Чем нынешняя торговая политика власти отличается от политики её “злочинных” предшественников? В поисках ответа на этот вопрос, предлагаю вспомнить два интервью, знаковых для развития рынка древесины. Оба подготовлены Еленой Середа и опубликованы в журнале Бизнес. М.П.
“Прямых договоров не будет”, — заявляет председатель Государственного агентства лесных ресурсов Украины Виктор Сивец. Виктор Сивец, уже занимавший пост главы Госкомлесхоза в 2006-2007 гг., запомнился деревообработчикам как реформатор, и с его легкой руки лесное хозяйство реформируют уже шестой год. Сам Виктор Николаевич начал процесс преобразований с внедрения системы аукционной продажи лесоматериалов.
“При его правлении в 2006-2008 гг. были отменены прямые договоры, и цены взлетели до небес”, — вспоминают операторы. Однако и четыре года назад, и сейчас г-н Сивец уверяет, что аукционы — единственный возможный способ создать прозрачный рынок лесоматериалов.
Но еще первые торги показали, что это отнюдь не так. “Например, на один из первых аукционов выставили лот, куда входила вся древесина, заготовленная в двух областях за целый квартал.
Такой лот могли приобрести только экспортеры”, — говорят предприниматели. И теперь от нового старого председателя игроки рынка ничего хорошего не ждут: “Снова будет расти цена на древесину, увеличится экспорт”.
Переподчинение
— С 15 февраля Госкомлесхоз преобразовывается в Госагентство лесных ресурсов. Ради чего это делается и как изменятся полномочия и функции ведомства?
— Никаких принципиальных изменений не будет, за небольшим исключением: раньше Госкомлесхоз был в подчинении Министерства охраны окружающей среды, а теперь будем подчиняться Министерству аграрной политики и продовольствия.
Соответственно, бюджет лесного хозяйства, структуру организации, назначение новых руководителей областных лесхозов, своих заместителей я буду согласовывать с МинАП.
Вот и вся разница. В остальном наша деятельность регулируется Лесным кодексом, которым регламентированы полномочия и функции уполномоченного органа, осуществляющего лесохозяйственную деятельность.
— Если все полномочия и регуляторные функции остаются за вашим ведомством, зачем менять его название, раз новация заключается только в переподчинении?
— Не совсем так. Во-первых, пройдет сокращение нашего чиновничьего аппарата, что позволит сформировать эффективный кадровый состав как в центральном аппарате, так и в областных управлениях.
Во-вторых, сейчас в подчинении Госкомлесхоза находится только 82% лесов Украины, 16% — под контролем Минагрополитики и 2% — Минобороны.
И теперь будут предприняты активные действия, чтобы, согласно постановлению Кабмина №273 от 13.03.06 г., объединить все леса под управлением одного органа. С “аграрными” и “военными” лесами ситуация очень непростая.
Если раньше в лесах Минобороны находились какие-то военные части, базы, полигоны и т.п., то сейчас, за редким исключением, их там уже нет, а лес за военными остался.
— И в бесхозных лесах идет неконтролируемая рубка и т.п.
— Совершенно верно. В 1991 г. в среднем на 1 га лесов Украины приходилось 400 куб.м древесины, сейчас в лесхозах это соотношение сохранилось, есть даже прирост, а в “колхозных” лесах этот показатель остался на уровне 125 куб.м на 1 га.
Минагрополитики лесохозяйственную деятельность не вело, все было отдано на откуп местным властям, и с 1991 г. там никто не возобновлял ресурс.
Поэтому все леса решениями областных советов будут передаваться на баланс Агентства (вопрос в том, как исполнительный орган власти добьется безоговорочного подчинения органа власти представительной. — Ред.).
— Вы не опасаетесь сопротивления местных органов власти, ведь они “кормились” в этих лесах?
— Я же вам назвал средние запасы древесины в этих лесах, а в некоторых случаях там нет и 30 куб.м на 1 га, там уже деревьев не осталось. На этих территориях нужно проводить мероприятия по восстановлению лесов.
Инфраструктура
— Давайте поговорим об эффективности работы самого Агентства, точнее — Госкомлесхоза. В частности, о реформировании, которое проводило его прежнее руководство, а именно, о привлечении частных структур к лесохозяйственным работам.
— Прежде всего необходимо заняться развитием инфраструктуры лесного хозяйства, это фундамент реформирования. Есть прекрасный пример развития лесного хозяйства — Польша, где за 10-15 лет добились высоких результатов.
Первое, что они сделали, — начали активно развивать лесную инфраструктуру, в частности, строить современные лесные дороги. Сейчас там на 1 тыс.га леса около 30 км дорог. К сожалению, в Украине на 1 тыс.га леса только 4,5 км дорог.
Такие лесистые области, как Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Черновицкая, у нас являются дотационными, хотя должны быть основными донорами бюджета Украины.
Например, в Карпатах на 1 тыс.га леса всего 1,2 км дорог. Экономика при этом следующая: 1 км новой лесной дороги открывает доступ к дополнительному ресурсу на 17 млн грн., тогда как стоимость прокладки 1 км дороги равна 450-500 тыс.грн.
— Сколько средств предусмотрено в Бюджете-2011 на строительство лесных дорог?
— В госбюджете на эту статью деньги не заложены. Но в казне есть фонд развития, составляющий около 6 млрд грн. Мы сейчас ведем переговоры с Минфином, чтобы из этого фонда нам выделили средства.
— О какой сумме идет речь?
— Сколько бы нам государство ни выделило, мы за все благодарны. Я не люблю говорить о том, чего пока не случилось… Вот выделят нам деньги, обязательно скажу, сколько.
Реформирование лесхозов
— А на каком этапе находится реформирование административной системы лесхозов, проводимое в последние два года и заключавшееся в делегировании многих хозяйственных функций лесхозов частным структурам?
— У нас уже есть лесхозы, которые отводят лесосеки, где частные структуры валят лес и выполняют прочие лесохозяйственные работы, а лесхозы при этом занимаются охраной леса и его реализацией, но этот этап реформирования не такой быстрый. Подобная система работает во всех развитых европейских странах.
Но для нас это пока скорее исключение, чем правило. Украине к этой системе нужно идти постепенно. Безусловно, частные структуры работают более эффективно, и лесхозам сотрудничать с ними выгодно. В будущем большую часть лесохозяйственных работ будут осуществлять частные компании.
— Но, насколько известно, эта реструктуризация проводилась достаточно своеобразно: бригады лесхозов выходили из их составов, бригадиры становились частными предпринимателями, которым передавалась в аренду техника лесхозов, а сотрудники лесхозов объявлялись сотрудниками новых структур…
— А что вы находите в этом странного?
— Функции подрядчиков лесхозов могли бы выполнять действительно частные компании, например, местные фермеры и другие инвесторы, которые претендуют на выполнение лесохозяйственных работ. Они могли бы нанять тех же работников лесхозов…
— Мы же не возражаем. Если есть желание, вкладывайте деньги, собирайте людей и работайте. Никаких проблем нет. Это же рынок. Если есть предприниматель, который имеет достаточно финансовых средств, готов людям платить более высокую зарплату и выполнять работу по лесозаготовке и прочие лесохозяйственные работы, — пожалуйста.
Если у частной компании есть необходимая техника, разрешение Госгорпромнадзора, лицензия на лесозаготовительные работы, обученные люди…
У нас в каждом лесхозе есть отдел охраны труда, где людей обучают основным навыкам техники безопасности, ведь при валке леса возможны смертельные случаи, этим не должны заниматься необученные люди.
— Но инвестор не должен обладать навыками валки леса. Ему достаточно нанять соответствующих специалистов.
—… (вопрос остался без ответа. — Ред.)
— К каким видам работ вы допустите неаффилированного частного предпринимателя?
— Это вопрос экономики. Есть возможности у лесхоза заплатить за определенный вид услуг, которые выполняет частный предприниматель или частное предприятие, к примеру, 60 грн. за заготовку 1 куб.м древесины, компания заготовила, представители лесхоза подписали акт выполненных работ и перечислили средства.
— Лесом рассчитываться не планируете?
— Нет. Такая практика пока существует, как правило, в западных регионах, но она ведет только к увеличению задолженности по зарплате и т.п.
Сбыт древесины
— Будут ли меняться условия работы с потребителями лесоматериалов, в частности, сохранится ли система аукционов на древесину, останется ли практика прямых договоров с деревоперерабатывающими предприятиями?
— Не будет никаких прямых договоров. Вся продукция лесхозов будет реализовываться только на аукционах по рыночным ценам. Сейчас мы уже готовим аукцион на второй квартал, готовим лоты, а торги покажут, какова рыночная цена на древесину на внутреннем рынке.
— А если не реализуете древесину на аукционе?
— Когда я был председателем Госкомлесхоза, в 2006-2007 гг., такого не было. Объем сбыта лесоматериалов в 2006 г. составил около 1,8 млрд грн.
После того как мы ушли от прямых договоров, начали проводить прозрачные аукционы, то закончили 2007 г. с объемом реализации около 2,4 млрд грн. При этом был заготовлен тот же объем древесины, что и в 2006 г. Точно такой же рост доходов будет и в 2011 г.
— В 2007 г. был колоссальный рост во всех отраслях, в том числе мебельной, строительной. Маловероятно, что в 2011 г. сложится такой же спрос на древесину…
— Давайте мы с вами встретимся в это же время в 2012 г. Будет точно такой же прирост доходов от реализации древесины, как и в 2007 г.
— И все же, если отечественные предприятия будут не в состоянии покупать лес по цене аукциона?
— Если отечественные предприятия откажутся, то у нас есть экспортеры, которые с удовольствием купят этот лес и вывезут его на свои предприятия за границу.
Если сравнить, например, деятельность европейских производителей плитных материалов и украинских, интересная получается картина. Иностранцам 1 куб.м лесоматериалов обходится (с учетом затрат на транспортировку и т.п.) примерно в 400 грн. И они производят из этого сырья продукцию, привозят ее обратно в Украину и продают с выгодой для себя.
Украинским плитным предприятиям 1 куб.м древесины обходится в 140 грн. При этом они говорят, что если цены на лесоматериалы начнут расти, то они закроются.
Около 20 лет отечественные предприятия рассчитывали на дешевое сырье, не вкладывали средства в модернизацию, энергосбережение. И пока отечественные компании не начнут оптимизировать свою деятельность, у нас не будет конкурентоспособной деревообрабатывающей промышленности.
В себестоимости производства иностранных плит на древесину приходится всего 10%, отечественных — 20%. Даже если мы на 30% повысим цены, себестоимость плитных материалов увеличится лишь на 2-3%. Для плитных предприятий это принципиально? А для лесного хозяйства принципиально, потому что появляются дополнительные средства.
— Так, может, ну их, этих отечественных производителей, просто увеличьте экспорт древесины…
— Ни в коем случае. Мы не можем себе позволить продавать круглый лес, мы должны перерабатывать его, изготовлять из него мебель, плиты и прочую продукцию. И мы все это должны производить в Украине.
И если будет прозрачный рынок лесоматериалов, к нам придут крупнейшие международные компании и построят здесь комбинаты, которые будут выпускать конкурентоспособную продукцию.
Так произошло в Польше. Там много деревоперерабатывающих предприятий с австрийским, немецким, итальянским, голландским капиталом.
Досье БИЗНЕСа
Виктор Сивец, председатель Государственного агентства лесных ресурсов Украины
Родился: 18 августа 1970 г. в г.Киеве.
Образование: Киевский государственный институт физкультуры (1988 г.), Московский государственный институт международных отношений (1998 г.).
Карьера: 1998-2005 гг. — работал на руководящих должностях группы компаний “Дом паркета”, возглавлял корпорацию DP Group (г.Киев; производство паркета, дверей, окон, мебели; с 1993 г.); 2005-2006 гг. — заместитель председателя Государственного комитета лесного хозяйства; 2006-2008 гг. — председатель Государственного комитета лесного хозяйства Украины; 2008-2011 гг.-заместитель председателя Киевской городской государственной администрации; 12 января 2011 г. Указом Президента Украины №21 назначен председателем Государственного агентства лесных ресурсов Украины.
Семейное положение: женат, две дочери.
Автор: Середа Елена Анатольевна, Силивончик Владислав Иванович
Источник: БИЗНЕС №5(940) от 31.01.2011
“И это прозрачный рынок?”
“И это прозрачный рынок?” — возмущается президент ассоциации “Мебельдеревпром” Сергей Сагаль. Сергей Сагаль “пережил” шестерых председателей Госкомлесхоза. Помнит он стиль работы и нового председателя теперь уже Государственного агентства лесных ресурсов Виктора Сивца, который возглавлял Госкомлесхоз еще в 2006-2007 гг.
Интервью с г-ном Сивцом вышло в БИЗНЕСе две недели назад (см. №5 от 31.01.11 г., стр.62-64) и вызвало бурю негодования у деревообработчиков, особенно у производителей плитной продукции, интересы которых и защищает г-н Сагаль.
Недовольство деревообработчиков подогревается еще и тем, что г-н Сивец не считает нужным разговаривать с ними. А последние как раз не прочь побеседовать с председателем Госагентства.
Им хочется поговорить о ценах на древесину, об объемах продаваемого лесхозами сырья, о практике прямых контрактов с лесхозами. И БИЗНЕС предоставил деревообрабатывающему бизнесу площадку для заочного диалога. К слову, такими откровенными деревообработчики не были с 2007 г.
— У БИЗНЕСа сложилось впечатление, что у деревообработчиков не складываются отношения с новым (старым) председателем Госагентства лесных ресурсов?
— Лесопромышленный комплекс — это в том числе и деревообрабатывающие предприятия. Невозможно развивать лесное хозяйство, не учитывая их интересов. Ведь экономическая эффективность лесного хозяйства в разы меньше, чем у лесоперерабатывающей отрасли.
Скандинавские эксперты подсчитали, что если на реализации 1 куб.м круглого леса можно условно заработать $1, то продавая изготовленные из этого леса столярные изделия — уже $6, а сбывая сделанную из соответствующего объема столярных изделий мебель — $12.
То есть лес, с экономической точки зрения, нужен не для того, чтобы его выращивать и продавать, а для создания мощной перерабатывающей промышленности. Поэтому деревообработчики всегда стремились тесно сотрудничать с Госкомлесхозом (сейчас — Госагентство лесных ресурсов. — Ред.), совместно решать вопросы.
— Но с новым председателем Госагентства вы не нашли общий язык?
— С нами попросту не хотят разговаривать. Мы с момента назначения нового руководителя звоним в Госагентство, но там отвечают, что председателя нет либо что он занят.
Хотя мы являемся стратегическим партнером лесхозов страны: предприятия, входящие в Ассоциацию, потребляют около 3 млн куб.м древесины в год (примерно 30% всей заготавливаемой древесины в стране и 50% древесины, перерабатываемой в Украине), и с этим нельзя не считаться.
— У вас сегодня есть возможность через БИЗНЕС обратиться к руководству Госагентства.
— С деревообработчиками нужно вести диалог, встречаться, нужно организовывать “круглые столы”, где обсуждать интересы всей отрасли.
Благо, опыт взаимовыгодного сотрудничества у нас есть. Каждый квартал мы составляли баланс и оговаривали с Госкомлесхозом объемы закупок. При этом лесхозы не прекращали экспортировать лес и в то же время обеспечивали нас необходимым объемом сырья.
— По всей вероятности, новый руководитель не готов общаться с вами, поскольку считает отечественные деревообрабатывающие предприятия, в частности плитные, отсталыми, менее эффективными по сравнению с их зарубежными конкурентами.
— На самом деле почти все крупные деревообрабатывающие предприятия в стране либо недавно построены, либо полностью модернизированы.
Даже если они оснащались бывшим в употреблении оборудованием, все равно на них устанавливались новая автоматика, системы управления. Хотя, действительно, есть предприятия, которые не модернизировались, но их доля на рынке не превышает 10%, и они, по сути, доживают свой век.
Хотелось бы пригласить г-на Сивца на предприятия по производству ДСП, где он получит полную информацию. И только после этого он может высказываться публично о том, как ведется хозяйствование на деревообрабатывающих заводах, о том, насколько они затратны и энергоэффективны.
— Он, наверное, надеется, что с приходом крупных инвесторов в украинскую деревообработку отрасль станет еще эффективнее?
— Так они уже пришли. В Украине нет ни одного крупного плитного производства на отечественном капитале. Здесь есть мировые лидеры по производству древесных плит, владеющие предприятиями по всей планете, и они вложили десятки миллионов долларов в украинские заводы.
— Но все же, например, по энергоэффективности западноевропейские и украинские производства отличаются?
— У всех это внутренняя кухня, и этими цифрами никто не делится. Но и в Европе есть разные заводы, в том числе работающие по устаревшим технологиям. Высокотехнологичность завода — еще не гарантия его выживания.
В этом году в Европе остановились два крупных сверхсовременных завода по производству ДСП, общая мощность которых сопоставима с производительностью всех украинских изготовителей ДСП.
— А каковы цены на лесоматериалы в Европе?
— Различные. Например, в странах Балтии много поставщиков древесины. Но лесоматериалы, поставляемые местными государственными предприятиями, с учетом затрат на доставку обходятся потребителям, если пересчитать в нашу валюту, в 220 грн. за 1 куб.м, и госцены там, как правило, самые низкие. А для украинских производителей плит древесина с учетом доставки стоит 240- 260 грн. за 1 куб.м.
— По данным Госагентства, европейским покупателям украинской древесины она обходится с учетом доставки в 400 грн. за 1 куб.
— Вполне возможно. Но дело в том, что, например, польские предприятия обеспечивают 80-90% своих потребностей в сырье за счет внутренних относительно дешевых поставок. И чтобы загрузить все свои мощности, они могут себе позволить 10-20% сырья купить намного дороже.
— Могут ли отечественные деревообработчики, как иностранные производители, импортировать лесосырье?
— К сожалению, наши предприятия могут купить лесосырье только в Украине. Во многих европейских странах дефицит сырья. В Белоруссии, России нельзя купить сырье, поскольку там рынок защищен вывозными пошлинами.
Россия с ее огромными запасами древесины ввела экспортную пошлину в размере EUR50 за 1 куб.м, Белоруссия — EUR100 за 1 куб.м. Хочешь купить дрова по EUR19 за 1 куб.м, заплати еще EUR100.
— А Украина разве не может ввести экспортную пошлину?
— В свое время Минпромполитики вышло с очень разумной инициативой ввести экспортную пошлину на лесоматериалы, которую, к сожалению, не успели воплотить в жизнь и неизвестно, будут ли воплощать.
Предполагалось, что средства от взимания этой пошлины пойдут не просто в бюджет государства, а в отдельный фонд для развития лесов, строительства лесных дорог и т.д.
Но при этом пошлина должна была быть достаточно существенной, чтобы хотелось экспортировать только то, что на внутреннем рынке не пользуется спросом.
А наш основной поставщик лесоматериалов — Госагентство лесных ресурсов — ставит перед собой задачу поднять цены на лесоматериалы для внутреннего потребителя до максимума. За последний год эти цены и так выросли на 45%, при этом на 20-30% на недавнем декабрьском аукционе в 2010 г.
А через два месяца руководство Госагентства собирается провести очередной аукцион, чтобы увидеть якобы реальную рыночную цену древесины. Мы не увидим реальную цену, поскольку стартовая уже наверняка будет выше нынешней.
— Были случаи, когда не покупали сырье на аукционах из-за высокой цены?
— Чтобы не купили сырье совсем, не было. Но было, когда предприятия не брали какие-то лоты, потому что цены на них были выше среднерыночных. Это случалось, когда отдельный лесхоз хотел продать древесину еще дороже. Заканчивалось это тем, что сырье сами лесхозы реализовывали по прямым договорам и по нормальным ценам.
— А в Госагентстве уверены, что аукционы обеспечивают прозрачность рынка древесины.
— По аукционам нельзя судить о прозрачности рынка. В 2006-2007 гг. на аукционах продавалось не более 30% сырья, остальную заготовленную древесину деревообработчики приобретали по прямым договорам с лесхозами. Но и этого предприятиям не хватало. Поэтому часть сырья докупали в лесах, подчиненных Минагрополитики, Минобороны.
Проблема в том, что никогда на аукционах не выставляли 100% необходимого производителям сырья. И, скорее всего, на ближайшем аукционе тоже не выставят. И так ли это, мы узнаем, в лучшем случае, за неделю до торгов, а то и за день.
На самом же аукционе деревообработчики, когда видят, что выставленного сырья всем не хватит, достаточно быстро соглашаются на более высокую цену. А если бы выставляли 100% необходимого сырья, то большого роста цен не было бы.
Перед последним аукционом предыдущий председатель Госкомлесхоза собрал деревообработчиков, мы обсудили регламент торгов, в биржевой комитет ввели представителей нашей Ассоциации. С 5% до 0,5% было уменьшено комиссионное вознаграждение, с 5% до 1% — гарантированный взнос.
В прошлом году мы совместно с Госкомлесхозом создали рабочую группу по ценообразованию, соответственно, могли увидеть, из чего складывается себестоимость леса. Уже прошел месяц, как мы отправили свои предложения новому председателю Госагентства, но на них не отреагировали.
Только грозят увеличить цены. А по какой причине их увеличивать? Лесхозы по результатам года показали убытки? Уверен, что нет. Просто захотели увеличить цены на 30%. Мы готовы 100% сырья покупать на аукционе, но тогда пусть Госагентство даст формулу формирования стартовой цены. Требует усовершенствования и Положение об аукционных торгах.
— Но ведь во многих странах, в тех же Польше, Белоруссии, лесоматериалы продают на бирже?
— У нас система: не пришел на аукцион (который проводится максимум раз в квартал) — не купил, умер. В отличие от Украины, в Польше, Белоруссии электронные торги на древесину идут постоянно, так что сырье можно купить в любой день. Кроме того, почему только независимые деревообработчики покупают сырье на аукционах?
Почему нет на аукционах перерабатывающих предприятий Госагентства? А они перерабатывают ни много ни мало 3 млн куб.м древесины ежегодно. Они не посещают аукционы, а лесосырье берут. По каким ценам? Почему нерезиденты не идут на аукционы?
— Но, судя по настроению нового руководства Госагентства, вполне вероятно, что для нерезидентов тоже будут проводиться аукционы.
— Какие аукционы? Контракты на поставку древесины нерезидентам на этот год заключены были еще в ноябре-декабре 2010 г. Это вы называете прозрачным рынком?
— Какую систему торгов вы предлагаете, чтобы рынок стал прозрачным?
— Было бы хорошо, если бы каждый субъект в лесном хозяйстве был самостоятельным. Согласно действующему законодательству, предприятие имеет право реализовывать свою продукцию, как пожелает.
Почему у всех лесхозов, расположенных в различных концах страны, часто бывает одна цена? И почему продают они лес на одной бирже?
— Я так понимаю, вы намекаете на необходимость сохранения системы прямых договоров с лесхозами?
— Прямой договор для деревообработчика хорош тем, что может заключаться на год (что позволяет планировать работу), причем с ближайшим лесхозом, чтобы сократить до минимума затраты на транспортировку.
А на аукционах ситуация непрогнозируемая. Лот от волынского лесхоза может выкупить предприятие из Харьковской области, например.
Неудобно это не только потребителям, но и самим лесхозам, особенно тем, которые самостоятельно оказывают услуги по транспортировке леса. Аукционы удобны только Госагентству, поскольку дают ему возможность увеличивать цены.
— Но деревообработчики перед аукционом могут договориться между собой и брать лоты от близлежащих лесхозов?
— А не проще договариваться с лесхозами? Государству нужно признать, что Госагентство — это монопольная структура, поскольку ведет оно себя как монополист, диктуя правила игры всем лесхозам, а заодно и деревообработчикам.
Где это видано, чтобы одно ведомство само себе планировало, как рубить лес, как продавать, и при этом само себя контролировало. А когда его объявят монополистом, вступят в силу соответствующие механизмы, не позволяющие самовольно устанавливать цены и т.п.
Досье БИЗНЕСа
Сергей Сагаль, президент ассоциации “Мебельдеревпром” (г.Киев; объединяет около 70 мебельных и деревообрабатывающих предприятий)
Родился: 8 августа 1949 г. в г.Ковель, Волынская обл.
Образование: Львовский лесотехнический институт, инженер-технолог (1972 г.); аспирантура Московского лесотехнического института (1979 г.), кандидат наук.
Карьера: 1972-1974 гг. — старший мастер, начальник ОТК Клавдиевского опытно-экспериментального завода (Киевская обл.); 1974-1987 гг. — работал в Украинском НИИ механической обработки древесины; 1987-1992 гг. — заместитель генерального директора Украинского научно-производственного деревообрабатывающего объединения по научной работе; 1992-1994 гг. — начальник отдела внешнеэкономических связей Министерства промышленности Украины; 1994-1999 гг. — директор объединения “Укрвнешдревпром”; 1999-2003 гг. — директор института “Укргипромебель”; с 2003 г. — председатель правления ЗАО “Украинский институт мебели”; с 2000 г. — президент ассоциации “Мебельдеревпром”.
Семейное положение: женат, двое сыновей.
Автор: Середа Елена Анатольевна, Силивончик Владислав Иванович
Источник: БИЗНЕС №7(942) от 14.02.2011