Импортеров лесопродукции предупреждают, что украинским свидетельствам её легальности, включая лесорубочные билеты, бирки, сертификаты происхождения и сертификаты FSC нельзя полностью доверять

Безусловно эта информация требует анализа, но сегодня на него совсем нет времени. Привожу её только для тех, кто с пониманием относится к нашей работе и важности вопроса именно сейчас, когда правоохранители начинают демонстрировать свою работу. Вечером продолжу. Ниже даю ссылки…М.П.

https://ec.europa.eu/transparency/regexpert/index.cfm?do=groupDetail.groupMeetingDoc&docid=47573

https://ec.europa.eu/transparency/regexpert/index.cfm?do=groupDetail.groupMeetingDoc&docid=47574

Во второй половине февраля 2021 года федерация торговли Великобритании предупредила своих членов о том, чтобы они знали о рисках и избегали импорта товаров  из древесины из Украины, если не будут уверены, что приняты надежные меры по минимизации многочисленных рисков.

Истоки этого заявления кроятся в заседании Комиссии ЕС от 9.12.2020 года, когда была  опубликовано совместное заключение  по правоприменению в отношении Украины в котором говорится, что  что поставка древесины и изделий из древесины из Украины связана с высоким риском закупки продукции, противоречащей действующему законодательству в стране.

В частности сообщалось что: 

  1. Закупка древесины и изделий из древесины из Украины связана с высоким риском закупки продукции, полученной с нарушением действующего законодательства страны.
  2. Ни официальных документов, включая сертификаты происхождения, ни данных электронной системы отслеживания древесины, основанной на них, недостаточно для минимизации риска закупки древесины в нарушение действующего законодательства Украины. Отдельно взятые схемы проверки FSC или других частных сторонних организаций также не могут быть признаны в качестве мер, позволяющих достичь незначительного риска.
  3. Все фактические риски должны быть идентифицированы и должным образом устранены, чтобы снизить риск незаконности до незначительного уровня.

В приведенном ниже списке, приведены аспекты заготовки и продажи лесопродукции, которые следует учитывать в зависимости от конкретной ситуации оператора:

 Уровень коррупции и незаконности процессов, связанных с производством и экспортом древесины в Украине, очень высок. Коррупция и взяточничество государственных служащих – обычное явление

 Бумажные версии лесорубочных билетов могут не соответствовать версиям, опубликованным в Интернете (www.ukrforest.com)

 Лесоматериалы, заготавливаются в охраняемых, рекреационных и защитных лесах

  В ходе санитарных рубок заготавливается древесина любых пород

  Отсутствует адекватный лесной контроль и инспекция

  покупка дорогостоящих пород древесины, приведенных в страновом обзоре, особенно заготовленных в ходе санитарных рубок

 «Отмывание» нелегальной древесины путем смешивания её с легальной в цепочках поставок

 Изменение суммы и качества по цепочке поставок

 Дополнительные соглашения к контрактам на закупку древесины на аукционах, выпущенные в тот же день, которые позволяют партнерам по контракту поставлять товары в другом количестве, качестве и описании, чем было ранее согласовано

 Судебные решения и  другая общедоступная информация, такая как статьи в прессе, а также другие источники информации с перечислением возможных незаконных действий, правонарушений, судебных дел или коррупции связанных с именами поставщика и его старших должностных лиц (если речь идет о государственной структуре) или собственника (с случае частной компании). Существует также онлайн-база данных проверок, проводимых государством (в том числе в лесном хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности).

 Использование компаний -почтовых ящиков (фирм – прокладок) для уклонения от уплаты налогов

 Неверная классификация более ценной древесины как менее ценной, например получение индустриальной древесины под видом, дров и неофициальной оплатой покупателем разницы в цене, поставщику.

 Обход запрета на экспорт, путем поставки продукции по другим кодам и риск несоответствия украинских экспортных деклараций и импортных деклараций ЕС в обход запрета на экспорт.

В документе указано, что из-за высокого риска коррупции официальная государственная документация не может сама по себе снизить риск правонарушений и обеспечить соблюдение EUTR. В этой связи необходимо предпринимать дополнительные, зависящие от конкретной ситуации, шаги для проверки подлинности документов. Чтобы снизить риск незаконности до незначительного уровня, все фактические риски должны быть идентифицированы и устранены соответствующим образом. К примеру:

  Если ведутся судебные дела против должностных лиц лесхозов (или других лесных предприятий) на региональном или национальном уровне, или если такие поставщики или их должностные лица были признаны виновными в незаконных рубках или коррупции в течение последних трех лет, импорт древесины из этих источников должен относиться к группе повышенного риска. Импорт из таких лесхозов и регионов должен быть приостановлен до тех пор, пока дело не будет урегулировано и / или пока оператор не определит (формулировка из статьи 5 в 607/2012), что приобретение не связано со значительным риском.

 При проверке документальных свидетельств для конкретных поставок следует проверить соответствует ли информация в документах характеристикам поставляемой продукции. Объем качество, сорт и другие характеристики, приведенные в документах, должны совпадать соответствующим характеристикам продукции. Проверить соответствие вида и качества продукции типу и способу заготовки, объему и качеству, сортам бревен, описанным в документах. Как предупреждение о вероятных нарушениях (красные флажки) следует рассматривать случаи, когда коммерчески ценная древесины поступает из лесов с запретом или ограничениями на заготовку древесины; древесина хорошего качества продается как дрова; или объем пиловочника, использованного для производства пиломатериалов, не соответствует реальному выходу продукции при лесопилении.  Такую информацию можно получить из лесорубочных билетов, товарно-транспортных накладных и сертификатов происхождения.

 Места лесозаготовок можно найти на веб-странице государственного предприятия ЛИАЦ, подчиненного Гослесагентству (https://www.ukrforest.com/check). Убедитесь, что в документации по лесозаготовкам указаны соответствующие районы, а также, что долгота и широта лесосек соответствуют спутниковым снимкам лесных массивов, не оставляя сомнений в том, что никакие лесозаготовки не велись за пределами официальных ведомостей. Проверьте зоны лесозаготовок по спутниковым снимкам – подтверждают ли они информацию, содержащуюся в официальных лесозаготовительных и транспортных документах?

 активно проверять статьи в украинской прессе, протоколы судебных заседаний и другие источники на предмет любой информации, указывающей на возможную незаконность, правонарушения, судебные дела или коррупцию.

 Избегаь добавления древесины, заготовленной при санитарных рубках, в свою партию продукции, если, конечно, это не дрова или биотопливо. Правильное документирование санитарных рубок практически невозможно. Поэтому рекомендуется использовать различные типы доступной информации для проверки необходимости и обоснованности санитарных рубок, например: фотодокументацию местности до и после сбора урожая, использование местных НПО для проверки вероятной необходимости принятия превентивных мер, включая санитарные рубки. Без какой-либо независимой документации о необходимости санитарных рубок существует высокий риск получить незаконно заготовленную древесину с поддельными документами. Особое внимание следует уделять ценным породам древесины, заготовленным в ходе санитарных рубок, не связанных с масштабными стихийными бедствиями.

 Независимые аудиты, при которых минимизируются все риски перечисленные выше в данном Приложении, включая поездки на места и интервью с поставщиками, гражданским обществом и / или (местными) НПО, проводимые в соответствии с Руководящим документом по снижению рисков. Следует учитывать, что в регионах,где доступ в лес запрещается пользователями и связан с риском применения насилия, проведение независимой проверки на местах практически невозможно.

 В соответствии с Руководящим документом по снижению рисков проводить самостоятельные аудиты, с целью минимизировать все риски указанные выше или покупать продукцию, сертифицированной по цепочке поставок FSC, после подтверждения сертификации заслуживающей доверия неправительственной организацией, в соответствии с требованиями подтверждения легальности третьей стороной в соответствии с европейскими требованиями по подтверждению легальности, завозимой в страны ЕС продукции из древесины.

 В случае если анализ вида и/или происхождения древесины сомнителен, следует вести учет того, кому и куда направляются платежи за лесопродукцию и какие услуги оплачиваются. Чтобы снизить риск уклонения от уплаты налогов, убедитесь, что контракты с лесхозами на продажу древесины заключаются напрямую с самими лесхозами или непосредственно на официальный банковский счет в Украине. Если платеж не поступает на украинский счет, проверьте, по каким причинам это происходит.

Вывод

Если невозможно принять адекватные меры по снижению риска или если риск коррупции и незаконности, связанный с поставками древесины, по-прежнему остается значительным, несмотря на принятие соответствующих мер, операторы должны воздерживаться от размещения древесины и изделий из нее на рынке ЕС.

ПОСЛЕДНИЕ СООБЩЕНИЯ СМИ О НЕЗАКОННЫХ РУБКАХ И СВЯЗАННОЙ С НИМИ ТОРГОВЛЕ В УКРАИНЕ (С УЧАСТИЕМ FSC И IKEA):

Новости канала 4:  https://www.channel4.com/news/from-chainsaw-to-chair-ikeas-illegally-sourced-furniture

Хранитель: https://www.theguardian.com/environment/2020/jun/23/timber-unsustainable-logging-allegedly-sold-eu-ethical

Reuters: https://www.reuters.com/article/ikea-supplychain-ukraine-wood-idUKL8N2E053U

ИЗВИНИТЕ. Я ДАЖЕ НЕ УСПЕЛ ЭТО ПЕРЕЧИТАТЬ. А ВОТ МЫСЛЕЙ ПО ПОВОДУ МНОГО….М.П.

 

 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.