Почему выпускники университетов не удовлетворяют работодателей

Разрыв между мечтами дипломированных «специалистов» и реальностью

Получив диплом о высшем образовании, выпускник высшего учебного заведения должен с оптимизмом смотреть в будущее, поскольку верит, что вместе с дипломом получает профессиональные навыки, которые понадобятся на рынке труда.

Но если бы так было всегда, давно бы канула в прошлое инфляция дипломов о высшем образовании, а заодно и работа таксистами, кассирами, продавцами в магазинах для людей с высшим образованием. В действительности доля владельцев дипломов о высшем образовании среди занятых теми видами деятельности, для которых высшее образование не требуется, в Украине составляет 34,3% .

Разрыв между ожиданиями рынка труда от специалиста и тем, чему его научили в университете, — дело давно известное, и это не сугубо украинская проблема. Во всем мире такой разрыв называют «квалификационным», или skills gap. Он становится самым большим разочарованием для выпускников и работодателей. Разочарованием для последних — потому что они получают дипломированного специалиста, которого еще надо учить. Разочарованием для выпускников — потому что высшее образование наконец получено, но квалификационные навыки соответствующего уровня не сформированы, и среди «перспектив» — работа с низкой зарплатой, или не по специальности, или вообще — безработица. У нас в стране только среди тех, кто работает, пораженных квалификационным разрывом, — свыше 45%. Это размер так называемой квалификационной ямы.

Что же это за явление такое — квалификационный разрыв, и как его преодолеть?

 Во-первых, это явление распространено даже в развитых странах мира, — у почти 25% работников есть квалификационный разрыв. В развивающихся странах показатель выше — до 60%. Вред от квалификационного разрыва огромный, — потеря производительности труда в странах ОЭСР из-за квалификационного разрыва составляет 6%, а мировой ВВП теряет 5 трлн долл. ежегодно.

Если предположить, что в Украине такой же квалификационный разрыв, как в странах ОЭСР (6%), то ежегодные потери ВВП будут составлять приблизительно 300 млрд грн.

Во-вторых, квалификационный разрыв требует существенного внимания со стороны системы высшего образования. Как свидетельствуют опрос работодателей и международные исследования, университеты должны заботиться о формировании у студентов таких навыков, как способность решать проблемы (разрыв с ожиданиями работодателей составляет 29%); стрессоустойчивость (29%); коммуникационные навыки (разрыв составляет 24%); адаптивность (20%); анализ данных (20%); лидерские качества (19%).

В-третьих, следует задуматься — где и как формировать затребованные на рынке труда навыки. 97% студентов-практикантов считают, что именно практика формирует коммуникационные навыки, размещенные в списке самых затребованных работодателями. 80%, считают, что коммуникационные навыки могут быть сформированы в аудитории университета во время обучения. Навыки работы в команде, по мнению 90% практикантов, тоже формируются, благодаря прохождению практики, и всего 70% считают, что командному труду можно научиться в аудитории университета.

А работодатели считают, что шесть из десяти самых актуальных квалификационных навыков лучше формируются во время практики, чем в аудитории университета. К этим навыкам относятся: коммуникационные навыки (мнение 80% работодателей); работа в команде (78%); навыки решения проблем (75%); технические навыки (65%); креативность (62%); навыки личного общения с клиентами (58%). Следует напомнить, что первый, второй и третий навыки из перечня выше входят в список трех основных квалификационных навыков, по мнению работодателей мира.

 

ZN.UA

 

Следовательно, не надо надеяться, что университетская аудитория может сформировать у студентов все затребованные работодателями квалификационные навыки надлежащего уровня. То есть образовательная программа, предусматривающая некачественную практику на предприятиях и в организациях с неэффективной системой оценивания приобретенных навыков, не может сформировать выпускника, конкурентоспособного на рынке труда.

В то же время решение проблемы квалификационного разрыва исключительно за счет и усилиями рынка труда, то есть работодателей,  очень сложная задача. В Украине свыше половины наемных работников (53,3%) были охвачены дополнительной подготовкой (переподготовкой) и повышением квалификации, из них всего 32,4% опрошенных учились за счет предприятия, 18,6% — за собственные средства, 2,3% — за счет третьих лиц. Остальные (46,7% респондентов) в течение последних пяти лет не обновляли профессиональную компетенцию, не проходили такую подготовку, в частности 39,8% не получали такого предложения, а 6,9% считают это нецелесообразным.

Решение проблемы квалификационного разрыва должно быть комплексной задачей, то есть проходить с участием как системы высшего образования, так и рынка труда. Развитие практики дуального образования, усовершенствование условий прохождения производственной практики, отход от «отчетного» формализма и соблюдение требований относительно практики всеми задействованными участниками, в т.ч. студентами, усовершенствование результативных практик привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности университетов, развитие программ международного студенческого обмена — все это требует общих усилий заинтересованных лиц. Следует понимать, что в современном мире выпускник как эрудит, хорошо владеющий исключительно предметными знаниями, уже не нужен работодателю. Выпускник — это не «мобильная энциклопедия», ведь без соответствующих навыков эти предметные знания на рынке труда имплементировать невозможно.

В то же время не следует забывать и о том, что формирование выпускника с качественными знаниями, который бы соответствовал ожиданиям рынка труда, требует предварительных инвестиций. Вот сколько тратят на одного студента в год разные страны:

 

ZN.UA

Легко ли нашим университетам с таким показателем генерировать качественный образовательный продукт — выпускника? Можно ли производить более качественный образовательный продукт, если объемы финансирования процесса его производства в несколько раз уступают аналогичному показателю университетов зарубежных стран?

Очень сложные, и вместе с тем актуальные вопросы как для высшего образования Украины в целом, так и для каждого студента в частности. При этом абсолютно понятно одно — эпохе массового, неэффективного государственного финансирования высшего образования надо положить конец. «Деньги должны ходить за студентом», — это правильный тезис, веденный в обращение государством в 2021 году. Но чтобы этот тезис работал, то есть мог уменьшить квалификационный разрыв, надо чтобы денег, которые «ходят за студентом», было достаточно. В свою очередь, нашим абитуриентам и их родителям, выбирающим заведение высшего образования и образовательную программу, следует очень настойчиво интересоваться условиями прохождения практики студентами. Здесь лишних вопросов быть не может.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.