В течение второго квартала 2022 года китайские переработчики бревен хвойных пород отдавали предпочтение новозеландским поставщикам бревен хвойных пород поставкам елового круглого леса из Европы. Таким образом, с точки зрения европейских экспортеров бревен хвойных пород, ослабление спроса в Китае в мае и июне оказалось несколько более выраженным, чем обычно для этого времени года.
Оптовые поставки дали новозеландским поставщикам конкурентные преимущества перед европейцами в течение второго квартала. Это было усилено большими объемами, доступными в Новой Зеландии за последние несколько месяцев. С прибытием почти 50 судов в каждый из месяцев апреля и мая, а также, вероятно, еще 40 судов в июне, поставки из Новой Зеландии находятся на высоком уровне. Это привело к падению отпускных цен на лучистую сосну в последние недели со 160-165 долларов США/м³ в материковом порту Китая CFR в мае до 150-155 долларов США/м³ в июне.
С другой стороны, отпускные цены на европейскую ель в настоящее время составляют 155–160 евро/м³ CFR China Mainland Port для эталонного ассортимента длиной 11,80 м и верхним диаметром 20 см+ (измерение JAS). Это закрепляет падение цен, уже наблюдавшееся в апреле. В то время цена котировалась 165 евро/м³ CFR; до 170 евро/м³ все еще котировалась в конце марта. Цены на кругляк длинномерной ели со средним диаметром 30 см и выше (измерение Хубера) в апреле составляли до 175 евро/м³.
По информации европейских экспортеров, поставки елового круглого леса в настоящее время затруднены из-за контейнерной логистики. Чистые морские фрахтовые ставки здесь не проблема. Вместо этого общие затраты на логистику быстро растут из-за задержек с прибытием судов и высоких цен на дизельное топливо для грузовых перевозок. Многие контейнеры с еловым круглым лесом должны быть помещены на временное хранение в европейских портах или вблизи портовой зоны, чтобы дождаться прибытия забронированного судна. В китайских портах дальнейшая транспортировка контейнеров за пределы территории порта также часто задерживается. Возникли трудности с передачей необходимых документов в связи с мерами по сдерживанию пандемии короны.
Помимо конкуренции со стороны новозеландского круглого леса, некоторые экспортеры также обращают внимание на недавно возобновившийся рост предложения пиломатериалов европейского производства. Хотя еловый круглый лес, поставляемый в Китай, как правило, перерабатывается в сырой или воздушно-сухой сортимент для строительной торговли, тогда как еловые пиломатериалы, поставляемые в основном в виде материала KD, скорее используются для более качественных применений. Тем не менее данные по импорту Главного таможенного управления Китая (GACC) до конца апреля показывают увеличение импорта пиломатериалов хвойных пород на 2% до 5,37 млн м³, в то время как импорт бревен хвойных пород за первые четыре месяца снизился почти на 42% до 9,25 млн м³.
Однако, с точки зрения европейских экспортеров, конкурентная ситуация, связанная с поставками бревен хвойных пород из Южной Америки, еще более ухудшилась. Ставки на балкеры из Южной Америки в Китай находятся на очень высоком уровне, особенно в классе Handysize. Следовательно, у грузоотправителей нет другого выбора, кроме как продолжать прибегать к более крупным перевозчикам Capesize, что, однако, влечет за собой значительно более высокие затраты. В отличие от новозеландских экспортеров, их южноамериканские коллеги в большей степени страдают от повышения цен на балкерные суда из-за отсутствия возвращаемого груза.
В Германии экспортеры отреагировали на состояние рынка в Китае. Они снижают закупочные цены с конца мая. Это включает в себя, в частности, срезание ценовых пиков, некоторые из которых превышают 120 евро/м³ у лесной дороги. Ряд продавцов уже стремятся приблизиться к отметке в 100 евро/м³. Ожидается, что цены в размере 130 евро/м³ у лесной дороги, полученные в Германии от некоторых балтийских лесхозов, также станут неприемлемыми. Закупочные цены на сосну в настоящее время составляют €83-93/м³ у лесной дороги. Однако лишь немногие из торговых компаний занимаются экспортом сосны в Китай.
