хозяйство, которое в перспективе прямо скажется на его качестве. Ничего этого ЮБ не учитывал, из-за чего его анализ приобретает некоторые общие черты с «очковтирательством». Во всяком случае, при учете перечисленных мною факторов, результат не будет казаться столь блестящими.

Следует учитывать и то, что практика деревообработки в СИСТЕМЕ ДСГП ЛУ прямо нарушает закон о защите конкуренции и позволяет получать «нетрудовую прибыль». ЮБ пытается озвучивать своё отрицательное отношение к деревообработке в лесохозяйственной структуре, объясняя её существование только  заботой о тружениках. Однако, это напоминает тактику Хаджи Насредина, взявшего деньги с эмира за обещание научить ишака говорить. Напомню, что курс на отдедление деревообработки от лесного хозяйства официально взят в 2006 году… ЮБ , с учетом его возраста и талантов, может ничего не меняя успешно продолжать его ещё лет двадцать. Впрочем, никто не мешает ДСГП ЛУ вести деревообрабатывающий бизнес честно, что значит покупать сырье на общих основаниях и по рыночным ценам, отказаться от схем, связанных с услугами лесопиления и т.п.

Надо понимать, что создание ДСГП ЛУ не решило проблему справедливости, в частности равенства зарплат и финансовых возможностей лесоводов разных регионов. Уже начаты выравнивающие финансовое положение выплаты, но у меня создается впечатление, что основная их часть не вошла в отчетность за первый квартал. Очевидно, что размер этих выплат многократно возрастет после освобождения оккупированных территорий. Никаких документов или хотя бы расчетов обосновывающих размер и порядок выплат пока не представлено. Поэтому судить о финансовых успехах реформы ЮБ, как минимум, преждевременно.

Судя по всему, ЮБ и его команда, вообще исключили из анализа, предприятия на оккупированных территориях, многие из которых ещё до войны  были близки к банкротству. В целом это позволило им  существенно повысить средние показатели по СИСТЕМЕ за 2002 год и по ДСГП ЛУ за первый квартал 2023 .

 Впереди нас ждет много событий, но какими они будут можно только предполагать. Лично я думаю, что:

  • «упертая» и совсем не европейская позиция Юрия Болоховца, нашедшая место в обсуждаемом сейчас законе о создании АТ «Леса Украины», о передаче всех государственных и коммунальных лесов в состав ДСГП ЛУ вызовет большое противодействие и затормозит принятие закона на неопределенный срок. В этой связи придется  подумать о корпоратизации в ДСГП ЛУ и тесных долгосрочных отношениях с Гослесагентством;
  • возникнут многочисленные проблемы на законодательном уровне, решению которых будет препятствовать отсутствие политики и стратегии, а также низкий профессиональный уровень большинства украинских специалистов продвигаемых в руководство по принципам кумовства, нужных связей и личной преданности;
  • неопределенной остается судьба Гослесагентства, который может надолго застыть в шпагате, опираясь одной ногой на интересы государства, а другой на интересы лесного бизнеса в лице ЮБ;
  • следует ожидать возникновения очагов многочисленных и разномасштабных конфликтов как вне, так и внутри ДСГП ЛУ с непрогнозируемыми последствиями;
  • на оценку реформ ЮБ могут непредсказуемо повлиять, как европейские партнеры, так и украинские правоохранительные органы.
  • и т.д. и т.п.

Прошу понять, что эти мысли не стоит трактовать, как противодействие реформам. Скорее это предупреждение о возможных трудностях. Не зря же народна мудрость гласит: «Предупрежден – значит спасен».

Искренне желаю что бы мой прогноз, в части нового назначения Юрия Витальевича сбылся. ФЛАГ ЕМУ В РУКИ И УСПЕХОВ НА БЛАГО УКРАИНЫ, ЕЁ ЛЕСОВ И ТЕХ КТО ИХ ВЫРАЩИВАЕТ И ИСПОЛЬЗУЕТ!!!

Приглашаю к обсуждению поднятых вопросов. Особенно нужны свидетельства о ситуации на местах, подкрепленные конкретными цифрами. Пишите на почту сайта  или оставляйте своё мнение в комментариях. М.П.

3 коментаря

  • для ivanmisko. Да материалы и мнения с мест очень нужны. Нужны всем, но в этом комментарии я напишу за себя. Из-за длительной болезни я 3-4 года назад оставил лесную аналитику, которой занимался практически всю жизнь. Сил ни на что, кроме пополнения сайта не было. Сейчас чуть лучше… Пытаюсь наверстать упущенное не упуская из виду происходящее прямо сейчас. Думаю с ситуацией до 2022 года включительно я скоро разберусь. Что касается 2023 года очень вероятны проблемы.

    ДСГП вполне могут ограничиться только официальной отчетностью (баланс + ещё две формы), которая оперирует показателями “средними по бане”, но не дает информации о ситуации в регионах. Конечно собирать привычную статистику они продолжат, но возможно только на уровне региональных офисов. В этом случае доступ к ней будет затруднен.

    Кроме того, возможно, что по заказу ЮБ просто “рисуют прибыль”, опираясь на то, что 35% отчисления филиалов в принципе позволяют это делать. В этом случае называемые цифры – абсолютно ничего не говорят о реальной ситуации и сумма расчетной прибыли филиалов не будет совпадать с определенной в офисе ДСГП ЛУ, который кто-то метко переименовал в ТОПЛЕС. Видимо потому, что он привлекает повышенное внимание, а некоторых даже “бодрит”…

    С доходом думаю всё в порядке, по моим расчетам он должен быть даже чуть больше – 4,7 млрд. грн, но сравнивать его с другими годами можно только в сопоставимых ценах.

    Мне нравятся многие Ваши мысли из разряда аналитики, но их недостаточно, чтобы делать серьезные, доказательные выводы. Именно поэтому я прошу о помощи в сборе данных и прояснении ситуации. Конечно, результаты аналитики читатели сайта увидят первыми… Но в принципе их потребителем должно быть всё общество. Тогдпа власть уже не сможет засунуть голову в песок и не замечать происходящего… Есть много мыслей по этому поводу, но сил мало, в сутках всего 24 часа, а время идет быстро…

  • ivanmisko

    Чи є сенс наразі щось обговорювати ?На сайті достатньо матеріалу щоб зробити відповідні висновки про діяльність ,тільки кому це потрібно ?Зверху не аналізують процеси,навідь якщо і є прибуток ,то за рахунок чого вони є в 2023, а немає в 2020 ,2021 ,2022 роках ,де закупівлі ,поточні та капітальні ремонти ?Висновок, в даний час сильні світу будуть робити те ,що ввжають за потрібне ,це ж не тільки в лісовому господарстві ,освіта ,медицина ,безпека і т д .Бабло побеждает зло .

  • Призначення Юрія Болоховця гендиректором ДП “Ліси України” на мою думку це лише питання часу. Для цього потрібно щоб КМ задовільнив його прохання про звільнення та призначив нового керівника або т.в.о., який і підпише наказ про призначення. Тому що саме керівник Держлісагенства може призначати керівників підприємств безпосереднього підпорядкування. А ДП “Ліси України” є підприємством, що входить до сфери управління Держлісагенства.
    Щодо озвучених попердніх результатів роботи ДП за перший квартал. Для любителів круглих цифр ( мільярд дерев, мільйон гектарів, півмільярда прибутку) головне засвітити круглу цифру, яка б запам’яталася. Але без офіційної фінансової звітності за 1 квартал та оприлюднення фінансового плану розвитку ДП на 2023 рік це все виглядає як звичайний піар. Підтвердження цьому сьогодні важко знайти. Фінансовий план давно вже затверджено КМ але на сайті самого ДП його немає. Фінансова звітність має бути отприлюднена лише до 10 травня. Так що з висновками на рахунок ефективності почекаємо. Вони можуть бути дійсно не такі і обнадійливі.

Comments are closed.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.