Пока правительство мечтает о запуске накопительных пенсий, солидарные пенсии в шаге от коллапса
В правительстве абсолютно справедливо сосредоточили внимание на проблемах пенсионной системы Украины, которые накапливались годами и, как снежный ком, по мере движения продолжат лишь нарастать и усугубляться. Поэтому попытки все же привести к логическому завершению начатую в далеком 2003 году пенсионную реформу не являются вопросом политического пиара, мол, смотрите, какие мы классные, работаем ради людей. Это вопрос быть или не быть пенсионному обеспечению в этой стране в целом со всеми возможными последствиями, которые вы можете себе представить. Не буду повторять в сотый раз мантры о низких пенсиях рядовых граждан и сверхвысоких выплатах судьям, о достойной старости и заботе о людях преклонного возраста, общеизвестные цифры о несбалансированности Пенсионного фонда Украины (ПФУ). А попробую дополнить новыми, на мой взгляд, не совсем очевидными цифрами и фактами общественный дискурс, чтобы понять, почему пенсионная политика статус-кво обречена на провал.
Как всегда, есть две новости: одна хорошая, другая плохая. Хорошая в том, что, исходя из демографических прогнозов, о которых немного ниже, у нас еще есть лет десять в запасе, чтобы создать новую инфраструктуру пенсионной системы, разработать и утвердить, то есть сделать приемлемыми для общества новые правила ее функционирования. Плохая в том, что если ничего не менять, то через тот же промежуток времени солидарная система обанкротится. Собственно, очевидно, что с пониманием этого и связано вся обеспокоенность правительства по этому поводу. Уже сегодня дотации государственного бюджета Пенсионному фонду на покрытие его дефицита составляют почти 200 млрд грн (2020 год), или 19% текущих расходов бюджета. Запомним эту цифру.
Три основных фактора влияют на баланс доходов и расходов Пенсионного фонда. Два объективных — демографические тренды и тенденции рынка труда. Один субъективный — система правил, согласно которым рассчитываются пенсии в солидарной системе. Другими словами, демография, экономика, закон. Если с законом мы можем справиться, то демографические и экономические тренды все-таки нужно воспринимать как данность.
Из всего перечня сценариев демографической динамики отечественные ученые предлагают как наиболее реалистичный брать вариант со следующими параметрами:
- коэффициент рождаемости: в 2020 году — 1,17, в 2050-м — 1,22;
- средняя ожидаемая продолжительность жизни: в 2020-м — 67,3 года для мужчин и 77,2 года для женщин, в 2050-м — 72,7 года для мужчин и 80,7 года для женщин.
Такие параметры выглядят вполне реалистичными, за исключением сальдо миграции, которое почему-то считают постоянным на уровне прироста в 15 тысяч человек в долгосрочной перспективе. На самом деле мы хорошо знаем, что количество трудовых мигрантов из Украины за ее пределы составляет по меньшей мере 3,5–4 миллиона человек. Конечно, не все эти люди находятся за рубежом постоянно и одновременно, но значительная часть точно. Как представляется, в этом варианте прогноза не учтен и значительно больший коэффициент смертности, который, к сожалению, точно вырос в последний год с учетом пандемии COVID-19. Но как есть, так есть.
По состоянию на сегодняшний день считается, что на территории Украины, без учета Крыма и ОРДЛО, проживают около 38 миллионов человек, из которых пенсионного возраста (60+) — 8,9 миллиона, а людей возрастной категории 16–59 лет — 22,3 миллиона. Таким образом, сейчас на тысячу украинцев трудоспособного возраста приходятся 395 человек пенсионного. Это один из основных параметров, которые нужно учитывать при расчете баланса доходов и расходов Пенсионного фонда. В 40-летней перспективе с учетом приведенных выше параметров демопрогноза, в 2031 году на тысячу трудоспособных человек будет приходиться около 446 пенсионеров, в 2041-м — 533, в 2051-м — 710. То есть мы вплотную приближаемся к коллапсу, при котором количество трудоспособных сравняется с количеством людей старше 60 лет, и никаких взносов от работающих не хватит для содержания пенсионеров.
При этом отметим, что демографические показатели, по понятным причинам, значительно отличаются от данных государственных реестров. В частности, плательщиков единого социального взноса значительно меньше, ведь есть официальные безработные (около 1,4 миллиона человек) и скрытая безработица, занятость в неформальном секторе экономики (почти 3,5 миллиона человек), которая по факту очевидно больше. А вдобавок к этому упомянутые выше заробитчане. В результате, согласно официальным статистическим данным ГНС Украины, плательщиков ЕСВ в прошлом году было всего 10,2 миллиона человек, это включительно с ФЛП. Количество пенсионеров, по официальным данным ПФУ, тоже не 8,9 миллиона человек, а по состоянию на начало 2021 года — около 11 миллионов, поскольку к людям пенсионного возраста нужно добавить 1,5 миллиона человек, получающих пенсию по инвалидности, 641 тысячу человек — в связи с потерей кормильца, 72,8 тысячи человек получают социальные пенсии. Нетрудно увидеть, что, учитывая не демографическую статистику, а реальный баланс рынка труда и выгодополучателей пенсионных выплат, соотношение работающих, то есть плательщиков ЕСВ, к пенсионерам уже составляет почти 1. Но даже если принимать во внимание не фактический показатель, а лишь расчетный, исходя из данных демографической статистики, то дотации государственного бюджета Пенсионному фонду на покрытие его дефицита в будущем будут выглядеть примерно так, как показано на рис. 1. Иначе говоря, при других одинаковых обстоятельствах, в случае сохранения системы пенсионного обеспечения в ее нынешнем виде дотации государственного бюджета Пенсионному фонду в 2030 году составят 85% собственных доходов, в 2040-м — 113% и дальше по нарастающей.ZN.UA

Следует отметить, что объем дотаций бюджета Пенсионному фонду уже превышал 100%, а именно — в 2016 году он составил 134% его собственных доходов в связи с тем, что была уменьшена ставка ЕСВ почти вдвое, до 22%. Объемы дотаций бюджета Пенсионному фонду на уровне, сопоставимом с собственными доходами последнего, не являются критическим пределом, и именно поэтому нужно считать, что у нас есть лет десять для того, чтобы создать новую пенсионную систему. Если мы потеряем это время, то в дальнейшем будет значительно сложнее это сделать, вероятно, даже невозможно.
Кроме демографического фактора, весомое влияние на разбалансировку доходов и расходов ПФУ оказывают негативные тенденции в экономике и, в частности, на рынке труда, на которые почему-то мало обращают внимание эксперты в пенсионной сфере.
Во-первых, локдауны и карантинные ограничения однозначно негативно сказываются на доходах ПФУ. На рис. 2 приведены данные по плательщикам ЕСВ, что тождественно занятому населению, во время первого общенационального локдауна в прошлом году. Здесь все очевидно, так что объяснять ничего не надо, надо лишь надеяться, что весь этот ужас с эпидемией как можно быстрее закончится. Миллион безработных, которые могли бы получать, допустим, хотя бы минимальную зарплату, сразу превращается в дополнительный дефицит ПФУ в размере около 16 млрд грн в год. Совокупный дефицит государственных финансов даже больше, ведь все эти люди должны получать помощь по безработице. Следует заметить, что никто сейчас не знает, какие новые «черные лебеди» могут появиться в нашем глобализированном и оцифрованном мире. Как, кстати, и никто не знает, как будет выглядеть рынок труда через 10, 20 и 30 лет.ZN.UA

Во-вторых, возвращаясь к текущим проблемам отечественного рынка труда, мы можем констатировать скрытые негативные тенденции такого характера. Согласно официальным статистическим данным, с 2008-го по 2019 год количество работников реального сектора экономики и занятых в бюджетной сфере сократилось примерно пропорционально на 35%. Численность работников бюджетной сферы является постоянной величиной и составляет в среднем 33% от общего количества штатных работников (7,4 миллиона человек), в том числе бюджетников — 2,5 миллиона. Фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2020 году составлял 447 млрд грн, в том числе начисления ЕСВ — 75 млрд грн. Общий фонд оплаты труда в экономике, по данным недавно обнародованных сводных национальных счетов, составлял 1,8 трлн грн. Поскольку, как обычно, сами по себе абсолютные и статические цифры ничего не говорят, перейдем к относительным и ретроспективным данным (см. рис. 3). Из них мы можем увидеть, что на протяжении 2007–2020 годов доля фонда оплаты труда тех, кто получает заработную плату за счет бюджетных средств, выросла на 9 п.п. Это при том, что за период с 2014-го по 2019 год количество медиков уменьшилось почти на 300 тысяч человек, работников образования — на 164 тысячи, ученых и исследователей — на 7 тысяч.ZN.UA

Таким образом, проблема заключается в том, что существует тенденция к росту диспропорции между оплатой труда в реальном и бюджетном секторах экономики, последний из которых, как бы там ни было, финансируется за счет уплаченных налогов. И здесь мы подходим к важному и не для всех очевидному моменту.
Единый социальный взнос, который начисляется на фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, фактически является дополнительной скрытой дотацией из бюджета Пенсионному фонду. Если за каждого наемного работника в реальном секторе экономики ЕСВ платит работодатель за счет средств, получаемых в результате ведения бизнеса, то за каждого работника бюджетной сферы ЕСВ платит государство, а источником этих средств являются налоги. Источником не скрытых, а прямых дотаций из государственного бюджета также являются налоги. С экономической точки зрения, разницы нет, она есть только с формальной.
В цифрах это означает, что фактические дотации бюджета составляли не 200 млрд грн, как официально сообщается, а 275 млрд. В относительном измерении это уже более четверти текущих расходов государственного бюджета. Таким образом, с учетом этого факта показатель 0,68 за 2020 год на рис. 1 легко превращается в показатель 0,95. Несостоятельность солидарной системы сразу становится более очевидной и значительно более близкой. Это ощущение усиливается, если вспомнить, что самые высокие пенсии получают у нас бывшие работники бюджетной сферы (судьи, прокуроры, силовики и т.п.), которым в свое время платили более высокую заработную плату и начисляли больше ЕСВ за счет тех же налогов. Самоподдерживающаяся система!
Так есть ли выход? За реформу солидарной системы ратуют тогда, когда оценивают негативную демографическую динамику или когда нехватка собственных средств Пенсионного фонда требует дополнительных средств из госбюджета, у которого существует свой немалый дефицит. При этом не замечают скрытых диспропорций на рынке труда и в экономике, которые никуда сами по себе не денутся и требуют уже сейчас определенных управленческих действий, наработки плана корректировки макроэкономических дисбалансов. Совершенно очевидно, что медлить с пенсионной реформой в дальнейшем нельзя, и начинаться она должна именно с солидарного уровня, потому что никакие накопительные пенсии не будут спасением, наоборот, они с вероятностью 99,9% только ухудшат ситуацию в солидарной системе.
Хотя с демографической, экономической, социальной, политической позиций, с позиции безопасности трудно найти прецедент в мировой истории, где стартовые условия для пенсионной реформы были бы более сложными, реализовывать ее однозначно нужно с учетом понимания реального текущего состояния дел, а не со скрытыми намерениями получить очередные плюсы к политической карме. Так что, возможно, где-то в 2023-м, наконец, приведем к логическому завершению то, что начали уже в далеком 2003-м.