Цифровая профанация торговли круглыми лесоматериалами

Последнее время цифровизация усиленно внедряется в лесной рынок Украины, меняя полностью бизнес-модель торговли круглыми лесоматериалами. При этом особый упор делается на открытость, прозрачность, достоверность, доступность, снижение количества бумажной волокиты и бюрократии при оформлении документов, предоставление клиентам различных сервесных услуг, индивидуальный подход. С целью претворения цифровизации в реальную торговую практику создана довольно мощная электронная торговая платформа «Прозорро.Продажи», покрывающая своей сетью всю территорию Украины. Платформа позиционируется как правительственная, хотя в ее работе участвуют и частные компании. Эта платформа является промежуточной между продавцами и потребителями круглых лесоматериалов. Как раз на стыках торговой платформы, с многочисленными продавцами и покупателями и находятся множество проблем, требующих своего разрешения.

Так, «умные» цифровые системы при помощи машинного зрения должны производить измерение объема и сортировки круглых лесоматериалов по качеству. Эти данные, исключающие манипуляции, должны лежать в основе окончательных расчетов между покупателями и продавцами. В принципе, не важно, где должны находиться эти «умные» цифровые системы: у продавца, торговой площадки или покупателя. Просто системы контроля должны быть сертифицированы, а их данные должны подлежать аудиту. Пока этого нет, все данные о круглых лесоматериалах являются недостоверными и могут быть легко оспорены в рекламационном порядке, так как сортировка производится глазомерно и в лучшем случае с оценкой 50% поверхности бревна, что является объективной причиной наличия пересортицы, т.е. завышения цены по качеству в среднем на 30% (неправомерная выгода). Пока эта проблема не будет решена на цифровом уровне, о цифровизации лесного рынка можно говорить лишь условно. То же самое касается и определение объема круглых лесоматериалов, когда средний диаметр определяется по формуле через верхний диаметр бревна, что часто приводит к завышению реального объема (неправомерная выгода).

Формирование лотов – следующая кардинальная проблема в торговле круглыми лесоматериалами. В идеале 1 лот – 1 сортимент одного качества и одной размерной группы по диаметру (мелкие, средние, крупные). На практике, «Я его слепила из того что было, а то что было, то и продала…». Поэтому часто встречаются лоты из 15-20 позиций по качеству и диаметрам, что позволяет продавцу продавать круглые лесоматериалы чохом, не заморачиваясь на сортировку и более того, таким образом маскируя пересортицу (неправомерная выгода).

Есть и другие торговые фишки, ведущие к повышению цены на круглые лесоматериалы. Например, все больше леса продается на условиях поставки франко-верхний склад, что делает цену реализации более привлекательной. Но это не всегда «у лесной дороги», чаще в глухих лесных дебрях. Чтобы вывезти этот лес на промежуточный склад для цивилизованной отгрузки (а это уже цена нижнего склада) нужно оплатить дополнительные транспортные расходы. При этом часто приходится дополнительно оплачивать и погрузку, что делает цену уже выше цены нижнего склада.

Ну, а самая главная торговая фишка – это создание ажиотажного спроса на круглые лесоматериалы. Эта фишка позволяет отпустить цены в свободный полет и достигать ценовых высот, доступных лишь немногим. Например, все чаще появляющаяся в последнее время стартовая цена 2200-2400 грн/м3 для сосновых круглых лесооматериалов, которая для предприятий с высокой добавленной стоимостью может быть и доступна. А вот для лесопильных предприятий такая цена становится недоступной, так как они с ней не вписываются в конкурентоспособную себестоимость, например, каркасных строительных пиломатериалов. Ну не могут все производить исключительно торты, большинству приходится производить весьма востребованный обычный хлеб. Каркасные пиломатериалы и являются разновидностью «строительного хлеба».

Поэтому говорить, что установленная система торговли круглыми лесоматериалами способствует формированию справедливой рыночной цены – это глупо и безответственно, потому что для каждой группы готовой лесопродукции существует своя предельная цена на пиловочное сырье, обеспечивающая либо рентабельность, либо убытки.

Кроме того, в Украине действуют двойные стандарты. Круглые лесоматериалы, как и произведенные из них пиломатериалы гослесхозами являются их собственностью. Но, продажа первых по прямым договорам объявлена вне закона, а продажа вторых по прямым контрактам остается «в законе». Причем в обоих случаях это делается по высочайшему распоряжению, никакой самостоятельности хозяйственным предприятиям вопреки Хозяйственному кодексу не предоставляется.

Если провести аналогию «Прозорро» с Беларусской товарной биржей, то на последней продается вся лесопродукция: круглые лесоматериалы, пиломатериалы и другая лесопродукция. Цены там тоже иногда растут, но не столь стремительно как на «Прозорро». Может быть поэтому там объем деревопереработки постоянно растет.

Нынешняя модель лесной торговли несмотря на весь цифровой антураж, по сути мало чем отличается от доцифровой модели и намного хуже периода работы по прямым договорам. Она является полумерой, которая не решает проблемы, а лишь консервирует ее. Более того, логика развития этой модели разрушительная и ведет к развитию сырьевой модели экономики, что мы, кстати, наблюдаем и в аграрном секторе. Это типичный рынок продавца, который используя свое монопольное положение на рынке, по своему усмотрению необоснованно взвинчивает цены реализации, не сообразуясь с реальными запросами рынка.

На европейском лесном рынке уровень цен регулируется длительностью заключения прямых договоров между продавцами и покупателями, которые могут быть короткими (3-6 месяцев) и длительными (от 1 года и более). Но именно прямые договора обеспечивают гарантии как поставок, так и цен. В Украине до недавнего времени действовала такая же система прямых договоров, которую заменили на лотерею в виде обязательных аукционов.

Вот, если бы каждый потребитель подавал на «Прозорро.Продажи» заявку с указанием своих потребностей и качества требуемых лесоматериалов, а также предельно допустимой закупочной ценой, а последняя бы обеспечивала выполнение этой заявки, тогда бы эта платформа действительно была бы востребована на все 100% и комиссионные в 3% вполне казались бы правомерными. Зачем обращаться к 20-30 поставщикам, когда все сырьевые проблемы может закрыть одна торговая платформа.

В нынешней же модели бизнеса «Прозорро.Продажи» больше похожа на пугало, чем на маяк в океане лесной торговли. Хотя, на торговой площадке «Прозорро» работают креативные молодые ребята, добросовестно выполняющие свои обязанности и постоянно стремящиеся к совершенству, их вполне можно использовать и в темную. В конце концов, и кухонный нож может послужить орудием убийства.

А можно и в светлую, когда торговая площадка становится надежным союзником производителя, который обеспечивает его сырьем по приемлемой цене и реализует его продукцию на рынке в конкурентной среде. Можно сказать, что все есть яд и все есть лекарство, тем или иным делает лишь мера. Искусство созидателей как раз и заключается в поиске этой меры, которая в настоящее время определяется методом проб и ошибок. Но пока все больше ошибок.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.