Рецепт победы прост – экономика и наука!

Выбор только за нами – быть экономически развитым, конкурентоспособным государством или оставаться сырьевым придатком мира

Небольшая перестановка … Но пока в кабинете. Только что избранный 46-й президент США Джо Байден почему-то начал изменения по обстановке Овального кабинета Белого дома. Новый президент распорядился убрать кнопку по доставке диетической колы и освободить стол от бюста Черчилля, хотя Уинстон Черчилль – уважаемый человек в Америке, почетный гражданин США. Я также был удостоен звания «почетный гражданин», но не всех Штатов, а двух городов в штате Индиана: Лафайетт и Вест Лафайетт.И сегодня, тесно общаясь с друзьями и соратниками семьи Уинстона Черчилля, мы вместе вспоминаем, как, находясь на посту премьер-министра Великобритании в годы Второй мировой войны, он пообещал вновь назначенному военному правительству много работы, а рецепт победы очертил двумя словами – «экономика и наука».

Украине стоит прислушаться к его словам, тем более, что наш кризис также разворачивается на фоне войны. Базовые принципы восстановления экономики не являются новыми, потому что все успешные страны прошли в свое время через такие реформы. Кризис коронавируса стимулировал украинцев снова вернуться к своему естественному состоянию – выживанию. Поэтому, к сожалению, многие люди вышли из бизнеса, а кто-то уехал за границу, но те, кто устоял, стали сильнее. И опираясь именно на этих людей, на средний класс, надо выстраивать новую экономику нашей страны.

Здесь стоит двигаться по нескольким крайне важным принципам.

Первый принцип: не принимать того, что разрушает нашу экономику. Разрушительные идеи могут возникать как в украинском олигархате, так и под руководством или требованиями МВФ, Европейского Союза или других международных финансовых структур. И несмотря ни на что, наши политики часто протягивают такие решения, которые сознательно уничтожают вполне рабочие кластеры экономики.

И здесь стоит вспомнить споры между Украиной и ЕС относительно экспорта необработанной древесины (леса-кругляка) – то накладывали мораторий, то отменяли. Европейцы заинтересованы, чтобы сырье было доступно их мебельным комбинатам. А украинские политики-дельцы каждый раз со сменой власти на этом умудрялись зарабатывать, от чего экономика Украины, к сожалению, только теряла.

Также в качестве примера можно привести ограничения спецрежима НДС для аграрных производителей в 2015 году. А вот с недавних пор – снижение налога на добавленную стоимость на продукцию аграрного производства, которую селяне производят в поле, или на фермах.

Странная ситуация, когда все составляющие аграрного производства нужно покупать со ставкой НДС 20%, а 14% являются тем налогом на добавленную стоимость, который остается при реализации продукции. Понятно, что такая дискриминация направлена прежде всего на тех, кто сегодня сконцентрировал в своих руках предприятия, перерабатывающие продукцию и дальше экспортируют ее за границу. К сожалению, значительная часть мелкого и среднего производителя страны от этого негатива только страдает. Во власти должны появиться профессионалы, в том числе и от различных отраслей, которые знают, как на законодательном уровне стимулировать производство, а не подрывать его.

Второй принцип: отдавать предпочтение созданию производства в Украине, а не импорту продукции из-за рубежа. Например, США долгое время защищали свой автопром через налоговые механизмы, а не развивали импорт, и наконец, создали условия, когда японские производители начали строить заводы именно в США. Тем же путем должна идти Украина, в частности в стимулировании производства различной техники и оборудования с привлечением ведущих мировых производителей и украинской научной базы.

Жаль, что сегодня в Верховной Раде обсуждается закон о локализации, который предполагает барьеры для ввоза в Украину высокотехнологичного оборудования, – поэтому отечественные производители не будут иметь действенного стимула. В чем же разница между таким законом и тем, что использовали в США, КНР на этапе транспортных технологий? Они не запрещали иностранным технологиям приходить в страну, а стимулировали отечественные предприятия по ряду налоговых и финансовых инструментов для трансфера технологий и совместного производства.

Принцип третий: установить четкие правила игры для бизнеса, прежде всего – налоговые, и как можно реже их менять. Напомню, что в США Налоговый кодекс работал со времени президентства Рональда Рейгана, с 1986 года, до прихода к власти президента Дональда Трампа в 2014 году. За все это время налоговая система не менялась.

И принципиальным является вопрос, что налоговая система должна быть не солидарной, где и богатый, и бедный платит одинаковую ставку налога, она должна быть пропорциональна: чем больше человек зарабатывает, тем больше она платить налоги. В этом и есть принципиальная разница между налоговой системой Украины и налоговой системой тех стран, которые направлены прежде всего на то, чтобы за счет богатых развивалась вся остальная часть общества и экономика. То есть налоговая система должна быть понятна каждому гражданину и ежегодно не подвергаться пересмотру, как это у нас практикуют различные правительственные и парламентские команды.

Налоги в условиях кризиса должны быть упрощены и снижены, как и практиковало многие страны во время коронакризиса. Государство будет получать средства в бюджет вследствие наращивания количества экономически активных производств. Отсутствие кредитных ресурсов не дает экономике развиваться, хотя НБУ за последние годы существенно уменьшил учетную ставку с 18% до 6%.

Начала работать государственная программа «Доступные кредиты 5-7-9%», где государство компенсирует предпринимателю часть кредитной нагрузки. Чем больше рабочих мест вы создаете, тем больший размер компенсации % по кредиту получаете. Программа будет работать, хотя ее объемы далеки от того, какие инструменты имеют наши конкуренты в мировой экономике. Пожалуй, нам все-таки стоило брать пример с США и других стран, которые в кризисные времена опускали ставку до нуля. В некоторых государствах, например, таких как Австрия, банковская система снимала деньги с людей за то, что хранила их у себя. Привлечь кредиты под ноль процентов годовых во многих странах является вполне доступным. Средняя долговая ставка на сегодня в мировой финансовой системе составляет примерно 2,5%. А Украина и сейчас привлекает деньги в среднем почти 7% годовых, что, конечно, значительно больше, чем на финансовых рынках мира.

Качество законотворчества, устранение противоречий между различными нормативными актами, регулирующими экономику, – все это станет возможным только при условии прихода к власти ответственных идеологических партий и настоящих профессионалов. Однако действовать нужно уже сейчас. Полезным здесь может стать внедрение «регуляторной гильотины», которая работает очень просто. Если, например, определено, что регистрация предприятия должна занимать неделю, но на пути этому становится определенный нормативный акт, он отменяется. В общем, реформа законодательства должна начаться с просмотра всех законов и устранения в них всех двусмысленностей. Ставка на цифровую страну в таком случае может быть действительно одним из самых эффективных инструментов.

Принцип четвертый: делать акцент на конкурентных преимуществах своей страны. Все сильные государства в определенный период развивались по этому принципу. Швейцария возлагалась прежде всего на банковский сектор, Саудовская Аравия – на добычу нефти, Китай – на промышленность, Германия – на автомобилестроение, Япония и Корея – на производство электроники, США объединяют несколько преимуществ одновременно – это и производство компьютеров, и агробизнес, и добыча энергоносителей. В современной Украине нам нужно выбирать ту отрасль, которая может быстро принести средства – конечно, здесь локомотивом экономики может стать аграрная отрасль, поскольку спрос на продукты питания только растет, тогда как потребность в продукции другой нашей ключевой экспортной отрасли – металлургии, к сожалению, в последнее время снижается. Прежде всего потому, что мы снова продаем сырье, а не металл высокого качества.

Сейчас Украина – второй экспортер зерновых после США, лидер по производству подсолнечника и рапса, но все это – сырьевой экспорт, на котором не заработаешь настоящих доходов. Годы на кукурузе, которую покупали у нас по 120 долл. за тонну, другие страны зарабатывали более 680 долл. добавленной стоимости, благодаря производству биоэтанола и кормов из этой культуры. А весь рапс, который мы экспортируем, европейские страны перерабатывают на биодизель, благодаря этому уменьшают свою энергетическую зависимость, а продукты переработки используют в животноводстве. Добавленная стоимость переработки рапса на биодизель составляет 830 долл.! А это рабочие места, биокластеры, вокруг которых создаются предприятия по переработке и хранению зерна, молочные и мясокомбинаты.

И здесь нужны разные специалисты: финансисты, IТ-специалисты, бухгалтеры, юристы и люди обычных профессий, работающих на заводах. Так строятся бюджеты тех государств, которые перерабатывают сырье. Собственно, такую стратегию на определенном этапе становления своей экономики применили Польша и Турция.

Сама аграрная отрасль, конечно, не является панацеей, но ее заказ на технику и оборудование на перерабатывающие предприятия действительно создают то конкурентное преимущество, по которому можно быстро реинвестировать в те отрасли машиностроения, которые еще могут быть также нашими конкурентными преимуществами, как самолетостроение или космическая отрасль. Итак, в ближайшее десятилетие Украина должна развивать переработку своего сырья и быстро реинвестировать в другие направления, которые будут формировать наш пакет преимуществ на внешних рынках и создавать добавленную стоимость внутри страны.

Выбор только за нами – быть экономически развитым, конкурентоспособным государством или оставаться сырьевым придатком мира. Как известно, корпорация Sony начинала с выпуска рисоварок, а Nokia – с переработки целлюлозы. Так и в Украине мощный национальный агробизнес и переработка сельхозсырья дадут капитал для того, чтобы наладить другие высокотехнологичные производства, такие как фармацевтика, самолетостроение, системы экологической энергетики, аэрокосмическая отрасль, производство вооружений.

Таким образом, через 25-35 лет Украина должна стать государством, которое использовало свои конкурентные преимущества с рядом высокотехнологичных производств и экспортом наукоемких товаров. Экспорт продовольствия будет оставаться одним из основных источников государственного дохода, но параллельно мы должны продавать самолеты, лекарства, солнечные батареи и тому подобное.

Мир сегодня, и страны Азии, Востока, четко дают понять, что не нужно им наше сырье, они предпочитают покупать у нас продукты с добавленной стоимостью. Логистические системы мира пока так нагружены промышленными продуктами, что просто перевозить сырье нет смысла. Поэтому каждая страна должна выстраивать свою нишу и свое конкурентное преимущество в мировой экономике. Мы действительно знаем, что и как нужно делать и сегодня, и завтра.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.