Вице-премьер обсудил с руководством Минлесхоза, представителями Госинспекции охраны животного и растительного мира, Комитета госконтроля, «Беллесбумпрома», Минэкономики и других органов государственного управления четыре блока актуальных вопросов. Это особенности эксплуатации Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС), обеспечение предприятий и граждан древесным сырьем, проект изменения организационно-финансового механизма деятельности лесхозов, проблематика использования термина «незаконная рубка» в правоприменительной практике.
Прозрачность и контроль
Мероприятие началось в Коловском лесничестве, где гостям продемонстрировали практические аспекты постановки древесины на учет в ЕГАИС, ее отгрузки с оформлением сопроводительных документов и контроля при перемещении. Министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа отметил, что ЕГАИС в настоящее время позволяет через Интернет отслеживать движение древесины от промсклада до конечного потребителя. Она дает объективную информацию о запасах древесного сырья на всех этапах хранения и возможность принятия оперативных управленческих решений по его заготовке и реализации. Особо отмечалось, что с 20 августа 2021 года древесину могут перевозить только транспортные средства, оборудованные GPS-трекерами. Его наличие в лесовозе как раз и будут в первую очередь проверять сотрудники Транспортной инспекции.
Юрий Назаров, в свою очередь, уточнил, позволила ли ЕГАИС устранить человеческий фактор в определении объемов заготовки и отгрузки древесины? Ему сказали, что работа в этом направлении продолжается. От себя отметим, что различные системы объективного автоматического учета для интеграции с ЕГАИС в прошлом неоднократно предлагались как зарубежными, так и отечественными производителями. Все они были отвергнуты контролирующими органами как не обеспечивающие должную степень точности и объективности измерений.
При этом подобные системы, основанные на фотографировании штабелей и груженых сортиментовозов с последующим автоматическим обсчетом по диаметрам бревен, уже много лет успешно функционируют за рубежом. А во время одного из республиканских семинаров лет пять назад такая система выявила недостачу двух бревен в сформированном на лесосеке штабеле…
»Сегодня ЕГАИС поз волила упростить и сделать прозрачной процедуру учета и отпуска древесины потребителям, констатировал Виталий Дрожжа. По состоянию на 31 августа в системе уже зарегистрировано 1391 юрлицо и ИП, 162 юрлица-лесопользователя, 7162 автомобиля и 11 428 системных пользователей. «
Лес преткновения
Далее участникам семинара показали два участка лесного фонда, которые наглядно показывают противоречие сложившейся правоприменительной практики здравому смыслу. На одном участке проходной рубки осуществлялись уход за насаждением и одновременная уборка сухостоя. При ее назначении с погрешностью в пару лет были допущены нарушения по возрасту древостоя. Результат — квалификация рубки как незаконной с начислением компенсации за причиненный природной среде вред. Безупречная логика контролеров и судов основывается на том, что если документальное оформление рубки выполнено с нарушениями, то и сама рубка является незаконной.
При этом игнорируется прямая норма Лесного кодекса, дающая исчерпывающее определение незаконной рубки. Позволим себе напомнить ее: «Незаконная рубка — рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительных документов; рубка не тех пород, на которые выданы лесорубочный билет, ордер; рубка сверх объема, указанного в лесорубочном билете, ордере (с учетом установленного республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству допустимого отклонения фактически заготовленного объема древесины от указанного в лесорубочном билете, ордере)». То есть происходит подмена понятий, когда заурядную ошибку должностных лиц лесной охраны при оформлении документов квалифицируют как уголовное преступление, связанное с хищением древесины и умышленным нанесением вреда природе.
Во втором случае абсурдность буквального толкования нормативных актов была еще нагляднее. В семилетних культурах лиственницы накануне перевода в лесопокрытую площадь ветровалом повредило около 200 деревьев. Их теперь недостает до установленного норматива. При этом в стране в принципе нет саженцев лиственницы соответствующего возраста, которыми можно было бы выполнить дополнение… Вместе с тем на участке произрастают деревья сосны и ели естественного происхождения, которые подходят по лесорастительным условиям для данного участка, но не подлежат учету. И теперь лесоводы, чтобы не нарушить нормативно-правовой акт, вынуждены поступить «как надо». В данном случае «как надо» — это списать 1,4 га прекрасного молодого леса, признать работу лесоводов неудовлетворительной, а бюджетные средства, потраченные на его создание, — «неэффективно» используемыми.
На первом участке Юрий Назаров поинтересовался, а что бы было, если бы здесь вместо проходной рубки была назначена санитарная? Ответ представителей контрольных ведомств был обескураживающим: «Тогда бы всё было нормально…» Тем не менее окончательное решение суда вступило в законную силу. Лесхоз будет возмещать «вред» окружающей среде.
В случае с лиственницей каких бы то ни было аргументов в пользу буквального соблюдения требований нормативного акта не нашлось даже у представителей Госинспекции и КГК. Было очевидно, что имеется перегиб в «нормативке» и в отдельных случаях ее отдаленность от реальных ситуаций. А вот как решить этот вопрос, теперь предстоит думать всем заинтересованным ведомствам.
Экстренные меры и экономический эксперимент
В пленарной части участники мероприятия обсудили механизм реализации древесины и регулирование цен, в целом обеспечение различных потребителей внутренного рынка древесиной в заготовленном виде и пиломатериалами.
Также были рассмотрены предложения Минлесхоза по изменению организационно-финансового механизма деятельности лесхозов. В лесном ведомстве считают, что оптимальным вариантом станет форма казенного предприятия с правом ведения лесного хозяйства на передаваемых участках лесного фонда. Это позволит устранить разночтения при применении норм законодательства касательно условий оплаты труда, формирования себестоимости, распоряжения имуществом, осуществления закупок товаров (работ, услуг), бухгалтерского учета и других, а также будет способствовать повышению материальной заинтересованности работников за счет применения единых условий оплаты труда для всех работников, оптимизации расходов, стимулированию развития малого и среднего предпринимательства за счет развития рынка лесохозяйственных услуг, совершенствованию механизмов финансирования ведения лесного хозяйства.
Такое преобразование обеспечит сохранение функции государственного регулирования в части обеспечения охраны и защиты лесов. Оно должно быть постепенным и на первом этапе затронет 12 лесохозяйственных учреждений без привлечения бюджетных средств.