Страны готовят новые и жесткие программы противодействия изменениям климата — какие проекты предлагает Украина?
Именно сейчас наше государство должно выработать свой план адаптации к климатическим изменениям. Он должен касаться абсолютно всех сфер — экономики, промышленности, водного и лесного хозяйства, агросектора. От позиций этого плана, и самое важное — от его исполнения — будет зависеть наше с вами зеленое будущее. Станут ли наши степи пустынями, реки обмелеют, а воздух станет опасным для дыхания — все это как общие фразы, но это наши близкие реалии, чтобы повлиять на которые у нас есть еще немного времени. До 2030 года. Именно на эту дату сейчас ориентируется весь мир, нарабатывая международные планы адаптации и борьбы с изменениями климата. Так же и Украина в ближайшие 10 лет должна определиться со своими экологическими целями и задачами. Первый теоретический шаг на этом пути сделан. Правительство утвердило распоряжение «Об одобрении Второго национально определенного вклада Украины в Парижское соглашение». Напомним, что мы ратифицировали Парижское соглашение в 2016 году. Раз в пять лет каждая страна-участница готовит свой национальный вклад по сокращению парниковых выбросов, то есть определяет для себя новые задачи, которые должна выполнить для борьбы с климатическими изменениями. Цель Парижского соглашения — не допустить поднятия температуры на планете на два градуса. Как отметила заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Ирина Ставчук, уже сейчас мир идет к тому, что среднемировая температура может вырасти на четыре градуса. То есть принятые странами программы и задачи не дают желаемых результатов. Затягивать пояса нужно еще туже.
Что предлагает Украина в своем втором национальном определенном вкладе (НВВ2)? Достичь уровня выбросов парниковых газов в диапазоне 36-42% с 1990 года (или сокращения выбросов на 58-64% от уровня выбросов 1990 года). Сейчас идут электронные консультации с общественностью по упомянутому проекту распоряжения Кабинета Министров Украины. К июлю 2021 года Украина должна подать в Рамочной конвенции ООН по изменениям климата свой обобщающий отчет.
УКРАИНСКИЙ ЗЕЛЕНЫЙ КУРС
В течение апреля и мая Минэкологии планирует согласовать текст отчета со всеми ключевыми ведомствами. Недавно по инициативе Профессиональной ассоциации экологов Украины состоялось онлайн-обсуждение предложений и замечаний общественного сектора к НВВ2. «Предложение о сокращении выбросов на уровне 36-42% стало результатом более 50 совещаний с различными министерствами, ассоциациями и компаниями, — объясняла Ирина Ставчук. — Проблема изменения климата не исчезнет сама собой. Тема изменения климата будет касаться всех. И чем дальше, тем активнее международное сообщество будет применять жесткие инструменты противодействия, которых следует ожидать и в Украине. Сложнее всего будет сектору энергетики. Этот путь изменений будет болезненным для угольного сектора, но у нас нет других путей. Надо регуляторной и финансовой политикой создавать такие механизмы и условия, которыми можно достигать поставленных целей».
Многие эксперты советует Украине нарабатывать свой зеленый курс, который разработали для себя страны ЕС. Кстати, Европа хочет сократить выбросы до уровня 45%, почти вдвое от того, что есть сейчас. Наши темпы абсолютно несопоставимы.
«Экология и изменение климата — это не о страхах, а о поиске компромиссов. Зеленый курс — это об инклюзии и справедливой трансформации, никто не должен остаться позади этого зеленого развития. Или мы что-то делаем, или у нас не будет шансов, — отметил Алексей Рябчин. — Поработают шахты еще десяток лет или меньше. А дальше уже это экономически невыгодно, особенно когда закончится действие зеленого тарифа в 2030 году. Какой будет себестоимость этой энергии, за которую мы платим уже дорого? Угольная энергия будет неработоспособной, и надо будет думать, что с этим делать. Мировые финансовые организации уже не финансируют это, очень трудно привлечь финансирование под реконструкцию угольного сектора».
Алексей Рябчин привлекался за свою карьеру ко многим международным встречам и переговорам по изменению климата и считает, что экологический фактор сейчас на одной ступени с экономическим. «В разговорах с ЕС мы постоянно говорим о финансировании, различных построениях системы торговли выбросов и начали использовать такой термин как архитектура климатического управления. Это комплексный вопрос. Потому что если говоришь о климатическом фонде, чтобы нас больше финансировали, то нас спрашивают — а насколько вы будете амбициозными, как вы хотите сократить выбросы. А какой будет цена на углерод? А кто за это отвечает, каким образом это координируется?».
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ЕДЕМ К БАЙДЕНУ?
То есть вопросов к Украине больше, чем мы имеем ответов. К примеру, в Великобритании принят закон о климате, а за борьбу с изменениями климата отвечает специальный комитет, который и готовит документ о национальном вкладе в Парижские соглашения. «У нас этим занимается Минэкологии, а там специальное мощное научное сообщество, — говорит Алексей Рябчин. — И эта структура подотчетна парламенту. Украина тоже идет по этому пути — есть межведомственная рабочая группа по вопросам изменений климата, сейчас готовится подготовка второго заседания этой группы. Украина должна быть в этом мировом климатическом клубе тоже».
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Но пока нас не очень в тот клуб приглашают. 22 апреля в США состоится климатический саммит (по случаю Дня Земли). По мнению Рябчина, мы могли бы присоединиться к нему в качестве лидера Восточной Европы. Но пока эту позицию удерживает Польша. Ирина Ставчук, которая во времена своей общественной деятельности участвовала во многих климатических переговорах международного уровня, добавила, что на встречу Джо Байдена приглашены страны G20 и страны, развивающие инновации.
«Это страны, которые отвечают за 70% выбросов в мире, — продолжила она. — Эти договоренности, по сути, прогнозируют, каким образом будут двигаться климатические процедуры. Также туда приглашены страны с инновационными политиками, которые наиболее уязвимы. Поэтому там Россия, поэтому там Польша как лидер Восточной Европы, но не мы. За климатические деньги в мире идет борьба, мы, как страна, которая рядом с ЕС, которая оказались в сложной геополитической ситуации, на самом деле получали большое климатическое финансирование. Мы это привыкли принимать как данность, что нам помогают утеплять здания, проводить реформы, но в мире за климатические деньги идет очень сильная борьба. Если мы ожидаем, что с нами будут говорить о привлечении дешевых денег, а это все станет стимулом для развития, то наши климатические цели должны быть на том уровне, который позволит сесть за этот стол переговоров и иметь эти переговорные позиции».
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА СВОИ АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ
Практически от каждого участника онлайн-встречи по НВВ2 звучал тезис о финансировании. С одной стороны, бизнес сейчас заинтересован в изменениях и внедрении мер по национальному вкладу. Крупные компании внедряют собственные программы декарбонизации, то есть уменьшение выбросов парниковых газов. «Но реализация всех амбициозных целей ложится на регионы, реализовывать это будут города и села, где расположены предприятия, где люди пользуются услугами электростанций. Где же найти средства на финансирование всех амбициозных целей, которые мы закладываем в НВВ2? — отметила заместитель директора департамента стратегического развития Госэнергоэффективности Тамара БУРЕНКО. — Если мы не будем ждать средства ЕС, а маленькими шагами двигаться к общей цели, то должно быть сотрудничество государства с регионами. А на региональном уровне еще очень мало людей понимает, какая ответственность ложится на их плечи».
Сейчас ЕС акцентирует внимание на восстановлении биоразнообразия, поскольку предыдущие стратегии о прекращении потерь — не сработали. К примеру, если речь идет о восстановлении лесов, то это не об акциях по высадке саженцев, чтобы отчитаться, а о восстановлении экосистемы леса, возвращении его устойчивости к пожарам, вредителям и засухам. «Без прекращения потерь зеленых насаждений, без запрета дальнейшего разорения экосистем никакие меры в промышленности не смогут существенно повлиять на объемы выбросов парниковых газов. Амбиции Украины должны быть в максимальном облесении и заложении экосистем, уменьшении распаханности территории страны, увеличении площади лесных насаждений и зеленых насаждений городов, — резюмировал пан Валентин. — Это реальные и недорогие мероприятия, которые можно проводить, не дожидаясь создания фондов, привлечения инвестиций»
Для заполнения информационного вакуума представитель Торгово-промышленной палаты Святослав Куруленко советовал проводить на местах форумы на тему европейского зеленого курса, а также рассказывать о локальных инициативах в его рамках. «Чтобы что-то улучшить, все равно нужно вложить финансы, инвестиции, — возражала эколог Наталья ЗБАРОВСКАЯ. — Не всегда бизнес что-то из этого получит. Можем просто вложить, но это будет доброе дело для экологии и все. Что можно предложить? Можно подготовить государственные субвенции и программы или создать некий климатический фонд, в который включить средства по налогу на СО2 и из экологического фонда. Это может быть один климатический фонд, средства из которого будут привлекаться к мероприятиям именно на наш НВВ2, и в жилищном, и в энергетическом секторе. Еще такое предложение — направить государственную помощь для агропромышленного комплекса и всех экологических потребностей, которые улучшат положение дел. Каждая отрасль может говорить о проблемах и расходах, а со стороны государства однозначно нужна помощь. Производители, которые получат определенный бенефит из этого, должны вкладывать и свои средства».
Кстати, над концепцией единого климатического фонда уже работают в Минэкологии. Вскоре обещают рассказать детали о его наполнении и задачах. И, как отметила Ирина Ставчук, европейский опыт свидетельствует, что для достижения амбициозных климатических целей на стоит рассчитывать только на государство. «В Европе в программы модернизации входит доля средств уплаченных налогов, то есть они формируются по принципу — загрязнитель платит, а потом часть этих денег распределяется на программы стимулирования. К таким механизмам мы также должны двигаться», — добавила заместитель министра.
АКЦЕНТ — НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Сейчас наш национальный вклад в Парижские соглашения можно сравнить с сырым пирогом, довести который до полной готовности должно государство совместно с экспертами и общественностью. И пока такая возможность есть, Валентин Щербина, вице-президент Профессиональной ассоциации экологов Украины, советует максимально приблизить наши цели к европейским. Например, Стратегия биоразнообразия ЕС до 2030 года предусматривает переход на органическую обработку земель, уменьшение вдвое использования пестицидов, возвращение 25 тыс. километров рек в природные русла, их раздамбование и т.п.
«Я не слышал амбиций от агентства водных ресурсов, какое количество дамб будет разрушено, какое количество мелиоративных систем прекратит работу, которые осушают и так высушенные земли, — продолжил эколог. — Сам факт появления НВВ2 уже является позитивом, что в Украине есть видение, проявление политической воли. Но для того, чтобы иметь развитие, надо иметь более амбициозный план. Но сначала надо признать свои ошибки. Мы одной рукой прикрываем трубу от выбросов, а второй распахиваем тысячи и тысячи гектаров залуженых и лесистых земель. До 90% углерода в атмосфере имеют агроугодья, которые сегодня растут, в том числе за счет природоохранных полос, водно-болотных угодий. И этому нет конца».
По словам Валентина Щербины, сейчас ЕС акцентирует внимание на восстановлении биоразнообразия, поскольку предыдущие стратегии о прекращении потерь — не сработали. К примеру, если речь идет о восстановлении лесов, то это не об акциях по высадке саженцев, чтобы отчитаться, а о восстановлении экосистемы леса, возвращении его устойчивости к пожарам, вредителям и засухам. «Без прекращения потерь зеленых насаждений, без запрета дальнейшего разорения экосистем никакие меры в промышленности не смогут существенно повлиять на объемы выбросов парниковых газов. Амбиции Украины должны быть в максимальном облесении и заложении экосистем, уменьшении распаханности территории страны, увеличении площади лесных насаждений и зеленых насаждений городов, — резюмировал пан Валентин. — Это реальные и недорогие мероприятия, которые можно проводить, не дожидаясь создания фондов, привлечения инвестиций».
P.S.
Помимо государственных планов противодействия изменению климата такие программы действий может иметь каждый из нас. Так, по данным государственной экологической инспекции, крупнейшие экологические проблемы, которые волнуют украинцев, — это отходы, нехватка питьевой воды и загрязнение воздуха. Недавно «День» рассказывал о необходимости «мусорной революции», начинать которую надо уже. Аналогично надо бороться за водные ресурсы и чистый воздух — как, расскажем в ближайших номерах «Дня».