Изоляция Китая от коронавируса превращается в логистический кошмар, который грозит серьезно повлиять на глобальную цепочку поставок. Риск возрос теперь, когда Пекин заявил, что готов предоставить «форс-мажорные» сертификаты субъектам, которые из-за транспортных затруднений не смогут выполнить коммерческие контракты.
Поэтому груз древесины или нефтеналивного танкера при определенных условиях может быть отклонен отправителю без уплаты цены или каких-либо штрафов. Тот же правовой щит может также защищать китайских поставщиков от непоставки сырья или продуктов любого вида, от стали до автокомпонентов и печатных футболок.
КИТАЙСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК
Спрос на нефть уже страдает, с предполагаемым сокращением потребления приблизительно на одну пятую в Китае, или на 3 миллиона баррелей в день: воздействие, сопоставимое только с тем, которое вызвано нападением на башни-близнецы в Нью-Йорке. И цены за баррель опускаются все быстрее и быстрее.
На прошлой сессии падение более чем на 3% привело к падению Brent ниже 55 долларов до 13-месячного минимума. WTI, потерявшая 16% в январе, худший результат за тридцать лет за месяц – упала ниже 50 долларов.
Предложить юридический щит “форс-мажора” китайским компаниям – Совет по содействию международной торговле, который предоставил сертификаты компаниям, которые “не выполнили контракты в установленные сроки или не выполнили контракты международной торговли”, из-за доказанной задержки или отмены транспортных услуг наземным, воздушным или морским транспортом.
Вопросы скоро могут быть лавинообразными. Россия недавно закрыла свои границы с Китаем: более 4 тысяч километров границы, через которую проходят не только миллионы людей, но и товары на сумму около 110 миллиардов долларов в год.
На данный момент, по крайней мере официально, не видно, что есть полностью закрытые порты. Однако некоторые морские порты, особенно в районе Ухань, эпицентре распространения вируса и важном промышленном узле, замедляют погрузочно-разгрузочные работы, сдерживаемые отсутствием средств для перемещения товаров: многие водители Тира не вернулись с праздников после лунного Нового года, другие избегают поездок на дальние расстояния, чтобы не рисковать оказаться в карантине.
В некоторых районах Китая движение по автомобильным и железнодорожным путям ограничено. Когда в портах закончатся места для хранения грузов, паралич будет неизбежен. А о форс-мажорных обстоятельствах будет сложно оспорить.
Китай не спешит с источником сырья. Импорт был очень высоким в декабре (как всегда бывает в связи с лунным новым годом), и сотни предприятий продлили закрытие на праздники до следующей недели и далее.
Деятельность остановилась в дюжине провинций, некоторые из которых очень важны для промышленного производства, таких как Хэбэй, Юньнань, Шаньдун. По данным Bloomberg, 90% медеплавильных заводов Китая, 60% сталелитейных заводов и 65% нефтеперерабатывающих заводов сосредоточены в районах, затронутых ограничениями.
Есть также много регазификаторов, которые отвечают за две трети импорта СПГ (Сжиженный природный газ) в Китае. Многие покупатели уже думают прибегнуть к форс-мажорному соглашению: насмешка над Соединенными Штатами, которые только сейчас открыли двери китайского рынка, благодаря долгому перемирию.
Соглашение, подписанное менее месяца назад, обязывает Пекин к дополнительному импорту из США на 200 миллиардов долларов в течение следующих двух лет. Нефть, газ и сельскохозяйственная продукция должны играть львиную долю, но китайские закупки вместо увеличения – как и ожидал рынок – быстро рушатся.
Крупнейший китайский импортер сырой нефти, Sinopec, приказал, чтобы нефтеперерабатывающие заводы сократили производство на 12% (600 000 млрд. кубометров) в этом месяце, а независимые заводы Шаньдуна сократили производство топлива на 30-50% за неделю.
Народная Республика попытается отказаться от поставок США, благодаря пункту в соглашениях, который предусматривает консультации «в случае стихийных бедствий или других непредвиденных событий». Эпидемия коронавируса, безусловно, предлагает хорошее алиби.
СИТУАЦИЯ С ПИЛО- И ЛЕСОМАТЕРИАЛАМИ – ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Что касается древесины, то последствия для экономики по-прежнему незначительны, поскольку китайские покупатели тратят время после праздников как на новые заказы, так и на заказы уже с оплаченными авансами, поскольку они еще не готовы получить товары.
Следовательно, задержки принятия решений постоянны, но есть также случаи задержек платежей, которые всегда оправдываются банками и офисами, которые не работают на 100%.
Ожидается, что более конкретные объективные данные определят, резко ли замедлился экспорт в первом квартале 2020 года, как многие ожидают после конца 2019 года к максимумам в отношении Китая.
Многие лесопромышленные компании все чаще прибегают к нерешенным мерам по снижению риска с помощью Credit Insurance, которая также защищает в исключительных случаях, таких как Coronavirus.
Сектор деревообрабатывающего оборудования все еще опасается и сконцентрирован в соседних странах азиатского региона, что, по-видимому, будет иметь повышенную производственную нагрузку для китайской системы ограничений.
Есть задержки в отправке азиатских комплектующих и промышленных поставок в целом, но на данный момент только задержки.
