Ôîòî Íèêîëàÿ Òèì÷åíêî 18.08.17 Êèíáóðíñêàÿ êîñà

Мифы об Изумрудной сети

Зачем Украине охранять природу так, как хочет Европа, и почему выгоды от этого получат абсолютно все украинцы?

Если мастерица ткет ковер или вышивает рушник и не делает последний стежок, будет ли ее произведение целостным? Ответ, как говорится, на поверхности. Примерно такая же аналогия напрашивается с созданием Изумрудной сети в Украине. Охрана дикой природы, определенных видов и мест их обитания на конкретных территориях — это требование международного законодательства. Каждая страна Европы обязана взять под опеку и включить в Изумрудную сеть определенные участки дикой природы. Именно так удастся создать тот единый и целостный ковер или рушник и охранять ценные территории.

В Украине создание Изумрудной сети должно завершиться в этом году. Но до сих пор у нас даже не принят соответствующий закон. Законопроект №4461 «О территориях Изумрудной сети» зарегистрирован в парламенте 4 декабря 2020 года, а написан еще три года назад. Сейчас документ ожидает рассмотрения в первом чтении. Параллельно ведется информационное состязание между сторонниками и оппонентами законопроекта — нужна ли нам эта инициатива, какие в ней риски и преимущества. Пожалуй, это свидетельствует о том, что законопроект требует широкого обсуждения со всеми стейкхолдерами. Попробуем собрать ключевые мысли и мифы.

ЕВРОПА ЦЕНИТ НАШИ ДИКИЕ ЛАНДШАФТЫ

Первый вопрос, который может возникнуть у граждан, для чего создавать дополнительно Изумрудную сеть, если у нас есть объекты природного заповедного фонда, то есть те же заповедники, заказники, национальные природные парки? Прежде всего сеть создается в соответствии с положениями Бернской конвенции об охране дикой флоры и фауны и природной среды обитания в Европе. Украина ратифицировала конвенцию еще в 1996 году. Поэтому это наше международное обязательство.

Если объекты ПЗФ создаются для охраны животных или растений редких на уровне Украины, то Изумрудная сеть — для охраны природы ценной и редкой для всей Европы. Кстати, в Комитете Бернской конвенции считают, что в Украине сохранилось гораздо больше ценных территорий, чем в Европе в целом. Поэтому Бернская конвенция стремится защитить для всей Европы то, что ценно для всех государств.

Да, процесс формирования сети непростой. Принятие закона — лишь одно его важное звено. Сначала ученые проводят исследования и определяют, почему определенная территория важна для сохранения, например, журавля серого или сон-травы. Затем эти обоснования, зафиксированные на бумаге, обсуждаются на уровне комитета Бернской конвенции, который уже и принимает решение о создании территорий Изумрудной сети в конкретной стране.

Хотя Изумрудная сеть в Украине еще только на этапе создания, но попадание в нее определенных природных объектов уже сейчас является сдерживающим фактором, чтобы на этих участках не начались опасные бизнес-проекты. «День» уже неоднократно рассказывал о намерениях турецких инвесторов построить ветровую электростанцию в долине Боржава. Поскольку долина должна стать частью Изумрудной сети, комитет Бернской конвенции уже несколько раз обращал внимание нашего правительства и Минэкологии, что ее надо обязательно сохранить от ветрогенераторов. Это еще один аргумент, зачем нам нужно появление Изумрудной сети.

РАЗРЕШЕНО ТО, ЧТО НЕ ПРИНЕСЕТ ВРЕДА

Второй этап формирования сети (после одобрения на бумаге) — это разработка плана управления территорией. Здесь могут возникать определенные спекуляции. В этом документе должно быть прописано, что можно делать на землях Изумрудной сети, а что нет. Готовиться план должен при участии землевладельцев, землепользователей и других заинтересованных сторон, чтобы выработать компромиссный вариант для сохранения природы и ведения хозяйственной деятельности (при этом создание Изумрудной сети не предусматривает изменения собственности территорий).

Вместе с этим план управления — это не инструкция сплошных запретов и ограничений, как может показаться на первый взгляд. Для каждой территории такие планы управления будут индивидуальными. К примеру, может идти речь об увеличении на определенном участке сенокоса или выпаса скота, потому что это поможет восстановить дикую природу. Заметим, Изумрудная сеть берет под опеку именно не тронутую человеком природу. Такой же она должна оставаться и в дальнейшем.

Собственно, это и должно развеять сомнения, что на объекте Изумрудной сети нельзя будет пахать, рубить или собирать грибы-ягоды. Если речь идет, к примеру, о территории степи на склонах и оврагах, то распахивать ее и так не позволяет законодательство. Разрешена та деятельность, которая не вредит конкретной территории. Так, в рамках Изумрудных земель разрешена охота, но ограничивается уничтожение тех видов, которые охраняет Бернская конвенция. Если проще — когда определенная деятельность не вредить охраняемым видам и территории их обитания, то никто ничего запрещать не будет.

ЗАЧЕМ НУЖНА ОЦЕНКА РИСКОВ?

Много критики законопроекта о территории Изумрудной сети касалось не так вероятных запретов, как процедуры оценки влияния на окружающую среду. Напомним, что ее должны проходить объекты хозяйствования перед началом своей деятельности. Экспертными группами оцениваются возможные риски влияния на окружающую среду от планируемой деятельности, а экологические департаменты при ОГА или Минприроды дают положительный или отрицательный вывод на подготовленный отчет по ОВД. Граждане же таким образом могут заранее знать, что именно планирует инвестор на определенной территории (именно так общественность и узнала о вероятном появлении ветрогенераторов на Боржаве).

Поскольку отчет по ОВД должна готовить группа независимых экспертов, для объекта хозяйствования  это время и деньги. Недавно «Европейская бизнес ассоциация» опубликовала на сайте свою позицию по законопроекту №4461. Представители ассоциации видят некоторые неточности, по их мнению, в том, как именно должна происходить оценка влияния на территории Изумрудной сети (ОВТИС).

«Необходимо проводить ОВТИС в процессе осуществления землеустройства, а также перед получением ряда документов разрешительного характера. Во-первых, такой подход не в полной мере соответствует положениям Директивы 92/43 / ЕС, согласно которым анализ влияния на территории должен проводиться по плану или проекту, а не в отношении каких-либо промежуточных действий, которые могут иметь отношение к плану или проекту. Во-вторых, на практике это может привести к необходимости проведения ОВТИС несколько раз для реализации одного проекта», — считают в Ассоциации.

Однако разработчики законопроекта уверяют, что все острые углы сглажены. Один из соавторов проекта закона, глава общественной организации «Украинская природоохранная группа» Алексей Василюк объясняет «Дню», что текст закона полностью копирует процедуру создания Изумрудной сети в ЕС: «Это евроинтеграция в сфере охране природы. Что прописано в директивах Соглашения об Ассоциации с ЕС, то и написано в законопроекте. Конечно, это более строгие требования. Но это просто евроинтеграционная норма. Некоторым не нравится дополнительная процедура оценки влияния на Изумрудные территории, а также то, что предполагается оценка влияния на проведение геологоразведки. К примеру, перед добычей газа сверлят скважину, проверяют, как качается газ, а затем начинают скачивание газа в промышленных масштабах. Но вред наносится не качанием газа, а разведкой. Перед извлечением торфа так же проводят разведку, осушают и смотрят, что где есть. То есть в случае с недропользованием вред наносится именно на этапе разведки, это тот этап, когда впервые природа нарушается. Во многих случаях разведку проводят, все разорят, что-то пошло не так, и бросили эту территорию. И именно геологоразведка может требовать оценки влияния, но это будет касаться только земель Изумрудной сети».

ОТ СОПРОТИВЛЕНИЯ К ВЫГОДЕ

Создание Изумрудной сети не проходило идеально и в странах ЕС. В Польше это вызвало сопротивление на уровне местных общин и местных органов власти, которые считали, что внедрение якобы новой формы охраны природы негативно повлияет на туризм, предпринимательство и даже развитие инфраструктуры. На рубеже XX и XXI веков в Германии больше всего сопротивления Изумрудной сети оказывали фермеры — опасались ограниченного доступа к сельскохозяйственным угодьям. Подобные недоразумения возникали во Франции и Финляндии. В польской публикации от 2010 года, где проводился анализ такого сопротивления на уровне общин, авторы резюмировали, что причина сопротивления — в отсутствии хорошей коммуникации между высшими органами власти и местными.

Теперь же в странах ЕС приводят много вычислений относительно пользы и экономической выгоды от сети Natura 2000 (аналог Изумрудной сети в Украине). Так, один гектар территорий Natura 2000 приносит ежегодно 2447 евро. Это не чистая прибыль от какой-либо деятельности в местный или государственный бюджет, а цена за экосистемные услуги. Например, пресноводные экосистемы — это чистая вода и устранение загрязнений из окружающих ландшафтов. Ненарушенные водно-болотные угодья — это природные буферы от паводков, а торфяники — это накопители углекислого газа, что сейчас является основной причиной изменения климата.

«Интересные расчеты проведены в Литве. Ежегодные затраты на поддержание сети Natura 2000 там составляют около 88,7 млн евро, — рассказывают в «Украинской природоохранной группе». — Но выгоды от охраны природы в пределах Natura 2000 гораздо больше — как минимум 193,7 млн евро. То есть укладываясь в охрану природы, Литва ежегодно зарабатывает 105 млн евро, и эта сумма может быть гораздо больше. Заметьте, что площадь Литвы в десять раз меньше площади Украины».

Алексей Василюк добавляет, что на первых этапах для рядовых украинцев, местных жителей от создания в их регионе территорий Изумрудной сети ничего не изменится. «Но если это не заработает, то завтра в одном месте перепахивают, во втором вырубят, в третьем построят свинарник. Сохранить это все, как правило, невозможно. Поэтому это предохранитель, чтобы не потерять природу, которая до сих пор сохранилась, — резюмирует эколог. — С другой стороны, позже, если мы станем государством ЕС, то содержание этих территорий будет финансироваться именно из ЕС. На гектар Изумрудных территорий Евросоюз выделяет в 144 раза больше, чем у нас на гектар содержания национального парка. Средства идут на поддержку, восстановление рек и т.п. А исключений для стран нет. Если мы становимся страной ЕС, то берется опека над этими территориями. В любом случае процесс Изумрудный — это мысль о завтрашнем дне, это попытка сохранить хоть какую-то часть дикой природы и иметь реальные возможности, выгодные всем, ее охранять».

КОММЕНТАРИЙ

«АНАЛОГИЧНАЯ СЕТЬ NATURE 2000 ПОКРЫВАЕТ 18% ТЕРРИТОРИИ ЕС, И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕ МЕШАЕТ БИЗНЕСУ, А ЯВЛЯЕТСЯ ГОРДОСТЬЮ И БОГАТСТВОМ ГОСУДАРСТВ»

Юлия Овчинникова, народный депутат, глава подкомитета по вопросам лесных ресурсов, объектов животного и растительного мира, природных ландшафтов и объектов природно-заповедного фонда Комитета экологической политики и природопользования ВРУ:

— Уже есть пока 377 территорий Изумрудной сети, которые нанесены на кадастровую карту Украины. Украина несет ответственность за их сохранность в соответствии с Бернской конвенцией, которую Украина ратифицировала еще в 1996 году. Однако реальных инструментов для их сохранения на территории Украины нет из-за неопределенности этих территорий в украинском законодательстве. В результате сложилась ситуация, когда обязательства сохранять и ответственность за уничтожение этих территорий государство Украина несет, а механизма обращения с этими территориями в самой стране нет.

Есть реальные прецеденты, когда отсутствие урегулирования данного вопроса может привести к уничтожению территорий Изумрудной сети и открытию дел Бернского комитета, которые могут иметь негативные последствия как для имиджа государства, так и для получения международных инвестиций. В частности, уже есть жалобы по долине Боржава (о размещении ветропарка на территории Изумрудной сети). Конвенция пока планирует отправить своих экспертов для установления на местности, будет ли нанесен вред данной территории. Есть и положительные кейсы, когда планировали строительство ветрогенераторов в пределах территории Изумрудной сети во Львовской области, их просто сместили на 200 метров, тем самым реализовав проект и сохранив природные богатства этой территории.

Кроме того, сохранение особо ценных природных участков — это требование Соглашения об ассоциации с ЕС, которое мы обязаны выполнить, если движемся в Европу и хотим когда-нибудь стать членами ЕС. Аналогичная сеть Natura 2000 покрывает 18% территории ЕС, и ее функционирование не мешает бизнесу, а является гордостью и природным богатством государств. В рамках этого законопроекта имплементируются две директивы ЕС и ключевые статьи четырех конвенций.

Важный момент: законопроект охраняет только определенные виды и места обитания, указанные в приложениях 1, 2 и 3 законопроекта. При этом он не ограничивает всю хозяйственную деятельность на территории Изумрудной сети, а только те действия, которые могут непосредственно навредить этому виду или месту обитания, которое охраняется на данной территории.

Значительная часть функций по работе над развитием Изумрудной сети возложена именно на областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, а на территории Автономной Республики Крым — орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды. Таким образом, они будут непосредственно задействованы в этой работе, в том числе и при разработке планов управления территориями Изумрудной сети, что требует, согласно европейской практике, консультаций и коммуникаций с землепользователями и громадами.

Кроме того, поскольку речь идет о совершенно новом направлении работы, для координации всех действий образуется новый государственный орган, который будет отвечать за управление природоохранными территориями на государственном уровне. Среди прочего этот орган будет обеспечивать участие местных жителей и общественности в процедуре оценки влияния на территории Изумрудной сети.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.