В конце августа управляющий директор Немецкой ассоциации мебельной промышленности (VDM/VHK) Ян Курт сообщил об экономической ситуации в отрасли.
По его словам с начала пандемии немецкие производители мебели столкнулись с крайне нестабильным развитием бизнеса. За коронным шоком весны 2020 года последовало удивительно быстрое восстановление, которое, однако, было замедлено острой нехваткой материалов в течение 2021 года. Повышение цен почти на всю продукцию, используемую при производстве, стало серьезным бременем для мебельной промышленности. В частности это связано с тем, что резкое увеличение затрат могло быть компенсировано за счет цены только с большой задержкой.
Начало войны на Украине еще больше усугубило сбои в цепочках поставок. В настоящее время доступность материалов во многих областях, по-видимому, несколько стабилизировалась . В результате сроки доставки тнесколько сократились. Однако ситуация с поставками остается напряженной, а цепочки поставок хрупкими.
Особенно большие проблемы вызывают растущие цены на энергоносители. В июне 2022 года они привели к росту цен производителей на древесные материалы, являющиеся одним из основных компонентов кухонной и корпусной мебели, на 46,4% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. Дальнейшее увеличение цен к настоящему моменту уже реализовано или объявлено на вторую половину 2022 года. Для компаний передача этого бремени по цепочке остается критичной.
С осени, после курортного сезона, ассоциации ожидают более сильного внимания к собственному дому и, следовательно, положительных импульсов для мебельной промышленности.
В первой половине 2022 года немецкие производители мебели смогли увеличить свои продажи на 13,4% до 9,5 млрд евро. Рост продаж в первую очередь отражает увеличение стоимости материалов. Количественный рост был значительно ниже, чем рост продаж. При росте продаж на 4,3% июнь продемонстрировал ослабление импульса. Внутренние продажи увеличились на 13,8%, зарубежные продажи на 12,6%. Продажи значительно выше уровня 2019 года и, следовательно, выше сравнительных значений до короновирусного кризиса.
При росте продаж на 12,4% до 3,2 млрд евро кухонная промышленность остается драйвером роста отрасли. Производители мягкой мебели продемонстрировали самый высокий рост продаж на 19,1% до 577 млн евро. Динамика продаж в крупнейшем сегменте мебельной промышленности – другой мебели (включая мебель для гостиных, столовых и спален) и мебельных деталях – также была более положительной, чем в среднем по отрасли, с плюсом на 17,1% до 3,3 млрд евро.
Как и в предыдущем году, сегменты мебельной промышленности, связанные с потребительскими товарами, демонстрируют несколько лучшую экономическую тенденцию, чем сегменты средств производства. В индустрии офисной мебели зарегистрирован рост на 10,9% при объеме продаж около 1,06 млрд евро. Производители торгового оборудования и другой заказной мебели выросли на 13 процентов по сравнению с предыдущим годом и достигли продаж в размере 968 миллионов евро.
После преодоления негативных экономических последствий коронакризиса экспорт в большинстве европейских стран значительно увеличился . Экспорт в Великобританию увеличился больше, чем ожидалось, на 17%. Британский рынок восстановился после подписания торгового соглашения с ЕС и превратился в пятый по важности экспортный рынок для немецкой мебельной промышленности. Франция по-прежнему занимает первое место в рейтинге самых важных экспортных рынков с небольшим минусом 2,8%, за ней следуют Швейцария с плюсом 3%, Австрия с минус 3,4% и Нидерланды с плюсом 11,6%.
Экспортные рынки за пределами Европы развивались по-разному. После преодоления последствий коронакризиса экспорт в США вырос на 25,8% с января по июнь 2022 года по сравнению с предыдущим годом. Хотя Китай останется вторым по важности неевропейским экспортным рынком для немецкой мебели в 2022 году, экспорт немецкой мебели в Китай в первой половине года сократился на 10,4%. Причиной этого была не в последнюю очередь строгая стратегия правительства Китая по борьбе с коронавирусом, которая негативно влияет на экономический рост и приводит к значительным ограничениям на поездки.
С конца февраля агрессивная война России против Украины привела к тому, что многие немецкие производители мебели полностью или частично прекратили свою деятельность в России. В результате экспорт немецкой мебели в Россию с начала года упал на 29%. С другой стороны, экспорт в Саудовскую Аравию увеличился на 18,7%.
Импорт мебели в Германию резко увеличился в первой половине 2022 года на 13,5% до 5,8 млрд евро. Импорт из Китая вырос на 24,1% выше среднего и составил почти 1,9 млрд евро. Однако рост стоимости импорта произошел в основном за счет значительного удорожания мебели, произведенной в Китае – объем импорта за тот же период сократился на 8,6%. Импорт из Польши увеличился на 10,6%, но доля Польши в общем объеме импорта упала до 26,2%. Импорт из Италии, занявшей третье место, снизился на 0,5%. Импорт из Вьетнама (+31,9%), Турции (+80,4%) и Литвы (+19,2%) значительно увеличился, а импорт из Украины (-18,8%) и Беларуси (-25,2%) сократился в основном из-за продолжающейся войны.
Согласно внутренним опросам торговых ассоциаций, поступающие заказы в немецкой кухонной мебели за первые семь месяцев 2022 года выросли на 15,5%, в производстве мебели для гостиных — на 12,1%, а в производстве мягкой мебели — на 25,3%. .
Однако производители мебели обеспокоены развитием спроса в июне и июле. Поступающие заказы резко упали в июле: соответствующие показатели снизились на 6,7% в производстве кухонной мебели, почти на 35% в производстве домашней мебели и на целых 38,3% в производстве мягкой мебели.
Становится очевидным, что второе полугодие будет более сложным для мебельной отрасли, чем первое полугодие. Повышение цен на продукты питания и энергоносители, надвигающийся дефицит газа и неопределенность дальнейшего хода войны на Украине и развития пандемии угнетают настроение населения. Отчеты по жилищному строительству также не очень обнадеживают. Из-за более высоких процентных ставок строителям гораздо труднее финансировать строительство дома, а количество разрешений на строительство сокращается.
Производители ссылаются на увеличение материальных затрат и способность вышестоящих поставщиков доставлять товары как на самые большие проблемы. По словам опрошенных компаний, регионы Азии и Восточной Европы в настоящее время оказываются особенно проблемными, когда речь идет о закупках, что можно объяснить последствиями карантина в Китае и войной на Украине. На фоне проблемы цепочки поставок почти 60 процентов опрошенных компаний стремятся к большей диверсификации своих закупок. В частности, расширятся закупки на внутреннем рынке и внутри Евросоюза.
Энергоснабжение и растущие затраты на энергию также рассматриваются как проблемы, особенно в отношении сырья, для производства которого требуются газоемкие продукты химической промышленности. С другой стороны, когда речь идет об отоплении, это мало влияет на промышленность, поскольку тепловая энергия обычно вырабатывается путем сжигания древесных отходов собственного производства компании.
