Эта статья из раздела “Мнение”. Её автор, – г-жа Фриман является профессором Гарвардской школы права, где преподает экологическое и административное право. Она была советником по энергетике и изменению климата в Белом доме Обамы в 2009 и 2010 годах и консультировала переходную команду Байдена.
В идеальном мире климатические положения, одобренные Конгрессом на этой неделе в рамках Закона о снижении инфляции, напрямую сократят выбросы парниковых газов и препятствуют использованию ископаемого топлива.
Но поскольку Конгресс так сильно разделен, это не тот мир, в котором мы живем. Таким образом, хотя могут быть лучшие способы замедлить потепление планеты, чем закон, который только что прошел через Сенат, 369 миллиардов долларов в виде налоговых льгот, расходов и других стимулы для стимулирования экономики чистой энергии является важным шагом.
Основная цель законодательства состоит в том, чтобы все больше вытеснять ископаемое топливо на транспорте, в электроэнергетике, в промышленности и строительстве. И у него есть дополнительное преимущество: он укрепит основу для регулирования парниковых газов в соответствии с Законом о чистом воздухе.
Более прямой подход наложил бы ограничения на количество парниковых газов, которые промышленность может выбрасывать, или облагал бы налогом выбросы углекислого газа за тонну, в дополнение к финансированию чистой энергии. Такая политика сделает загрязнение окружающей среды более дорогостоящим и подтолкнет производителей и потребителей энергии к переходу на более чистые виды топлива. Вместо этого эти меры лишь косвенно сокращают выбросы.
Но лучших вариантов не было на столе. Чтобы избежать республиканского флибустьера, для поражения которого потребовалось бы 60 голосов, демократы использовали специальный бюджетный процесс, для принятия которого требуется всего 51 голос. Вице-президент Камала Харрис отдала решающий голос в Сенате и направила законопроект в Палату представителей. Согласно правилам Сената для законопроектов о бюджете, в законопроект могут быть включены только меры, связанные с получением или расходованием доходов — налоговые льготы, субсидии, гранты и т. д.
В этом пакете еще многое может понравиться. Чтобы вывести на рынок больше возобновляемой энергии, Конгресс продлил существующие налоговые льготы на ветровую и солнечную энергию еще на 10 лет. Чтобы стимулировать потребление потребителями эффективных энергетических технологий, Конгресс предложил американцам стимулы для установки тепловых насосов в своих домах и покупки электромобилей. Потребители с доходом ниже определенного порога получат налоговый кредит в размере 7500 долларов на покупку нового электромобиля и около 4000 долларов на подержанный.
Существуют также стимулы, которые должны помочь отсрочить вывод из эксплуатации атомных электростанций, которые являются источниками электроэнергии с нулевым выбросом углерода, и снизить стоимость технологии улавливания углерода, которую могут установить электростанции и промышленные объекты для ограничения количества парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Большинство нефтегазовых компаний, выбросы метана в атмосферу у которых превышают определенный уровень, должны платить растущий сбор, если только они не сократят выбросы ниже определенных пороговых значений или не будут соблюдать правила, которые Агентство по охране окружающей среды вскоре доработает. Это единственное положение, которое непосредственно облагает налогом загрязнение.
Несомненно, были компромиссы. Законодательство требует, чтобы некоторые договоры аренды на нефть и газ на федеральных землях выставлялись на продажу, и обуславливает некоторые договоры аренды ветряной и солнечной энергии на аукционах по аренде нефти и газа. Эти компромиссы были необходимы, чтобы привлечь 50 голосов.
Сокращение выбросов, которое получится в результате, трудно оценить, поскольку оно будет зависеть, среди прочего, от того, насколько быстро упадут затраты и насколько быстро компании и потребители освоят эти новые технологии.
Наилучший текущий прогноз заключается в том, что законопроект сократит выбросы парниковых газов в США на 40 процентов по сравнению с уровнем 2005 года в 2030 году по сравнению с предполагаемыми 30 процентами в соответствии с текущей политикой. Это 10-процентное улучшение может показаться небольшим, но за семь лет оно является значительным. Достижение этого сокращения приблизит Соединенные Штаты к выполнению своего обязательства по Парижскому соглашению по сокращению выбросов на 50-52 процента по сравнению с уровнем 2005 года к 2030 году (в 2020 году эти выбросы снизились на 21 процент по сравнению с уровнем 2005 года).
Почти наверняка последуют дополнительные сокращения выбросов. Долгосрочные налоговые льготы для экологически чистой энергии создадут более предсказуемую и стабильную инвестиционную среду, повысив вероятность того, что компании, работающие с возобновляемыми источниками энергии, будут строить ветряные и солнечные электростанции и линии электропередач, которые являются многолетними капиталоемкими проектами. Миллиарды долларов на обезуглероживание производства промышленных материалов, таких как сталь и бетон, должны со временем привести к значительному сокращению выбросов.
В частности, меры по электрификации транспорта, который производит наибольшую и быстрорастущую долю выбросов парниковых газов в США, вероятно, будут трансформационными.
Автомобильные компании уже тратят миллиарды долларов на производство электромобилей и грузовиков. Теперь их краткосрочная экономика выиграет от налоговых льгот, которые сделают электромобили более доступными. Кредиты требуют, чтобы автомобильные компании уменьшили свою зависимость от таких стран, как Китай, в отношении важнейших минералов, используемых в батареях, таких как кобальт и литий, и стимулировали переработку этих минералов. Миллиарды долларов будут направлены на увеличение внутреннего производства аккумуляторов и других компонентов электромобилей, что создаст хорошие рабочие места в Америке.
Закон также укрепит правовую основу для регулирования парниковых газов в соответствии с Законом о чистом воздухе, что приведет к дополнительным сокращениям. Когда E.P.A. устанавливает стандарты парниковых газов для электростанций, закон требует, чтобы агентство учитывало наличие технологии и ее стоимость. Снизив стоимость технологии улавливания углерода, которая улавливает выбросы в дымовой трубе, чтобы эти газы можно было захоронить или перепрофилировать, Конгресс повысил вероятность того, что компании будут ее использовать, и более вероятно, что E.P.A. может потребовать.
Точно так же, поскольку законодательство помогает удешевлять технологии, снижая затраты на производство чистых автомобилей и грузовиков, оно создает прочную основу для установления более строгих стандартов выбросов. Любая будущая администрация, стремящаяся отменить эти требования, как пыталась сделать администрация Трампа, столкнется с трудностями при объяснении того, почему отрасль не может их выполнить, если экономика показывает, что может.
Два других преимущества являются политическими. Эти инвестиции в экологически чистую энергию получили поддержку коалиции рабочих и бизнеса, включая производственные, автомобильные и энергетические компании. Теперь уже не только защитники окружающей среды требуют климатической политики, что положительно сказывается на перспективах будущего климатического законодательства. Законопроект также укрепит доверие к США на международных переговорах по климату, позволив стране конструктивно работать с другими для продвижения собственных внутренних программ по сокращению выбросов.
Закон о снижении инфляции — это не просто хороший закон о климате. Это большое достижение.
Джоди Фриман — профессор Гарвардской школы права, где она преподает экологическое и административное право. Она была советником по энергетике и изменению климата в Белом доме Обамы в 2009 и 2010 годах и консультировала переходную команду Байдена. Она является независимым директором в совете директоров ConocoPhillips, производителя нефти и природного газа.
