В начале ноября 2021 года в Тульской области, на базе экопарка “Ясно поле”, прошел полевой семинар для землевладельцев и сельхозпроизводителей по лесоводству на сельхозземлях. В ходе семинара были рассмотрены как теоретические основы организации лесного хозяйства и цикла лесовыращивания в частных лесах, так и практические приемы проведения рубок ухода (от осветлений до прореживаний) на примере молодняков березы естественного происхождения, образовавшихся на заброшенных сельхозземлях.
Развитие лесоводства на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения (сельского лесоводства) – одно из наиболее перспективных направлений развития сельских территорий, растениеводства и лесного хозяйства на ближайшие несколько десятилетий. В настоящее время площадь заброшенных сельхозземель в России составляет примерно 76 млн. га, а к началу тридцатых годов, скорее всего, превысит 100 млн. га. По разным оценкам, примерно 30-33 млн. га заброшенных за последние десятилетия сельхозземель уже заросли сомкнутым лесом, еще около 20 млн. га находятся на разных стадиях зарастания. В рамках недавно принятой правительством госпрограммы “новой целины” в сельскохозяйственный оборот планируется вернуть около 13 млн. га ныне заброшенных сельхозземель – в основном временно, поскольку земли выбывают из использования по вполне объективным социально-экономическим причинам (основная часть заброшенных земель просто не нужна для современного эффективного сельского хозяйства). В любом случае, даже за вычетом того, что предполагается вернуть в сельскохозяйственный оборот, оставить как резерв для развития сельского хозяйства или использовать для восстановления ценных нелесных экосистем и ландшафтов, не менее 50 миллионов гектаров бывших сельхозугодий можно использовать для развития лесоводства. Даже относительно бедные и неудобные для остальных видов растениеводства земли обычно очень хорошо подходят для выращивания леса – в подавляющем большинстве случаев они подходят для выращивания насаждений не ниже II бонитета, то есть высокой продуктивности. Эффективное использование этих земель для лесоводства позволило бы в среднесрочной перспективе выращивать в масштабах страны в среднесрочной перспективе до 300 миллионов кубометров древесины, и поддерживать до ста тысяч постоянных рабочих мест (конечно, это не вопрос ближайших лет, но благодаря относительно высокой продуктивности бывших сельхозземель такого результата можно добиться да два-четыре десятилетия).
При этом лесное хозяйство в “официальных” лесах (на землях лесного фонда) находится в глубоком упадке, из которого точно не сможет выбраться в обозримом будущем из-за дурного законодательства, запредельного регулирования и контроля. От этого страдают не только ценные природные территории (отсутствие нормального лесного хозяйства в староосвоенных лесах ведет к растущему дефициту ценной древесины, а дефицит является главной движущей силой освоения остатков дикой тайги и других наиболее ценных лесов), но и люди, в первую очередь жители сельских поселений и районов. Людям уже не хватает жизненно важных лесных ресурсов, в том числе дров и лесоматериалов – а основной кризис еще впереди, когда вступят в силу гораздо более жесткие требования к обороту древесины. Ситуация усугубляется практически полным отсутствием лесов местного значения, вопросы управления которыми могли бы свободно решаться на местном уровне (такие леса были даже при тотальной государственной собственности на леса и земли и при плановой экономике – они были введены Лесным кодексом РСФСР 1923 года, и впоследствии преобразованы в колхозные и совхозные, дожившие до середины нулевых). Функцию лесов местного значения, выведенных из-под безумного правового регулирования и жестко централизованной системы надзора и контроля, как раз могут играть леса на сельхозземлях, находящиеся в негосударственной (муниципальной или частной) собственности). Да и в целом это сейчас практически единственная категория земель и лесов, где есть серьезные шансы на формирование образцов и работающих моделей современного правильного лесного хозяйства – в остальных лесах даже дожившие до наших дней островки жизни, скорее всего, будут сметены очередными бестолковыми реформами и очередным поколением безумных лесных законов и правил.
Тульский семинар показал, что среди нынешних сельских землевладельцев и сельхозпроизводителей есть люди, реально заинтересованные в развитии у себя правильного лесного хозяйства, готовые вкладывать в него свои силы и средства, несмотря даже на колоссальные риски и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Конечно, пока таких немного, но любое большое дело начинается с отдельных энтузиастов. Кстати, сегодня юбилей – 295 лет – приглашения в Россию “лесных знателей” из Гамбурга: Зелгера, Фалентина и Фокеля; и их пример наглядно показывает, что даже три знающих человека, а особенно один из них – Фердинанд Габриель Фокель, могут положить начало целой лесной отрасли.
Конечно, в будущем для развития сельского лесоводства потребуется значительная поддержка и помощь со стороны государства – как и для любых других современных отраслей растениеводства. Но сейчас, на нынешнем этапе, важнее, чтобы законодатели и чиновники хотя бы просто не мешали – не пытались отменить прошлогоднее постановление правительства № 1509, приоткрывшее окошко для лесоводства, и убрали оставшиеся препятствия из законов и нормативных актов (статей 77 и 78 Земельного кодекса, Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, и Признаков неиспользования сельхозземель). Поддержка когда-нибудь точно будет – просто потому, что без эффективного развития сельских территорий не может устойчиво существовать ни одно современное развитое государство, а без эффективного лесоводства в большинстве районов не может быть и эффективного развития сельских территорий. Важно, чтобы до этого государство не убило тех, кого надо будет поддерживать…