Закрытое акционерное общество “Rovaltra” является одним из старейших предприятий по продаже сельскохозяйственной техники в Литве. Почти три десятка лет назад первые тракторы из Финляндии, появившиеся на дорогах, полях и в лесах страны, могли бы сегодня стоять в технических музеях, но очередная старушка Valtra не желает уступать место более новым моделям и, словно демонстрируя финское качество и долговечность, до сих пор грохочет где-нибудь в поле или в лесу
Никто не будет отрицать, что долговечность техники зависит и от владельца, но как бы он ни был осторожен и аккуратен, её исходное качество и надежность имеют решающее значение.
Йонас Трайнайтис, управляющий директор UAB Rovaltra, одной из старейших компаний по продаже сельскохозяйственной техники в Литве, говорит, что лесники уже давно являются клиентами их компании. «Новыми тракторами сегодня никого не удивишь. Все давно поняли, что пора обратиться к инновациям. Только в этом году около 12 тракторов отправились на работу в государственные леса, еще 10 были приобретены владельцами частных лесов, говорит исполнительный директор.
Самый популярный из популярных
Вряд ли кто-то не согласится с исполнительным директором Rovaltra Я. Трайнайтсом в том, что тракторы серии T с двигателями от 170 до 230 лошадиных сил сегодня являются самыми популярными тракторами, привозимыми в Литву. “Главным фактором при выборе трактора является двигатель и мощность. Всеми любимы шестицилиндровые тракторы серии Т. Мы продаем 70% из них. Это самая успешная техника на рынке, которая используется как на литовских фермах, так и в литовских лесах” – говорит о ее популярности управляющий директор. – Один и тот же трактор можно использовать в разных сферах: зимой для расчистки дорог, в том числе, лесных, осенью или зимой для вывоза древесины из леса, в течении всего вегетационного периода для выполнения фермерских работ: от посева до уборки урожая. На практике трактор можно использовать круглый год, нужно только, чтобы фермер имел смешанное хозяйство или, как в Финляндии, заключал контракты с дорожными операторами и обслуживал окружающие дороги. К сожалению, в Литве это реализовать сложно – дорожникам платят из бюджета, поэтому зима часто наступает неожиданно…”
Кстати, по словам собеседника, в последние годы литовцы покупают качественную, надежную и уж точно не самую дешевую технику. «Люди больше ничего не покупают по рекламным проспектам. Они хотят попробовать, испытать… Они спрашивают у соседа, купившего трактор, хорошая ли это покупка, они не боятся посетить пятерых соседей, чтобы убедиться и увидеть трактор в действии своими глазами. Это не то же самое, что прийти в офис продавца и сказать: мне нужна такая вещь. Люди осторожны, они просматривают интернет, они интересуются опросами пользователей техники, иногда они знают больше, чем мы, когда приходят… В последнее время клиенты горят желанием и приходят покупать, уже собрав много информации. Двадцать лет назад было популярно представить новый продукт. Сейчас это никого не интересует, самое главное качество, мнения компаний, работающих с этой или подобной техникой, фермеров или лесников, лесовладельцев, их отзывы. Период Covid показал, что выставки и презентации совершенно неактуальны, никого не интересуют, поэтому часто в них участвовать не стоит. Может когда-нибудь, в другой раз… Мы их не бросаем, мы участвуем, но пользы от этого никакой. Мы, конечно, не делаем так, как раньше, когда участвовали во всех выставках – где надо и где не надо. Мы уже выбираем, действительно ли это необходимо, — делится опытом Ю. Трайнайтис.
Еще одним моментом, определявшим потребность в выставках, была поставка оборудования. «Сегодня у нас больше заказов, чем мы можем выполнить. На это повлиял и Covid: все, что хранилось на складах, уже распродано. Покупателю, который заказал желаемый трактор, теперь, возможно, придется ждать до 6 месяцев, чтобы получить его. Раньше этот срок был в два раза короче, его производили за 2-3 месяца. По сравнению с другими производителями, Valtra более гибкая – после оформления заказа мы можем получить товар в течение 4-6 месяцев. В этом году мы продали 150 Valtras, у нас ничего нет в наличии, все по предзаказу. Лист заказов на 2023 год уже заполнен на полгода вперед. Программа почти завершена, но дела обстоят иначе… Неизвестно, что будет в следующем году, сложно планировать, потому что ситуации резко меняются…”, – говорит о продажах интервьюер.
Ассортимент моделей Valtra Q
Г-н Трайнайтис говорит, что в настоящее время закупаются новейшие тракторы серии Q для сельского хозяйства, а с теми, которые предназначены для лесного хозяйства, придется подождать. «Спрос на тракторы серии Q будет высоким. Они просты в использовании и эксплуатации, умная машина, которая позволяет оператору легко и эффективно выполнять любую задачу с любым орудием. Условия работы оператора исключительные благодаря просторной и комфортной кабине с пневматической подвеской и подлокотником Valtra SmartTouch, отличной обзорности», — описывает новейший трактор интервьюер.
Если спросить у производителей, с чем у них ассоциируется новый трактор, то ответом будет качество, сделанное с любовью и долговечностью. «Новый Q действительно может удовлетворить потребности самых требовательных лесоводов, а для тех, кому нужно еще больше, компания предлагает компоненты Unlimited». Кстати, даже сегодня более 10 процентов тракторов заказываются с комплектацией Unlimited (без ограничений). Как обычно, тракторы Q будут оснащаться в соответствии с индивидуальными потребностями — от цвета до технических характеристик. О начале серийного производства Q было объявлено в сентябре, а первые единицы поступят покупателям в декабре», — говорит Ю. Трайнайтис.
Пиковая мощность достигается при очень низкой частоте вращения двигателя 1850 об/мин, а максимальный крутящий момент остается постоянным в диапазоне от 1000 до 1500 об/мин. Принцип Valtra EcoPower был применен ко всей серии Q , что еще больше снизило расход топлива. Максимальная скорость движения достигается всего при 1500 об/мин.
Трансмиссия проста в управлении. Электронная система управления коробкой передач серии Q автоматически выбирает минимально возможную частоту вращения двигателя для работы, чтобы поддерживать минимальный расход топлива, и соответствующим образом распределяет мощность на гидравлику, ВОМ или трансмиссию. Оператор просто регулирует настройки в соответствии с поставленной задачей.
Q не слишком легкий и не слишком тяжелый – 9,2 т. Максимальная полная масса составляет 16 тонн, что гарантирует высокую грузоподъемность. Серия Q отличается компактностью, небольшой высотой и длинной колесной базой. Низкий центр тяжести делает Q чрезвычайно устойчивым.
Историческиие «Валтрос» – в лесах Тельшяй

Пока литовцы с нетерпением ждут нового Q, когда мы пришли к лесникам Тельшяй в районное отделение Государственного управления лесного хозяйства, мы ничуть не удивились, увидев Valtra, которому уже больше десяти лет. Механик агрегата Альгимантас Стуопелис говорит, что всего в хозяйстве 14 тракторов — как новых, так и старых. Большинство из них предназначены для ремонта дорог и выполнение лесохозяйственных работ. А «Валтроса» всего два. Один из них работает в питомнике с 1997 года. Все работники питомника счастливы, считая что их милый маленький трактор – самый большой помощник в течение рабочего года…
Римантас Сабаляускас, тракторист, проработавший в питомнике 15 лет, говорит, что трехцилиндровый трактор Валтрос надежен – старик едет, и ничто его не остановит. По словам Р. Сабаляускаса, в ремонте нет необходимости, если за ним всегда ухаживать. «Очень хорошо», — уверяет Римантас и, сев за руль, весело крутит руль, чтобы все поверили.
Судьба другого трактора сложнее: он с 2004 года работает в лесу, в основном обеспечивая работы по подготовке почвы и посадке деревьев, при этом постоянно сталкиваясь с болотами, слякотью и грязевыми ямами.


Фотографии Дайнюса Шерона и неизвестных авторов