ДЕЛАЙ ДЕНЬГИ, А НА ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ НАПЛЕВАТЬ?

Почему сегодня это не так. Рассказываем про тренд из трех букв, которые всё больше меняет мир.

Современное общество требует, чтобы бизнес-компании не только добивались финансового успеха, но и заботились о своем воздействии на окружающую среду и общество в целом. Люди хотят видеть этичный бизнес, и это становится все более значимым.

В развитых странах, согласно исследованию бизнес-школы Stern, продажи этичных товаров растут быстрее, чем продажи обычных товаров. И этот разрыв будет только увеличиваться.

Чтобы установить критерии в достижении этичного бизнеса, равные и понятные для всех, и появилась концепция ESG.

С английского: E – environment – ответственное отношение к окружающей среде; S – social – высокая социальная ответственность; G – governance – высокое качество корпоративного управления.

Если говорим о факторах окружающей среды, то это, к примеру, углеродный след компании, энергоэффективность и использование ресурсов. Компании, внедряющие ESG, создают спрос на зелёные технологии: ВИЭ, переработку отходов, энерго- и ресурсосберегающие технологии. Они экономят воду, оптимизируют и цифровизируют бизнес-процессы, внедряют более чистый и электрический транспорт.

Социальные факторы – это оценка условий труда и безопасности работников, гендерного состава, инвестиций в социальные проекты. В «социальный» блок также входит обучение сотрудников, отсутствие переработок, обеспечение работников медицинскими услугами.

А вот вознаграждение руководителей, прозрачность финансовой отчетности, отношения с акционерами, антикоррупционные меры — основное, что включает в себя корпоративное управление.

Факторы E, S и G тесно взаимосвязаны. Действия по поддержке окружающей среды и общества осуществляются с помощью принятой в компании системы управления.

ESG и устойчивое развитие – одного поля ягоды

Устойчивое развитие и ESG связаны между собой. Устойчивое развитие – это про то, что общество должно развиваться таким образом, чтобы у будущих поколений не было из-за нас проблем, потому что мы потребляем, как бы беря у них что-то в кредит. ESG, в свою очередь, это система оценки факторов экологической, социальной и управленческой ответственности компаний, которые могут повлиять на их финансовую производительность в долгосрочной перспективе.

ESG – своеобразная финансовая лупа (или инструмент оценки) для бизнеса, помогающая вести свою деятельность в соответствии с принципами устойчивого развития.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

С точки зрения бизнеса нередко говорят не как о ESG-принципах, а скорее как о факторах. То есть, на бизнес влияют не только финансовые показатели. Существует ещё масса нефинансовых.

К примеру, изменение климата. Через 20 лет во многих регионах сельское хозяйство может коренным образом измениться. Может ли это повлиять на компании, которые занимаются, например, производством шоколада? Конечно, может, потому что в тех регионах, где сейчас растёт шоколад, может измениться урожайность. Это если говорить про составляющую E – environment.

В социальной сфере то же самое: растут стандарты труда, поддержки рабочей силы, развития человеческого капитала. Это тоже важно учитывать. Хотя факторы напрямую не финансовые. И ещё есть факторы корпоративного управления, в частности: как его грамотнее выстраивать, как вести антикоррупционную политику.

И вот эти три группы факторов ESG дополнительно могут влиять на бизнес, могут быть либо рисками, либо возможностями.

Компании, которые учитывают этот аспект в своей деятельности, обычно обладают более устойчивой бизнес-моделью, что в долгосрочной перспективе может привести к большему успеху.

Почему бизнесу уже сейчас сложно без внедрения концепции ESG?

Чтобы считаться успешной, компания должна демонстрировать не только устойчивый рост своих финансовых показателей, но и обладать определенной репутацией. Улучшить ее, а также повысить узнаваемость бренда, и позволяет внедрение принципов ESG.

Кроме того, предприятия в таком случае не только отвечают на запросы общества в отношении экологической устойчивости, но и получают прямые экономические выгоды. Например, снижение энергопотребления и выбросов загрязняющих веществ может привести к экономии средств на энергозатратах и налогах.

Вопросы экологии, социального развития и корпоративного управления также стали важными факторами в принятии инвестиционных решений. То есть сейчас инвесторы при поиске бизнеса, в который хотят вложить средства, всё чаще обращаются к ESG-рейтингам. Это позволяет им оценить, насколько компания ориентирована на устойчивое развитие и управляет своим воздействием на окружающую среду и общество.

Считается, что в ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития. Поэтому чтобы рассчитывать на инвестиции и банковские кредиты, компаниям приходится учитывать условия, при которых эти кредиты выдаются. И тут без соблюдения принципов ESG уже не обойтись.

Имеются данные о том, что компании, уделяющие приоритетное внимание факторам ESG, могут превзойти своих конкурентов в долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что являясь более устойчивыми и социально ответственными, они могут лучше противостоять рискам и вызовам, и использовать новые возможности. В результате инвесторы, которые вкладываются в такие бизнесы, могут со временем добиться более высокой отдачи от своих инвестиций.

Чем больше компаний с внедрённой концепцией ESG, тем лучше потребителям

Когда компании отдают приоритет ESG, они учитывают свое влияние на планету и общество, а также свои финансовые показатели. В результате они принимают более ответственные решения, которые приносят пользу не только их акционерам, но и их сотрудникам, клиентам и обществу в целом.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

Сокращая свой углеродный след, сохраняя ресурсы и сводя к минимуму количество отходов, компании создают более безопасную и устойчивую окружающую среду.

Потребители также получают возможность приобретать более безопасные продукты и услуги. А имея больше информации о компаниях, могут принимать более обоснованные решения о том, на что потратить свои деньги.

Учитывая социальные факторы при принятии решений, компании могут улучшить жизнь своих сотрудников, клиентов и сообществ в той местности, где компания работает. Например, компания, которая отдает приоритет разнообразию и инклюзивности в своей практике найма, создаёт более гостеприимную и инклюзивную рабочую среду. Это приносит пользу сотрудникам, ну и компания получает бонус в виде повышения своей общей производительности.

Принятие принципов ESG обязывает повышать прозрачность деятельности бизнеса и процесса принятия решений, а это укрепляет доверие потребителей и инвесторов.

А как с ESG в Беларуси?

Устойчивое развитие и ESG – для беларусского рынка вектор развития хоть и новый, но актуальный и востребованный. Последние внешнеполитические и внешнеэкономические события лишь усиливают тренд на сохранение и развитие повестки.

Сложность в том, что это происходит очень неравномерно. Есть отрасли, в которых уровень развития ESG достаточно высок. Это в первую очередь банковский сектор. Вообще финансовый сектор во всем мире первым реагирует на такие вызовы. Ему в какой-то степени легче эти факторы учитывать, чем, к примеру, крупному металлургическому заводу. В банках все преимущественно сводится к тому, что нужно изменять свою политику.

Но в Беларуси есть пионеры ESG и кроме банковского сектора. Так Беларусский металлургический завод первым в Беларуси начал публиковать нефинансовую отчетность. Но, к сожалению, прекратил в 2021 году. Кроме БМЗ, есть и другие компании, которые также этим занимаются. Их можно разделить на следующие блоки.

Первый – это дочерние компании, у которых есть материнские компании за границей. И, соответственно, им сверху приходят такие цели. Вот, к примеру, в корпорации Carlsberg принята политика сокращения выбросов парниковых газов, и до беларусской «дочки» «Аливарии» такие цели доводят и, соответственно, тоже вовлекают эту повестку.

Вторая группа – это компании, у которых есть сильная связь с рынками западных стран, преимущественно Западной Европы, Европейского союза, США. Кстати, восточный вектор, который в Беларуси также немал, тоже активно развивает ESG-повестку. Здесь срабатывает требование по цепочке поставок.

То есть если вы хотите поставлять какую-то продукцию для крупной транснациональной компании, вы должны соблюдать её социальные и экологические стандарты.

Третья группа – все остальные. Есть довольно широкая группа CEO, которые понимают, что бизнес должен быть социально и экологически ответственным, и самостоятельно пытаются интегрировать ESG в свою деятельность.

Эти три широкие группы и являются сегодня драйверами в Беларуси. И хотя в нашей стране пресс со стороны потребителей пока не так значителен, беларусские компании уже сейчас стремятся следовать трендам устойчивого развития. 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.